Признаки государства. Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:37, доклад

Описание работы

Во-первых, государство выступает как единая территориальная организация населения в масштабах всей страны, как официальный представитель общества во взаимоотношениях с другими странами.

Работа содержит 1 файл

основы права 1.docx

— 27.64 Кб (Скачать)

Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории.

Признаки  государства  

Во-первых, государство выступает как единая территориальная организация населения  в масштабах всей страны, как официальный  представитель общества во взаимоотношениях с другими странами.

Во-вторых, государство  представляет собой особую организацию  политической власти, обладающую специальным  аппаратом управления и принуждения, системой ведомств и учреждений, которые  целенаправленно воздействуют на общественные отношения с целью их упорядочения и планомерного развития.

В-третьих, государство  представляет собой суверенную организацию  власти.  
Верховенство государственной власти проявляется:  
а) в общеобязательности ее решений для населения;  
б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций;  
в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер;  
г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

В-четвертых, государство  обладает монополией на легальное и легитимное применение  
силы, физическое принуждение

Форма государства - это структурная организация общества, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства и в форме политического (государственного) режима.

Форма правления — это состав, порядок образования и соотношение полномочий высших органов государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть в стране: единолично или коллегиально. Исходя из такой позиции, основными видами правления являются монархия и республика.

Монархия  

Монархия - это форма правления, при которой  высшая государственная власть принадлежит  одному лицу - монарху, занимающему  пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно. В зависимости от: а) степени концентрации верховной власти в руках главы государства; б) режима взаимодействия различных органов высшей государственной власти; в) того, кому принадлежит право на формирование правительства и перед кем оно ответственно, монархии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделяется на два подвида — дуалистическую и парламентарную монархию

Абсолютная  монархия  

Абсолютная  монархия характеризуется рядом  признаков: а) монополия на власть со стороны монарха; б) концентрация в  его руках всех ветвей государственной  власти; в) отсутствие каких-либо представительных учреждений, ограничивающих власть монарха; г) правительство и министров  назначает сам монарх и они  ответственны и подотчетны только перед  ним. При конституционной монархии власть монарха ограничена представительным органом - Парламентом. Ограничение  власти монарха закреплено в Конституции, которую принимал Парламент и  монарх не вправе ее изменить. Конституционная  монархия имеет две разновидности: 

Парламентская монархия  

При парламентской  монархии: а) власть монарха передается по наследству и считается пожизненной; б) будучи главой государства, монарх выполняет  представительную функцию, является символом государства. Формально обладает властными  полномочиями. Поэтому говорят, что  монарх царствует, но не правит; в) Правительство  формируется Парламентом и ответственно перед ним. Победившая на выборах  партия образует Правительство из числа  депутатов своей фракции, а монарх формально закрепляет

Республика  

Республикой называется такая форма правления, при которой высшие органы государственной  власти формируются населением на определенный срок путем свободных выборов. От монархии республика отличается: а) выборностью высших органов государственной власти населением, включая и главу государства на определенный срок; б) власть принадлежит народу, от имени которого делегируют органы государственной власти; в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; г) взаимной ответственностью государства и личности перед правом.

Все разновидности  современных республик можно  классифицировать на два основных вида: президентскую и парламентскую  и производную от них — смешанную  форму республики. В качестве критериев  для такого разделения выступают  следующие признаки: а) парламентский  и внепарламентский способы избрания главы государства; б) порядок взаимодействия законодательной и исполнительной власти; в) способ формирования и порядок ответственности Правительства. В конечном счете, многообразие разновидностей республик связано с поиском баланса между законодательной и исполнительной власти.

В истории человечества впервые президентская форма  правления была введена по Конституции 1787 г. в США. До сих пор она остается одной из эффективных форм управления государством. Отличительными чертами президентской формы правления являются: а) глава государства Президент избирается способом всеобщего голосования населения или через коллегию выборщиков; б) глава государства Президент является главой исполнительной власти; в) четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; г) наличие механизма сдерживания и противовесов, не позволяющее смешение ветвей власти; д) Правительство формируется Президентом с согласия Парламента.

В отличие от президентской, парламентская республика обладает следующими признаками: а) глава государства  Президент избирается не народом, а  Парламентом и формально обладает правом назначать главу Правительства; б) Правительство ответственно перед  Парламентом; в) Премьер-министр обладает более широкими полномочиями, чем  в президентской республике.

Президентско-парламентская (смешанная) республика. Основными признаками смешанной республики являются: а) двойная ответственность Правительства перед Президентом и Парламентом; б) внепарламентский способ избрания главы государства; в) Президент является главой государства и главой исполнительной власти; г) сосредоточение значительных властных полномочий в руках Президента, стоящего над органами законодательной, исполнительной и судебной власти; д) ограниченные полномочия Парламента; е) широкие полномочия Правительства, включая сферу законотворчества

Формы государственного устройства.  

Существуют  три формы государственного устройства: унитаризм, федерализм и конфедерализм. Наиболее простой и распространенной формой является унитарное устройство государства

Унитарное государство  

Унитарное государство — это такая форма  территориально-политического устройства, при которой существует единое государство, состоящее из административно-территориальных  единиц, не обладающих ни политической, ни юридической самостоятельностью. К таким государствам относятся Болгария, Великобритания, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Польша, Франция, Япония, Южная Корея, Северная Корея и др. Основными признаками унитарного государства являются: а) наличие по всей стране общего, единого законодательного, исполнительного и судебного органов власти, которые распространяют свою власть на всю территорию и полномочия которых не ограничиваются местными властями; б) функционирование единой правовой и денежной систем, а также существование единой судебной системы, осуществляющей правосудие на всей территории страны на основе одних и тех же правовых норм; в) единое гражданство; г) наличие единой конституции и других законов

Федеративное  государство  

В отличие  от унитарного, федеративное государство  — это единое союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных  государственных образований, взаимоотношения  которых с центром основаны на разделении предметов ведения и  полномочий, закрепленных в Конституции. Каждый субъект федерации имеет собственное административно-территориальное деление, высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные, фискальные и иные органы, располагает своей конституцией и действующим законодательством, собственным гражданством. К федеративному государству относятся Аргентина, Бразилия, Россия, США, Германия и т.д.

Конфедеративное государство  

В современном  мире конфедерация редко встречается. По сути, конфедерация не является в  строгом смысле слова государством. Конфедерация -это союз нескольких независимых государств, которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях. Основными признаками конфедерации являются: а) наличие наднациональных органов управления, создаваемых для осуществления согласованной политики государств конфедерации; б) решение этих высших органов не имеет прямого действия, а вступает в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств-участников конфедерации; в) отсутствие единого высшего законодательного органа; г) отсутствие единого гражданства; д) страны-участницы конфедерации в полном объеме самостоятельно осуществляют международную деятельность; е) верховенство национального законодательства над законодательством конфедерации; ж) право свободного выхода государств из состава конфедерации

Механизм  государства  

Механизм  государства — это система  государственных органов, посредством  которых осуществляются задачи и  функции государства. В таком  широком понимании механизм государства  состоит из государственного аппарата, государственных учреждений, государственных  предприятий и финансово-денежного ресурса. Центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат, представляющий собой систему взаимосвязанных органов государства, наделенных властными полномочиями, и занятых в них государственных служащих, которые практически осуществляют государственную власть. Наряду с государственным аппаратом в механизме государства присутствуют государственные учреждения, деятельность которых направлена на управление конкретной сферой деятельности и выполнение функций государства в этой сфере. Государственные предприятия организуются для осуществления хозяйственной и иной деятельности, направленной на производство товаров первой необходимости, оказание различных услуг населению.

Структура механизма государства  состоит из: 1) органов государства. Иерархически взаимосвязанные государственные органы, выполняющие одну и ту же функцию, составляют подсистему государственного механизма. Среди них выделяются следующие подсистемы: законодательная, исполнительная, судебная, контрольная; 2) принципов, определяющих порядок деятельности и функционирование органов государства; 3) полномочий, осуществляемых государственными органами, особым слоем людей, профессионально занятых в сфере управления - бюрократией.

Функции государства  

Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность и назначение. Функции  государства представляют собой  различные формы активности государства, направленные по отношению к обществу, окружающей среде, социальным группам, индивиду, другим государствам. В правовом плане можно назвать три функции  государства: правотворческую, правоприменительную  и правоохранительную

Право и его признаки  

Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

В мире всегда существовало и существует множество различных  теорий, объясняющих процесс возникновения  и становления права. Это: теологическая (божественная), патриархальная, договорная, насилия, психологическая, расовая, материалистическая (классовая) теории.

Основные пути возникновения  права: восточный и западный.

Признаки  права.  
1. нормативность- означающая установление в нормах прав общего масштаба поведения, которые определяют границы дозволенного, запрещенного, обязательного;  
2. системность - право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых правил поведения. Основу этой системности составляет Конституция или Основной закон, которым не должны противоречить все иные нормы права, например нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, то есть нормы гражданского права общеобезательный характер норм права, который выражается в том, что все члены общества обязаны добровольно соблюдать и исполнять их требования:  
1) формальная определеность права, означающая, что нормы права закреплены в нормативных правовых актах государства, т. е. формально оформлены;  
2) процедурность права предполагает порядок принятия законов, механизм их реализации, средства контроля за их исполнением;  
3) неперсонифицированность и неотнакратность права. Нормы права не имеют конкретного объекта, они предназначены ко всему населению, народу. Лишь в том случае, когда любой субъект совершает противоправное деяние, он попадает под сферу действия соответствующей нормы и становится его адресатом;  
4) связь права с государством. Нормы права создаются государством и оно само обеспечивает их реализацию с помощью правоохранительных органов;  
5) волевой характер, то есть, в праве всегда выражается воля общества, государства, определенного класса;  
6) регулятивность, то есть право является критерием правомерного и неправомёрного должного и возможного поведения субъектов

Источники права  

Источники права — это исходящие от государства или признаваемые им официально- документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Исторически первым источником права был правовой обычай. Правовой обычай - это правило поведения, сложившееся в результате постоянного применения людьми и перешедшее в привычку, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Однако обычай приобретает правовой характер тогда, когда появляется государство, потому что в этом случае правовой обычай опирается на государство и становится обязательным для всех.

К числу немаловажных источников права относится доктрина (учение, система знаний). Доктрина имеет значение формы права и в других правовых системах, например, в той части ислама, который служит основой для разрешения семейно-брачных, имущественных и иных споров в мусульманских странах. В первую очередь следует назвать Коран и Сунну. Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописания пророка Мухаммеда. Нередко к доктрине относятся труды ученых. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых.

Следующий источник права  — юридический прецедент. Существуют два вида прецедентов: судебный и административный. Административный прецедент —это решение суда, принятое административным органом или административным судом по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел. Судебный прецедент — это решение суда, внесенное по конкретному делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Решения вышестоящих судов по аналогичным делам являются обязательными для судов низших инстанций. В юридической науке стран Запада выделяют декларативные прецеденты, т. е. решения судов, которые либо толкуют существующие нормы, либо повторяют их. Кроме того, есть креативный прецедент, восполняющий пробел в законодательстве и создающий новую норму.

Наиболее распространенным источником права является нормативный правовой акт, являющийся официальным документом, созданный уполномоченным на это государственным органом и принятый в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведения. Нормативные правовые акты различаются по содержанию, по органу, его издавшему, и процедуре принятия.

Информация о работе Признаки государства. Формы государственного устройства