Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:06, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение строения государства, его основных частей, внутренней структуры, основных методов установления и осуществления государственной власти.
Введение……………………………………………………………………………..3
Понятие формы государства. Форма правления…………………………. ..4
Форма государства: понятие, причины многообразия………………6
Монархия: понятие, виды……………………………………………..6
Республика: понятие, виды…………………………………………..10
Форма государственного устройства: понятие, особенности…………… 14
Унитарное государство: понятие, признаки……………………….. 14
Федерация: понятие, особенности………………………………….. 17
Конфедерация: понятие, признаки…………………………………. 19
Политический режим: понятие, виды…………………………………..… 20
Демократический режим……………………………………………. 20
Антидемократический режим………………………………………. 25
Заключение………………………………………………………………………… 29
Список литературы………………………………………………………………... 30
Признаки республики:
Исторически
республика как форма правления
сложилась еще в Древнем мире,
примером тому могут служить
Президентская
республика. При президентской республике
большинство этих прав и полномочий предоставляется
президенту, который зачастую является
главой исполнительной власти. К правам
президента относятся права по формированию
высших органов государственной власти,
по осуществлению внешних сношений, по
обороне страны и командованию Вооруженными
Силами, по вопросам предоставления и
выхода из гражданства, амнистии и т. д.
Так же существует и смешанная (полупрезидентская)
республика – такая форма правления, в
рамках которой сочетаются и сосуществуют
признаки парламентской и президентской
республик. В современном мире существуют
и иные, нетипичные, виды республик. Например,
теократическая республика (Иран). Для
некоторых стран Африки характерна своеобразная
форма президентской монократической
республики: в условиях однопартийного
политического режима лидер партии провозглашался
пожизненным президентом, парламент же
реальных полномочий не имел (Заир). Долгое
время в отечественной юридической науке
особой формой республики считалась республика
Советов. Её признаками назывались: откровенно
классовый характер – диктатура пролетариата
и беднейшего крестьянства, отсутствие
разделения властей при полновластии
Советов, жесткая иерархия последних,
право отзыва избирателями депутатов
Советов до истечения срока их полномочий,
реальное перераспределение власти от
эпизодически собиравшихся Советов в
пользу их исполнительных комитетов. Но
крах социалистического строя в СССР привел
к утверждению в нашей стране республики
смешанного типа. В странах Латинской
Америки часто встречаются «суперпрезидентские
республики». Эта форма правления - практически
независимая, слабо контролируемая законодательной
и судебной властью. В современном цивилизованном
обществе принципиальных различий между
формами не существует. Их сближают общие
задачи и цели.
Виды республик и их признаки:
Президентская | Смешанная | Парламентская | |
1. Порядок избрания президента | Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь) | Избирается на заседании парламента | |
2. Порядок образования правительства | Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента | Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии |
3. Ответственность правительства | Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству | Двойная ответственность:
перед парламентом и |
Перед парламентом.
Парламент может вынести вотум
недоверия правительству в |
4. Право
роспуска парламента у |
Отсутствует |
Президент имеет право роспуска парламента | |
5. Наличие поста премьер – министра | Отсутствует |
Существует пост премьер – министра | |
6. Объем полномочий президента | Полномочия президента невелики, он не только глава государства, но и глава исполнительной власти | Президент глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством | Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность |
7. Современные государства | США, страны Латинской Америки | Франция, Россия | Италия, Индия, ФРГ |
В целом, форма правления является весьма важным элементом формы государства. Ведь именно в ней заключено, кому принадлежит власть в обществе (пусть иногда формально), а это, в свою очередь, говорит о развитости или, наоборот, отсталости или консерватизме данного общества. В данном пункте курсовой работы были описаны различные типы форм правления, но конечно нельзя дать точное заключение о преимуществе какого-либо типа правления над другим. Но стоит сказать, что каждый тип правления имеет свои плюсы и минусы и то, что каждый тип правления внес свое слово в развитие человечества.
Под
формой государственного устройства понимается
способ национального и
Характерные черты унитарного государства:
Унитарные
государства в зависимости от
степени централизации делят
на централизованные и относительно
децентрализованные. Централизованным
принято считать государство, в
котором реальная власть на местах
принадлежит назначенным из центра
чиновникам, которые контролируют работу
местных органов
Федеративное
государство (федерация) - (от позднелатинского
foederatio - союз, объединение) форма государственного
устройства, при котором входящие в состав
государства федеральные единицы (субъекты
федерации) имеют собственные конституции,
законодательные, исполнительные и судебные
органы.7 Среди федеративных государств
выделяют национально – государственные
и административно – территориальные.
Первый вид федерации обычно имеет место
в многонациональном государстве, и его
создание предопределяют национальные
факторы. Субъекты в такой федерации образуются
по национально – территориальному признаку.
В основе же административно – территориальной
федерации, лежат экономические, географические,
транспортные и иные территориальные
факторы (ФРГ, США и др.) Также различают
договорные и учредительные федерации.
Договорные федерации создаются как результат
свободного объединения ряда государств
и государственных образований, закрепленного
в договоре (США, СССР). Учредительные федерации
возникают как результат трансформации
унитарных государств или договорных
федерации, сами создают в своём составе
собственных субъектов, наделяя их частью
суверенитета (Российская Федерация).
Федерации, основанные на территориальном
принципе, оказались более прочными и
устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные
на национально-территориальной основе
или распались (СССР, Чехословакия), или
испытывают большие сложности. Вместе
с тем федеративная природа ряда государств
обусловлена многонациональным составом
населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская
Федерация). Субъектами федерации являются
государства или государственные образования.
Число их может быть различно, отличаются
они и наименованием.
Федеративные государства характеризуются:
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При этом государства входящие в конфедерацию сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: