Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 00:10, курсовая работа
Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Проблемы понимания категории «форма государства» 5
1.2 Сущность и структурные элементы формы государства 9
1.3 Форма государственного устройства и их типология 15
2 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СССР, И РФ 19
2.1 Государственное устройство Древней Руси 19
2.2 Зарождение федеративного строя в России 23
2.3 Современное государственно устройство Российской Федерации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.
Государство это определенный
способ организации общества, а также
организация публичной
Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной истории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.
В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства. В тоже время было бы неверным отрицать все научные теории, концепции и знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука. Истина, как правила находится в «золотой середине», в совокупности знаний, в их взаимодополнении.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.
Актуальность данной курсовой работы в том, что проблема изучения формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическое политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.
Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем истории государства и права – формы государства, ее сущности и особенностей реализации как в статике (на конкретный момент времени), так и в исторической динамике.
На основе вышеуказанной цели выделены и решены следующие задачи курсовой работы:
– изучить сущность государства, типологию его форм образования с точки рения теоретико-исторического аспекта;
– рассмотреть общие представление о формах государственного устройства;
– понять и оценить формы государственного устройства РФ в историческом изменении.
Объектом исследования является само государство в виде комплексного общественного явления, имеющего большое значение для функционирования общества.
Предметом исследования является состояние, устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении проявляющееся в современном российском обществе.
Теоретическая значимость работы реализуется в тех обоснованных выводах по теме исследования, которые можно использовать в истории государства и права, характеристики прикладных к данной теме вопросов, большей их детализации.
Научная разработанности темы исследования обусловила привлечение учебной и научной литературы по истории государства и права, нормативно-правовых актов, трудов теоретиков государства и права таких как Алексеев С.С., Гайков Т.В.,Петров В.С., Матузов Н.И., Чиркин В.Е., Венгеров Стешенко Л.А., Шамба Т.М. и многих других.
Практическая значимость работы концентрирует опыт отечественного государства от Российской империи до сегодняшних дней с определенным объектом исследования, а именно формой государственного устройства, и позволяет моделировать и проектировать данный вопрос на будущее.
Методологическую базу составили общепризнанные философские подходы и частнонаучные методы: формально- юридический, сравнительно- правовой (компаративный) и др.
Форма государства – это комплексная характеристика внешних признаков государства, состоящая из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика. На вопрос об общем понятии формы государства тогда, как и сейчас, нет единой точки зрения. Но, так или иначе, все их можно свести к трем направлениям в зависимости от сочетания традиционно выделяемых элементов: формы правления, формы государственного устройства, государственного (или политического) режима. Только в советской юридической литературе сторонники условно традиционной точки зрения отождествляли форму государства с формой правления1, а в современной литературе предпочтение отдаётся трёхчленной (редко двучленной) структуре2.
Исследования советского периода по проблеме государственной формы не уделяли должного внимания форме государственного устройства, в данных работах анализу подвергались в основном только форма правления и политический режим, иногда отождествляя общее понятие формы с одним из её элементов в современном понимании.
Форма государственного устройства, по сути, анализировалась в основном посредствам критики буржуазных юристов (Бюрдо, Дюверже, ди Руффия и др.), которые, по мнению советских авторов, проблему государственного устройства сводили к вопросу о соотношении суверенитета государства и его составных частей, а также о государственных союзах3.
Выводы советских авторов по данному вопросу, по сути, были подобными, но акцент ставился не на проблемы суверенитета, а на организации территории. Так, по мнению В.С. Петрова4, форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и с государством в целом.
Говоря о государственном
устройстве, следует обратить внимание
на многозначность этого понятия. В
литературе говориться об устройстве
государства как о форме
В последние годы само понятие «форма государственного устройства» подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию «государственное устройство» придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии)6. Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой «политико-территориальное», «территориально-политическое устройство» государства.
Также взамен предложены понятия «территориальная организация публичной власти», «территориально-политическая организация государства», однако отмечается, что для обозначения системы взаимоотношений между центральной государственной властью и действующими в территориальных составных частях органами публичной власти полностью адекватный обобщающий термин еще не найде7.
Однако следует заметить, что
от традиционного понятия
Внутреннее деление
Венгеров А.Б., детализируя сам
термин, указывает, что форма национально-
Еще со времен античности устройство государства выражалось в понятии «форма государства». Следует отметить, что в философии и юридической науке того времени категории «форма» вообще придавалось большое значение. Римские юристы говорили, что «форма дает бытие вещи»13.
Понятие формы государства – это результат теоретического обобщения главных черт, признаков, присущих этому явлению – форме государства в конкретных странах.
Форма государства – это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно «выглядит»; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности. Как сказал Сергей Кара-Мурза в своей статье «Мы идем неизвестно куда, но придем быстрее других»: «Каждое общество строит государство своего типа – а государство охраняет устои своего общества»14.
Вопрос о форме
Понятие формы государства является одной из важнейших характеристик государства. Форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленные его сущностью и социальным назначением.
Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Форма государства в содержательном отношении выступает разными своими сторонами.
Во-первых, это определенный
порядок образования и
Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.
Информация о работе Формы государства и государственного устройства РФ