Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 13:58, курсовая работа
Цель курсовой работы всесторонне изучить формы (устройства) государства.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины разнообразия форм государства;
Описать формы правления государства;
Изучить государственное устройство;
Рассмотреть виды государственно-правового режима.
Введение
В Конституционном (Государственном) Праве, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.
Объектом курсовой работы являются формы (устройства) государства.
Предметом работы являются формы государства в современном мире.
Цель курсовой работы всесторонне изучить формы (устройства) государства.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Курсовая
работа состоит из введения, четырех глав,
заключения и списка использованной литературы.
1
Понятие формы (устройства)
государства
В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. То изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.
Ясно, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.
Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местных властей.
В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.
Таким образом, форма государства состоит из трех основных элементов, а именно: формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного (политического) режима1.
Указанное
понимание формы государства
сложилось не сразу. Долгое время
ее считали состоявшей из формы правления
и формы государственного устройства,
к которым впоследствии добавлялись политический
режим, политическая динамика. В ходе дискуссии
в научной литературе высказывались различные
мнения, отдававшие приоритет тем или
иным отдельным аспектам синтетического
понятия «форма государства». Так или
иначе, сегодня наиболее распространенной
является концепция организации государственной
власти, заключающейся в единстве трех
элементов - правления, государственного
устройства и политического режима.
1.1
Причины разнообразия
форм государства
Формы
государства весьма разнообразны. Среди
главнейших причин разнообразия форм
государства можно назвать
1.
Историческая традиция
2.
Исторические особенности
3.Принятие той либо иной государственной формы объясняется также национальным составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.
4.Избрание
той или иной государственной
формы в молодых странах, освободившихся
от колониальной зависимости, в значительной
степени зависело от влияния метрополии.
Неудивительно, что во многих бывших колониях
Великобритании (Тринидад и Тобаго, Ямайка,
первоначально в Индии, Пакистане) после
провозглашения независимости бала установлена
монархическая форма правления, в то время,
как бывшие колонии республиканской Франции
в подавляющем большинстве своем стали
республиками (Республика Кот-Дивуар,
Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Исламская
Республика Мавритания).
2
Форма правления: монархия,
республика, их виды
и тенденции развития
Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом2.
Характер
формы правления, существующей в данном
государстве, зависит от организации верховной
государственной власти, точнее - от определения
правового положения одного высшего органа
государственной власти - главы государства.
В конечном счете различие между двумя
основными формами правления, существующими
в зарубежных государствах - монархией
и республикой, зависит от того, кто стоит
во главе государства. Такие его особенности,
как демократизм или реакционность, централизация
или децентрализация и некоторые другие
не находятся в прямой зависимости от
формы правления. Тем не менее, форма правления
существенна, так как она налагает определенный
отпечаток на структуру государственного
аппарата и существующие между его отдельными
звеньями взаимоотношения.
2.1
Монархия
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству3. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военноначальники, предводители разросшихся семейных или соседских общин, руководители храмов и т.п.
Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась 4 - 3 тысячи лет до нашей эры. В этих обществах монархия обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции государственного управления (организация совместных работ, ведение войн и оборону, взимание налогов, создание страховых фондов и т.п.)
Основными признаками классической монархической формы управления являются:
-
существование единоличного
-
наследственный порядок
- представительство государства монарха по своему усмотрению;
-
юридическая
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления4.
В свою очередь монархия делится на:
- абсолютистскую;
- ограниченную;
- конституционную.
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
По формуле Петровского Воинского устава — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение
абсолютизма связано с
К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное
вмешательство в частную жизнь
в эпоху абсолютизма
С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых странах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь к интересам нового господствующего класса - буржуазии.
Ограниченная монархия - представляет такую форму монархии, при которой монарх, будучи юридически и фактически независимым от парламента («представительного учреждения народившегося и окрепшего «третьего сословия») в сфере исполнительной власти, тем не менее, вынужден считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.
Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.
Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:
- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной,
исполнительной и судебной
-законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
-
правительство согласно
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.
Монархия
как форма правления - это сложный
конгломерат власти, юридических основ
ее организации и осуществления, социально-психологического
состояния общества. Как показывает современная
история, монархия еще не отжившая свой
век форма правления, а имеющая при определенных
условия достаточные исторические перспективы.
Примером могут послужить постоянно поднимающиеся
в современной России разговоры о восстановлении
монархии.