Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:04, курсовая работа
Источники права издавна были и в наше время остаются предметом самого пристального внимания как общей теории права, так и отраслевых научных дисциплин.
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения внешней формы выражения как способов возведения в закон воли соответствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих интересы классов, всего народа или его части.
Изучение источников права теснейшим образом связано с утверждением принципов правового государства, обеспечением прав и свобод человека, организацией экономических и социальных отношений, устройством государства и решением задач эффективного управления его делами.
Глава 1. Понятие и виды источников права. 5
1.1. Понятие источников права 5
1.2. Виды источников права 6
Глава 2. Характеристика источников права Российской Федерации 15
2.1. Конституция – основной источник права Российской Федерации 15
2.2. Общефедеральные законы 20
2.3. Кодексы и федеральные законы 21
2.4. Подзаконные нормативно-правовые акты РФ 22
2.5. Постановления Правительства РФ 23
2.6. Нормативный договор 24
2.7. Обычай как источник права 26
2.8. Источники права субъектов РФ и органов местного самоуправления 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Содержание
Источники права издавна были и в наше время остаются предметом самого пристального внимания как общей теории права, так и отраслевых научных дисциплин.
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения внешней формы выражения как способов возведения в закон воли соответствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих интересы классов, всего народа или его части.
Изучение источников права теснейшим образом связано с утверждением принципов правового государства, обеспечением прав и свобод человека, организацией экономических и социальных отношений, устройством государства и решением задач эффективного управления его делами.
Материальные условия жизни общества, которые определяют государственную власть и выступают правообразующей силой, дают понятие источника права в материальном смысле слова, которые обусловливают волю через соответствующую правотворческую деятельность, результатом которой является тот или иной источник права.
Источник права можно рассматривать и как источник познания, под которым понимаются дошедшие до нашего времени исторические документы: берестяные грамоты древнего Новгорода, судебные речи или выступления ведущих юристов, тексты нормативно-правовых актов, судебных или административных прецедентов и т.п.
Следует отметить, что движение к правовому государству в России предопределило принятие новой Конституции, на базе которой фактически сформировано качественно иное российское право, охватывающее значительно более широкий круг источников права. В системе источников права кардинально повысилась роль закона, произошло относительное снижение удельного веса подзаконных актов.
В системе источников права роль Конституции особенно значима. Конституция не только определяет виды источников права, но и устанавливает их иерархию. В условиях России это крайне актуально. М.В. Баглай справедливо предупреждал: "Далеко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения, тут должен быть жесткий порядок, чтобы предупредить войну источников."
Многие проблемы в развитии федеративного государства в России возникли именно вследствие нарушения установленной иерархии источников права. Единство Российского государства ослаблялось тем, что в ряде субъектов Российской Федерации принимались акты, противоречащие федеральному законодательству.
На современном этапе существуют многие отрасли права, в которых в силу различных причин вообще отсутствует правовое регулирование или оно ограничивается общей отсылкой или рамочными нормами.
Это обстоятельство, а также неспособность законодателя вовремя реагировать на меняющуюся действительность служат движущей силой развития судейского правотворчества.
Таким образом, цель написания данной курсовой работы – это раскрытие темы “Формы (источники) права”.
Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:
1.
Раскрыть понятие источника
2. Охарактеризовать источники права Российской Федерации.
При написании курсовой работы был использован разнообразный учебный материал по курсу «Теория государства и права». Особенно хотелось бы отметить авторов В. М. Карельского «Теория государства и права»; Зивс. «Источники права»; В. В. Лазарева «Основы знаний о государстве и праве». Учебники отличает единство подхода к проблематике теории государства и права, изложение материала логически взаимосвязано, последовательно.
Рассматривая категорию источника права как одну из центральных, аналитический позитивизм, в сущности, сводит наблюдаемые явления к текстам источников права. Он развивает положения об их создании, юридической технике, толковании, тем самым выстраивая концепцию всего позитивного права. Как формальнологическое учение, склонное к описательству и комментаторству, аналитический позитивизм в большей степени сконцентрировался на узкой задаче - описании отдельных источников права, а не на выработке общего понятия источника права1.
Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие — источниками. Но разные определения одних и тех же явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого.
Об источниках права говорят прежде всего в смысле факторов, питающих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность государства, воля господствующего класса (всего народа) и в конечном счете материальные условия жизни общества. Об источниках права пишут также в плане познания права и называют соответственно: исторические памятники права, данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судебные речи, труды юристов и др. Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права», указывающий на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. В континентальных государствах это в основном нормативные акты. Договор как источник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент континентальной правовой системой отвергается.
По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.2
Обычай — это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось в значительной мере в результате приспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущих классов. Так, первые законы античного и феодального обществ по существу были сводами обычного права отдельных племен (Русская, Салическая, Саксонская правды). В ходе истории обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако и в настоящее время обычай, хотя и незначительно, но все же употребляется. Так, например, суд, рассматривая дело о разводе супругов и решая вопрос о том, с кем из родителей оставить детей, почти всегда склоняется в пользу матери. Подобного рода решения принимаются на основе обычая, согласно которому в основном воспитанием ребенка занимается мать. И только если отец докажет, что мать не способна воспитывать ребенка в силу своих физических или чаще моральных качеств, то суд оставляет ребенка с отцом.3
Обычай как источник права имеет немало достоинств. Вот почему он на протяжении многих веков использовался людьми, а во многих современных африканских государствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинств обычая можно назвать:
1) возникновение его не сверху, а снизу, и поэтому он способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;
2)
выражение им каких-то
3) устная форма и донесение информации простым, доступным языком;
4)
большая добровольность в
Но и недостатки, присущие обычаю, существенны:
1) косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир изменяется быстро;
2)
его неопределенность, что является
результатом
3)
небольшая сфера
Юридический прецедент (юридическая практика) — более распространенный источник права. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средневековье. В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англо-саксонское общее право.
Юридический прецедент (судебный или административный) — это решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.4
Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимают решение по делу. Решение не должно приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судьи. Он обязан руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями и житейским опытом. Если такое решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется.
Прецедентное право (его еще иначе называют свободным правом) используется до сих пор довольно широко по следующим причинам:
1) прецедент — это результат логики и здравого смысла, что приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;
2)
он имеет большую силу
3) прецедент имеет гораздо больший динамизм нежели нормативный акт; судья способен скорее уловить изменения, происходящие в жизни, и отразить их в своем решении.
Но прецедентное право страдает и недостатками:
1)
прецедент не имеет того
2)
он допускает возможность
3) не определен также и объем его действия.
Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.
Юридический прецедент широко распространен в Англии, США, других государствах, где широко действует система общего права.
Как источник права, нормативный акт – это наиболее позднее творение человеческого разума. Но несмотря на это, он становится все более и более распространенным даже в тех странах, где традиционно большую роль играют другие источники права (в арабских странах — религиозные воззрения, в странах Британского Содружества Наций — прецедент). И не случайно. Нормативный акт — очень удобная форма права.
Во-первых, он позволяет быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены.
Во-вторых, нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Такая их особенность позволяет направить развитие общества в целом в единое русло и с большей эффективностью установить порядок1.
В-третьих, нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для местничества.
В-четвертых, если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.
Переход к нормативному регулированию посредством нормативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации тех сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающей формой правового регулирования.