Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:04, курсовая работа
Источники права издавна были и в наше время остаются предметом самого пристального внимания как общей теории права, так и отраслевых научных дисциплин.
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения внешней формы выражения как способов возведения в закон воли соответствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих интересы классов, всего народа или его части.
Изучение источников права теснейшим образом связано с утверждением принципов правового государства, обеспечением прав и свобод человека, организацией экономических и социальных отношений, устройством государства и решением задач эффективного управления его делами.
Глава 1. Понятие и виды источников права. 5
1.1. Понятие источников права 5
1.2. Виды источников права 6
Глава 2. Характеристика источников права Российской Федерации 15
2.1. Конституция – основной источник права Российской Федерации 15
2.2. Общефедеральные законы 20
2.3. Кодексы и федеральные законы 21
2.4. Подзаконные нормативно-правовые акты РФ 22
2.5. Постановления Правительства РФ 23
2.6. Нормативный договор 24
2.7. Обычай как источник права 26
2.8. Источники права субъектов РФ и органов местного самоуправления 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Такие договоры получили распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве. В последние годы, указанные договоры стали применяться и в конституционном праве России. Например, в 1992 г. был заключен Федеративный договор между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении между ними предметов ведения и полномочий. В 1994 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Татарстаном, где были определены предметы взаимного делегирования полномочий9. В дальнейшем такие договоры были заключены и с другими субъектами Федерации.
К разновидностям нормативного договора как источника права относятся и различные коллективные договоры между работодателями и работниками в области трудового права, а также нормативные договоры в области гражданского права.
Обычный договор в области гражданского права определяется в ст. 420 ГК РФ как "соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей". Такой обычный договор — это акт реализации действующих норм права, имеющий индивидуальный характер и значимый лишь для конкретно определенных лиц, а не акт установления новых норм права. Подобные договоры являются актами индивидуального, а не нормативного (нормоустанавливающего) характера, и поэтому они не являются источниками права.
Нормативно-правовое значение (в смысле договорного источника права) имеет так называемый публичный договор в области гражданского права, который определяется в ГК РФ (п. 1 ст. 426) как "договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.д.)". Положения такого поличного договора (его условия и т.д.) распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, которые могут быть заключены на основе общих положений (норм) соответствующего публичного договора.
По существу под публичным договором имеется в виду типовой или примерный договор, содержащий общие положения (нормы), обязательные для всех конкретных договоров в рамках данного типа договоров. Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ, "в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.)". Примерные условия подобных нормативных договоров "могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия", и опубликованы в печати (ст. 427 ГК РФ).
В ряде случаев в качестве источника права в РФ выступает обычное право, т.е. санкционированные государством обычаи. Так, по российским законам (Консульскому уставу, Кодексу торгового мореплавания) признается правовое значение некоторых международных обычаев, например сложившихся портовых обычаев о порядке и продолжительности погрузки и разгрузки судов и т.д. В сфере гражданского права правовое значение обычаев делового оборота признано действующим ГК РФ. Так, п. 5 ст. 421 ГК РФ гласит: "Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон". При этом под "обычаем делового оборота", согласно ГК РФ (ст. 5), имеется в виду сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не имеют правового значения и не подлежат применению10.
Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации составляют значительную часть действующих в стране нормативных актов. Согласно Конституции РФ (ст. 76), субъекты РФ издают свои нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты) как по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, так и по вопросам, находящимся вне пределов ведения РФ и вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ (см. ст. 72 Конституции РФ).
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ (см. ст. 71 Конституции РФ) и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (см. ст. 72 Конституции РФ). В этих случаях при противоречиях между федеральным законом и актами субъектов РФ действует федеральный закон.
Вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ все субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. В этих случаях при противоречиях между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ действует нормативно-правовой акт субъекта РФ.
Нормативно-правовые акты субъектов РФ действуют лишь в пределах территории соответствующего субъекта РФ.
В республиках, входящих в состав РФ, принимаются такие нормативно-правовые акты, как конституции со ответствующих республик, законы, акты главы исполнительной власти в республике, постановления республиканского правительства, акты республиканских министерств и ведомств.
В иных субъектах РФ (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) принимаются следующие нормативно-правовые акты: уставы соответствующих субъектов РФ, законы, акты главы администрации и других органов исполнительной власти в этих субъектах РФ.
В
круг нормативных актов как
Таким образом, в литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:
а) согласно первой — названные понятия тождественны;
б) согласно второй — понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».
Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.
Выделяют три основные формы права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный государственно-правовой акт.
Исторически первым источником права является правовой обычай, под которым понимается признаваемое государством правило поведения, утвердившееся в жизненных отношениях в силу многократного применения. Под судебным прецедентом понимают решение суда, ставшее образцом, эталоном для всех судов при решении аналогичных дел. Нормативно-правовой акт — это документ государственного органа, принятый в определенном порядке в пределах компетенции этого органа. Среди государственных нормативно-правовых актов ведущая роль принадлежит закону. Юридический закон есть государственный нормативно-правовой акт, принятый с соблюдением определенной процедуры высшим законодательным органом (парламент, конгресс, национальное собрание, федеральное собрание). Закон обладает высшей юридической силой. Это означает, что закон может быть изменен или отменен только законом. Все другие государственно-правовые акты именуются подзаконными, они не могут содержать положений, вносящих изменений в закон, противоречащих положениям закона. Среди законов, всех других источников права основополагающее значение принадлежит конституции. Конституция — основной закон государства, определяющий и закрепляющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права, свободы и обязанности граждан.
В Российской Федерации типичным источником права является государственный нормативно-правовой акт. Высшим законом в России является Конституция, на ее основе развивается текущее законодательство. Законы Российской Федерации принимает Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — принимает федеральные конституционные законы по вопросам, определенным Конституцией России, и федеральные законы в порядке текущего процесса законотворчества.
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Крой, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. В Российской Федерации законы могут быть приняты путем референдума, то есть всенародного голосования. Субъекты Федерации принимают такие законы, которые не должны противоречить общефедеральным законам или отменять их действие.
К подзаконным актам в Российской Федерации относятся указы Президента России. Правительство РФ издает постановления и распоряжения, российская правовая система включает также нормативные акты центральных органов государства (министерств, государственных комитетов, ведомств). В правовую систему входят нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
I. Нормативно-правовые акты
II. Специальная литература