Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:37, доклад
Во-первых, государство выступает как единая территориальная организация населения в масштабах всей страны, как официальный представитель общества во взаимоотношениях с другими странами.
Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории.
Признаки государства
Во-первых,
государство выступает как Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным аппаратом управления и принуждения, системой ведомств и учреждений, которые целенаправленно воздействуют на общественные отношения с целью их упорядочения и планомерного развития. В-третьих, государство
представляет собой суверенную организацию
власти. В-четвертых, государство
обладает монополией на легальное
и легитимное применение |
Форма государства - это структурная организация общества, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства и в форме политического (государственного) режима.
Форма правления — это состав, порядок образования и соотношение полномочий высших органов государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть в стране: единолично или коллегиально. Исходя из такой позиции, основными видами правления являются монархия и республика.
Монархия
Монархия - это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу - монарху, занимающему пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно. В зависимости от: а) степени концентрации верховной власти в руках главы государства; б) режима взаимодействия различных органов высшей государственной власти; в) того, кому принадлежит право на формирование правительства и перед кем оно ответственно, монархии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделяется на два подвида — дуалистическую и парламентарную монархию |
Абсолютная монархия
Абсолютная монархия характеризуется рядом признаков: а) монополия на власть со стороны монарха; б) концентрация в его руках всех ветвей государственной власти; в) отсутствие каких-либо представительных учреждений, ограничивающих власть монарха; г) правительство и министров назначает сам монарх и они ответственны и подотчетны только перед ним. При конституционной монархии власть монарха ограничена представительным органом - Парламентом. Ограничение власти монарха закреплено в Конституции, которую принимал Парламент и монарх не вправе ее изменить. Конституционная монархия имеет две разновидности: |
Парламентская монархия
При парламентской
монархии: а) власть монарха передается
по наследству и считается пожизненной;
б) будучи главой государства, монарх выполняет
представительную функцию, является символом
государства. Формально обладает властными
полномочиями. Поэтому говорят, что
монарх царствует, но не правит; в) Правительство
формируется Парламентом и |
Республика
Республикой
называется такая форма правления,
при которой высшие органы государственной
власти формируются населением на определенный
срок путем свободных выборов. От
монархии республика отличается: а) выборностью
высших органов государственной власти
населением, включая и главу государства
на определенный срок; б) власть принадлежит
народу, от имени которого делегируют
органы государственной власти; в) разделение
властей на законодательную, исполнительную
и судебную; г) взаимной ответственностью
государства и личности перед правом.
Все разновидности
современных республик можно
классифицировать на два основных вида:
президентскую и парламентскую
и производную от них — смешанную
форму республики. В качестве критериев
для такого разделения выступают
следующие признаки: а) парламентский
и внепарламентский способы избрания
главы государства; б) порядок взаимодействия
законодательной и В истории человечества впервые президентская форма правления была введена по Конституции 1787 г. в США. До сих пор она остается одной из эффективных форм управления государством. Отличительными чертами президентской формы правления являются: а) глава государства Президент избирается способом всеобщего голосования населения или через коллегию выборщиков; б) глава государства Президент является главой исполнительной власти; в) четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; г) наличие механизма сдерживания и противовесов, не позволяющее смешение ветвей власти; д) Правительство формируется Президентом с согласия Парламента. В отличие от президентской,
парламентская республика обладает
следующими признаками: а) глава государства
Президент избирается не народом, а
Парламентом и формально Президентско-парламентская (смешанная) республика. Основными признаками смешанной республики являются: а) двойная ответственность Правительства перед Президентом и Парламентом; б) внепарламентский способ избрания главы государства; в) Президент является главой государства и главой исполнительной власти; г) сосредоточение значительных властных полномочий в руках Президента, стоящего над органами законодательной, исполнительной и судебной власти; д) ограниченные полномочия Парламента; е) широкие полномочия Правительства, включая сферу законотворчества |
Формы государственного устройства.
Существуют три формы государственного устройства: унитаризм, федерализм и конфедерализм. Наиболее простой и распространенной формой является унитарное устройство государства |
Унитарное государство
Унитарное
государство — это такая форма
территориально-политического |
Федеративное государство
В отличие
от унитарного, федеративное государство
— это единое союзное государство,
состоящее из относительно самостоятельных
государственных образований, взаимоотношения
которых с центром основаны на
разделении предметов ведения и
полномочий, закрепленных в Конституции.
Каждый субъект федерации имеет собственное
административно- |
Конфедеративное государство
В современном мире конфедерация редко встречается. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. Конфедерация -это союз нескольких независимых государств, которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях. Основными признаками конфедерации являются: а) наличие наднациональных органов управления, создаваемых для осуществления согласованной политики государств конфедерации; б) решение этих высших органов не имеет прямого действия, а вступает в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств-участников конфедерации; в) отсутствие единого высшего законодательного органа; г) отсутствие единого гражданства; д) страны-участницы конфедерации в полном объеме самостоятельно осуществляют международную деятельность; е) верховенство национального законодательства над законодательством конфедерации; ж) право свободного выхода государств из состава конфедерации |
Механизм государства
Механизм
государства — это система
государственных органов, посредством
которых осуществляются задачи и
функции государства. В таком
широком понимании механизм государства
состоит из государственного аппарата,
государственных учреждений, государственных
предприятий и финансово- Структура механизма государства состоит из: 1) органов государства. Иерархически взаимосвязанные государственные органы, выполняющие одну и ту же функцию, составляют подсистему государственного механизма. Среди них выделяются следующие подсистемы: законодательная, исполнительная, судебная, контрольная; 2) принципов, определяющих порядок деятельности и функционирование органов государства; 3) полномочий, осуществляемых государственными органами, особым слоем людей, профессионально занятых в сфере управления - бюрократией. |
Функции государства
Функции государства
- это основные направления деятельности
государства, в которых выражаются
его сущность и назначение. Функции
государства представляют собой
различные формы активности государства,
направленные по отношению к обществу,
окружающей среде, социальным группам,
индивиду, другим государствам. В правовом
плане можно назвать три |
Право и его признаки
Право -
это система общеобязательных, формально
определенных юридических норм, устанавливаемых
и обеспечиваемых государством, и направленных
на урегулирование общественных отношений.
В мире всегда существовало
и существует множество различных
теорий, объясняющих процесс Основные пути возникновения права: восточный и западный. Признаки
права. |
Источники права
Источники
права — это исходящие от государства
или признаваемые им официально- документальные
формы выражения и закрепления норм права,
придания им юридического, общеобязательного
значения.
Исторически первым источником права был правовой обычай. Правовой обычай - это правило поведения, сложившееся в результате постоянного применения людьми и перешедшее в привычку, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Однако обычай приобретает правовой характер тогда, когда появляется государство, потому что в этом случае правовой обычай опирается на государство и становится обязательным для всех. К числу немаловажных
источников права относится доктрина ( Следующий источник права — юридический прецедент. Существуют два вида прецедентов: судебный и административный. Административный прецедент —это решение суда, принятое административным органом или административным судом по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел. Судебный прецедент — это решение суда, внесенное по конкретному делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Решения вышестоящих судов по аналогичным делам являются обязательными для судов низших инстанций. В юридической науке стран Запада выделяют декларативные прецеденты, т. е. решения судов, которые либо толкуют существующие нормы, либо повторяют их. Кроме того, есть креативный прецедент, восполняющий пробел в законодательстве и создающий новую норму. Наиболее распространенным источником права является нормативный правовой акт, являющийся официальным документом, созданный уполномоченным на это государственным органом и принятый в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведения. Нормативные правовые акты различаются по содержанию, по органу, его издавшему, и процедуре принятия. |
Информация о работе Признаки государства. Формы государственного устройства