Форма (устройство) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Государство – это определенный способ организации общества, а также организации публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание

2. Введение……………………………………………………….……… Ст. 3
3. Форма (устройство) государства………………………………… Ст. 4
4. Форма правления в государстве………………………………… Ст. 7
4. Форма государственного (территориального) устройства.. Ст. 20
5. Межгосударственные модификации………………………….. Ст. 25
6. Форма госудаственно-политического режима……………… Ст. 30
7. Особенности формы государства в современной России.. Ст. 34
8. Заключение…………………………………………………………… Ст. 36
9. Список использованной литературы………………….. ……….Ст.38

Работа содержит 1 файл

ТГП - Форма государства.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

      - единую конституцию и возглавляемое ею законодательство, что отражается на юридической силе актов составных частей государства; все они, в том числе акты представительных органов отдельных территориальных образований, являются подзаконными, т. е. должны исходить из общегосударственных законов и им соответствовать.

    То, что составные части унитарного государства не обладают суверенитетом, не отрицает наличия у них известной, и иногда и значительной самостоятельности. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть: централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления; децентрализованным, если местные органы, пользуясь значительной самостоятельностью, полностью избираются населением.

      В унитарных государствах вводится единое гражданство, проводится общая для  страны денежная, финансовая и кредитная политика. Сказанное относится к классическому, так называемому простому унитарному устройству государства.

      В отличие от унитаризма, сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. Теория государства, рассматривая отдельные территориальные устройства, лишь констатирует наличие в истории и современной действительности отдельных их видов. В результате этого наука называет два класса сложных государств – протекторат и уния.

      Под протекторатом понимается международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь. Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, следовательно, не возникает вопрос о его территориальной организации.

      Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различают объединение монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи, а также федерацию и конфедерацию.

      Объединение монархических государств в форме  личной или реальной уний возникают  вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном  лице.

      Личная  уния имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимо друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона переходит к другим лицам, личная уния прекращается. Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств (Кастилия и Арагон, Англия и Шотландия). Между государствами, объединенными одним монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит.

      Реальная  уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии независимы друг от друга, и соединение не ограничивает их суверенитетов. В результате не образуется ни общей территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни общих финансов и т.п. Представляя по существу международно-правовое соглашение, она имеет значение преимущественно  в области внешних сношений, выступает в качестве военного союза, как носитель единой внешней политики. Реальные унии появляются лишь в Новое время, так как предполагают развитый монархический порядок и оформившееся единство государства. С политической точки зрения они часто представляют собой результат стремлений основать единое государство. Реальные унии были между Норвегией и Швецией, Австро-Венгрия. Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое государство, либо из-за расширения союза вследствие того, что во входящих в унию государствах корона переходит к другим монархам конституционным или иным путем.

      Империя – сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи мало соприкасались с имперской властью. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса. Круг империй очень широк, они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское государство последнего периода, и Великобритания, и Россия.

      Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние присоединение одного государства к другому) – последние виды уний рассматриваемые государствоведами. Фузией было воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией – присоединение Эстонии, Латвии, и Литвы к СССР в 1940 году.

      Однако  в современном мире насчитывается  достаточно значительное число стран, которые в своем составе имеют автономные образования. Последние следует понимать как самоуправляющиеся территориальные единицы в рамках унитарного государства, пользующиеся определенной самостоятельностью, степень которой регулируется конституцией страны и общегосударственными законами.

      Федерация – форма территориального устройства страны, представленная отдельными государственными образованиями, которые в целом составляют единое союзное государство.

    Федеративное  государство (федерация) - (от позднелат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.

    Данная  форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

    К закономерностям, в совокупности составляющим обязательный комплекс, без которого нет того, что принято называть федеративным государственным устройством, следует отнести:

    - право федерации путем изменения  конституции устанавливать и  регулировать свои полномочия;

    - верховенство федерального права, его приоритет над законами субъектов федерации, выражающийся в том, что в случае расхождения закона последних с федеральным законом действует федеральный закон;

    - право контроля федерации за соответствием конституций (уставов) ее субъектов федеральной конституции;

    - право федерации на представительство  ее субъектов в международных отношениях.

    К положениям, определяющим суверенитет  федерации, необходимо добавить и ряд  черт, характеризующихотноше6ния между субъектами федерации и федеральной властью:

    - равноправие субъектов федерации  и прежде всего перед лицом федеральной власти;

    - представление каждому гражданину  федерации на территории всех  субъектов федерации тех же  прав, что имеют граждане каждого  отдельного субъекта федерации; 

    - установление федеральной конституцией  компетенции между федерацией  и ее субъектами;

    - создание в федеральном парламенте палаты, представляющей интересы членов федерации;

    - наделение субъектов федерации  учредительной властью, т.е. обладанием  права на собственное законотворчество, на принятие собственной конституции  или иного основного закона и, естественно, правом иметь свои законодательные, исполнительные и судебные органы.

    В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:

    • территориальные (союзное государство);
    • национальные (союз государств);
    • территориально-национальные.

    Основное  различие между территориальными и  национальными федерациями состоит  в различной степени суверенности их субъектов.

    Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:

    • центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.
    • субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;
    • конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;
    • управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

    Национальная  федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие  многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:

    • субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;
    • национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;
    • все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;
    • высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;
    • в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.

      Территориально-национальная федерация.

        Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных. 

 

5.  МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ МОДИФИКАЦИИ. 

      Конфедерация (лат. confoederatio – союз, объединение) – постоянный союз государств, который образуется для достижения конкретных целей, при котором входящие в союз государства сохраняют свою международную правосубъектность.

      Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, объединяющихся на основе международного договора для обеспечения взаимных интересов. Конфедерация является классическим видом межгосударственных образований, создаваемых чаще всего временно, для достижения результатов военного, политического или экономического характера. Подобные союзы не были прочными и фактически становились промежуточным звеном в процессе распада на несколько отдельных государств либо превращения в федерацию. Как правило, конфедерация обеспечивает более высокую степень интеграции в экономической, социальной, политической, военной и других сферах, чем при обычном международном сотрудничестве. Конфедерация сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. Ряд ученых считают, что сегодня конфедераций в чистом виде нет. Другие  считают, что единственной конфедерацией в современном мире является Европейский Союз (ЕС).

Информация о работе Форма (устройство) государства