Формы государства и государственного устройства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Проблемы понимания категории «форма государства» 5
1.2 Сущность и структурные элементы формы государства 9
1.3 Форма государственного устройства и их типология 15
2 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СССР, И РФ 19
2.1 Государственное устройство Древней Руси 19
2.2 Зарождение федеративного строя в России 23
2.3 Современное государственно устройство Российской Федерации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

2011 Формы госуд РФ.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Государство это определенный способ организации общества, а также  организация публичной политической власти, распространяющаяся на все  общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Для постижения такого сложного социального института, как государство  в отечественной истории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.

В отечественной и  зарубежной теории государства нет  единого, общепризнанного учения о  том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению  понятия и содержания формы государства. В тоже время было бы неверным отрицать все научные теории, концепции и знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука. Истина, как правила находится в «золотой середине», в совокупности знаний, в их взаимодополнении.

В различных странах  государственные формы имеют  свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

Актуальность данной курсовой работы в том, что проблема изучения формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическое политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем истории государства и права – формы государства, ее сущности и особенностей реализации как в статике (на конкретный момент времени), так и  в исторической динамике.

На основе вышеуказанной цели выделены и решены следующие задачи курсовой работы:

– изучить сущность государства, типологию его форм образования с точки рения теоретико-исторического аспекта;

– рассмотреть общие представление о формах государственного устройства;

– понять и оценить формы государственного устройства РФ в историческом изменении.

Объектом исследования является само государство в виде комплексного общественного явления, имеющего большое значение для функционирования общества.

Предметом исследования является состояние, устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении проявляющееся в современном российском обществе.

Теоретическая значимость работы реализуется в тех обоснованных выводах по теме исследования, которые можно использовать в истории государства и права, характеристики прикладных к данной теме вопросов, большей их детализации.

Научная разработанности темы исследования обусловила привлечение учебной и научной литературы по истории государства и права, нормативно-правовых актов, трудов теоретиков государства и права таких как  Алексеев С.С., Гайков Т.В.,Петров В.С., Матузов Н.И., Чиркин В.Е., Венгеров Стешенко Л.А., Шамба Т.М. и многих других.

Практическая значимость работы концентрирует опыт отечественного государства от Российской империи до сегодняшних дней с определенным объектом исследования, а именно формой государственного устройства, и позволяет моделировать и проектировать данный вопрос на будущее. 

Методологическую базу составили общепризнанные философские подходы и частнонаучные методы: формально- юридический, сравнительно- правовой (компаративный) и др.

 

 

1 ТеоретиЧЕСКИЕ основы изучения ФормЫ государства

1.1 Проблемы понимания категории «форма государства»

 

Форма государства – это комплексная характеристика внешних признаков государства, состоящая из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Указанное понимание формы государства  сложилось не сразу. Долгое время  ее считали состоявшей из формы правления  и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись  политический режим, политическая динамика. На вопрос об общем понятии формы государства тогда, как и сейчас, нет единой точки зрения. Но, так или иначе, все их можно свести к трем направлениям в зависимости от сочетания традиционно выделяемых элементов: формы правления, формы государственного устройства, государственного (или политического) режима. Только в советской юридической литературе сторонники условно традиционной точки зрения отождествляли форму государства с формой правления1, а в современной литературе предпочтение отдаётся трёхчленной (редко двучленной) структуре2.

Исследования советского периода по проблеме государственной  формы не уделяли должного внимания форме государственного устройства, в данных работах анализу подвергались в основном только форма правления  и политический режим, иногда отождествляя общее понятие формы с одним из её элементов в современном понимании.

Форма государственного устройства, по сути, анализировалась в основном посредствам критики буржуазных юристов (Бюрдо, Дюверже, ди Руффия и  др.), которые, по мнению советских авторов, проблему государственного устройства сводили к вопросу о соотношении суверенитета государства и его составных частей, а также о государственных союзах3.

Выводы советских авторов  по данному вопросу, по сути, были подобными, но акцент ставился не на проблемы суверенитета, а на организации территории. Так, по мнению В.С. Петрова4, форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и с государством в целом.

Говоря о государственном  устройстве, следует обратить внимание на многозначность этого понятия. В  литературе говориться об устройстве государства как о форме государства  в целом, об устройстве как о форме правления, об устройстве как территориальной организации. А.Б. Венгеров и Т.В. Кашанина считают, что действительно, во всех этих случаях речь идёт именно об устройстве (строении, организации) государства, только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном5. Очевидно поэтому, говоря о форме государства и всех её элементах, при определении понятий Венгеров использует термин «устройство», причём каждый раз применяя разные смысловые оттенки, что может привести к смешению традиционно выделяемых и определенный категорий.

В последние годы само понятие  «форма государственного устройства»  подвергается критике, намечается тенденция  к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию «государственное устройство» придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии)6. Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой «политико-территориальное», «территориально-политическое устройство» государства.

Также взамен предложены понятия «территориальная организация публичной власти», «территориально-политическая организация государства», однако отмечается, что для обозначения системы взаимоотношений между центральной государственной властью и действующими в территориальных составных частях органами публичной власти полностью адекватный обобщающий термин еще не найде7.

Однако следует заметить, что  от традиционного понятия государственного устройства пытались отказаться и некоторые  советские юристы. Так, О.И. Частиков, соглашаясь с Н.П. Фарберовым, считал, что его целесообразно заменить термином «форма государственного единства», ибо там, где нет единства, там нет и государства8. Эта позиция не получила поддержки ни в советской, ни в современной теории государства. Из-за отсутствия достаточно аргументированной альтернативы по традиции сохраняется термин «государственное» устройство, но в юридической литературе при его употреблении имеется в виде только устройство территории государства, соотношение государства как целого с его основными частями.

Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием «территориальное устройство государства». В учебной и научной литературе прослеживается в принципе единообразная характеристика данного термина. Так, В.М Корельский. под формой государственного устройства понимает территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями9. Миронов О.О. определяет государственное устройство как внутреннюю национально-территориальную организацию государства, соотношение целого и его частей10.

Венгеров А.Б., детализируя сам  термин, указывает, что форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения  населения на определённой территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом, а также связь центральных и местных органов власти и управления, распределение между ними полномочий11. Вводя более адекватный термин, Чиркин В.Е определяет политико-территориальное устройство государства как организацию государственной власти по территориальному признаку, которая характеризует соотношение государства как целого с его составными территориальными частями12. Как видно, при определении данного понятия существенных расхождений и споров не наблюдается, по-разному расставляются акценты: территориальная организация, национально-территориальная, административно-территориальная. В целом форму государственного устройства можно определить как организацию государственной власти по территории (территориальной или национально-территориальной организации), характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями.

1.2 Сущность и структурные элементы формы государства

 

Еще со времен античности устройство государства выражалось в понятии «форма государства». Следует отметить, что в философии и юридической науке того времени категории «форма» вообще придавалось большое значение. Римские юристы говорили, что «форма дает бытие вещи»13.

Понятие формы государства – это результат теоретического обобщения главных черт, признаков, присущих этому явлению – форме государства в конкретных странах.

Форма государства –  это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется  существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно «выглядит»; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности. Как сказал Сергей Кара-Мурза в своей статье «Мы идем неизвестно куда, но придем быстрее других»: «Каждое общество строит государство своего типа – а государство охраняет устои своего общества»14.

Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе, когда классические формы подвергаются изменениям, появляются «гибридные»15 и «переходные»16 формы государственного устройства. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств17 и государственных образований.

Понятие формы государства  является одной из важнейших характеристик  государства. Форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленные его сущностью и социальным назначением.

Проблема формы государства  приобретает не только теоретическое, но и практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.

Форма государства в  содержательном отношении выступает разными своими сторонами.

Во-первых, это определенный порядок образования и организации  высших органов государственной  власти и управления.

Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.

Информация о работе Формы государства и государственного устройства РФ