Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 10:58, курсовая работа
Государство – это определенный способ организации общества, а также организации публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
2. Введение……………………………………………………….……… Ст. 3
3. Форма (устройство) государства………………………………… Ст. 4
4. Форма правления в государстве………………………………… Ст. 7
4. Форма государственного (территориального) устройства.. Ст. 20
5. Межгосударственные модификации………………………….. Ст. 25
6. Форма госудаственно-политического режима……………… Ст. 30
7. Особенности формы государства в современной России.. Ст. 34
8. Заключение…………………………………………………………… Ст. 36
9. Список использованной литературы………………….. ……….Ст.38
Первым демократическим государством, в античном понимании демократии, являлся город-государство Афины (V век до н.э.). Афинская демократия имела сословный характер, полноправные граждане не составляли большинства жителей. Содержание понятия демократия пересматривалось и расширялось в ходе исторического развития государства и общественных наук. Наибольший импульс развитию демократического политического режима придал созыв первого английского парламента (1265 г.) и дальнейшая парламентская практика в Англии, Великая французская революция (1789 г.) и рождение американского конституционализма (1787 г.).
Демократическое государство, в современном его понимании, отличается от государств других типов (деспотического, тоталитарного, авторитарного) следующими основными признаками, принципами: признание народа источником власти, носителем суверенитета (исключительно ему принадлежащей учредительной власти в государстве; равное право всех граждан на участие в управлении государством; обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина в объеме, установленном законами, признание принципа подчинения меньшинства большинству (при принятии законов, выборах и других коллективных решениях); формирование основных органов государственной власти путем свободных выборов. Производными от основных признаков демократии являются: подконтрольность, подотчетность и ответственность государственных органов (и должностных лиц), формируемых путем назначения, перед представительными органами государственной власти и избранными должностными лицами; идеологическое и политическое многообразие, свобода деятельности общественных объединений; верховенство закона во всех сферах общественных отношений, в том числе и в деятельности государственных органов.
Различают институты представительной демократии (принятие основных решений полномочными выборными учреждениями – парламентом, другими представительными органами) и непосредственной демократии (принятие основных решений непосредственно гражданами, путем референдума, выборов, плебисцита).
Либерально-
Либеральным
называют такой демократический
режим, политические методы и способы
осуществления власти которого основаны
на системе гуманистических и демократических
принципов. Это, прежде всего экономическая
сфера взаимоотношений личности и государства.
В условиях либерального политического
режима человек в этой сфере обладает
собственностью, правами и свободами,
экономически самостоятелен и на этой
основе политически независим. В отношениях
личности и государства приоритет сохраняется
за личностью. Либеральный режим отстаивает
ценности индивидуализма, противопоставляя
его коллективистским началам в организации
политической и экономической жизни, которые,
по мнению ряда ученых, ведут в конечном
итоге к тоталитарным формам правления.
Из
основного принципа демократического
государства (признания народа источником
власти) следует вывод о направленности
деятельности государства в целом
– в интересах большинства граждан.
Однако, даже будучи закрепленной в законодательстве,
социальная направленность политики государства
реализуется в разных сферах жизни общества
в разной мере в зависимости от соотношения
политических сил. Степень активности
участия граждан в управлении государства
и степень открытости и подконтрольности
гражданскому обществу деятельности государства
в значительной мере зависит от правового
режима деятельности средств массовой
информации. В демократическом государстве
СМИ играют основную роль в формировании
общественного мнения, что непосредственно
сказывается на действиях граждан во время
выборов, референдумов. Если законодательством
государства не обеспечены гарантии множественности,
плюрализма, открытости, альтернативности,
свободы и ответственности СМИ, гарантии
недопущения монопольного влияния на
СМИ со стороны реально властвующих финансовой
и политической элит, то неизбежно манипулирование
общественным мнением, навязывание обществу
неадекватной картины социальной жизни.
А теперь рассмотрим основные черты антидемократических режимов:
Тоталитаризм – это одна из форм господства (тоталитарное государство) характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарного толка характерно насильственное навязывание населению государства общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством партии, возглавляемой Вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладают политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор. Подобные свойства, казалось, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако опыт государств Восточной Европы и СССР показал, что тоталитарный политический режим способен к самоизлечению, с постепенным и относительно мирным переходом посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому государственно-политическому режиму.
Авторитаритарный
режим – государственно-
Авторитарный политический режим является промежуточным между тоталитарным и демократическими режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость его свойств. В нем наблюдаются черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами жизни. В нем нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма. Управление осуществляется не столь жестким, как при тоталитарном режиме способом. Массовый террор отсутствует.
Авторитарные
политические режимы, как правило, появляются
на сцене истории тогда, когда
власти намерены приступить к коренным
реформам общественного строя и
осуществить «революцию сверху».
Рассмотрим некоторые варианты развития посттоталитарных государств:
Парламентская республика, скорее всего, окажется недееспособной. В парламенте, сформированном не на партийной, а на индивидуальной основе, вряд ли сложится устойчивое большинство и оппозиция. Фракционная же структура неразвита: фракции, как правило, малочисленны, велико их количество, персональный состав подвижен, внутрифракционная дисциплина отсутствует, а межфракционные отношения нестабильны. В таких условиях неизбежны постоянные правительственные кризисы, частые смены кабинета, а, следовательно, и курса.
В президентской республике правительство более независимо от раздираемого противоречиями парламента и в результате способно к радикальному реформированию. Президентская республика соответствует традициям посттоталитарных обществ, и в этом ее опасность: у президента и правительства велик соблазн, не тратить время на поиски компромиссов с парламентов, превратив его в декоративный орган, быстро проводить реформы. Опасность же в том, что от усиления авторитарности рукой подать до новой диктатуры. И все же в отсутствие нормальной партийной системы президентская республика, пожалуй, единственно возможная форма посттоталитарного государства.
Таким
образом, политический режим посттоталитаризма
можно назвать становящейся демократией.
Большинство западных демократических
конструкций, оттачиваемых веками, не
могут быть реализованы сразу и в «чистом
виде». Их приходится постепенно адаптировать
к существующим реалиям. Процесс адаптации
– дело чрезвычайно деликатное. Важно,
чтобы необходимые модификации не исказили
демократического содержания реформ.
7.ОСОБЕННОСТИ
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ.
Согласно пункту 1 статьи 1 Конституции РФ, Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.
Норма содержит все три основных элемента формы государства: демократический политический режим, федеративную форму государственного устройства и республиканскую форму правления. Вместе с этим Конституция содержит еще одну важную характеристику России как правового государства.
Демократический политический режим означает, что власть в государстве осуществляет народ, а каждый отдельный гражданин участвует в управлении государственными и общественными делами, в стране реально обеспечиваются приоритет прав и свобод человека перед правами и интересами государства, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, свобода экономических отношений.
Многонациональный состав и большая протяженность территории российского государства определили выбор федеративной формы государственного устройства. Это означает, что Россия – сложное государство, состоящее из государств и государственных образований, обладающих относительной политической самостоятельностью в рамках, установленных Конституцией и законодательством России, федеративным договором от 31 марта 1992 г., иными договорами и соглашениями.
Конституционное
закрепление России как правового
государства можно считать
Республиканская форма правления, в отличие от монархической характеризуется тем, что народ, осуществляя свою власть непосредственно или через избранных представителей, формирует высшие органы государственной власти, в том числе избирает главу государства, который должен быть периодически сменяемым и ответственным перед народом.
Российскую Федерацию по ряду формально-юридических признаков можно отнести к республике смешанного типа. Особенностью формы правления в РФ является то, что в силу своего федеративного характера она имеет в своем составе 21 республику в качестве субъектов федерации. Согласно пункту 2 статьи 5 Конституции РФ 1993 года, республика в составе РФ является государством, имеющим свою конституцию и законодательство. Федеративный договор, за которым Конституция РФ признает качество источника конституционного права Российской федерации, называет республики в составе РФ суверенными. Они имеют собственное гражданство, собственную государственную символику, а также имеют право свободного выхода из состава РФ. Если РФ относят к республике смешанного типа, то среди республик в ее составе имеются как республики смешанного типа, так и республики с президентской формой правления.
В Российской Федерации большую роль играет власть президента. Ее трудно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это особая форма, самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта Конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом, правительством и парламентом, но и созданием при президенте специальных органов (администраций, управлений делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, аппарата представителей и т.д.), содействующий президенту РФ в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта Конституции, в реализации его законодательной инициативы.
8.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, в представленной работе достигнута поставленная цель и решены необходимые задачи. Какой же вывод можно сделать из всего материала изложенного в работе?