Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление роли народных подвижных игр в процессе психофизического развития ребенка.
Задачи данной работы:
а) Раскрыть сущность подвижных игр как необходимых элементов психофизического развития детей
б) Определить методику проведения народных подвижных игр.
Введение
Глава 1. Народные подвижные игры
1.1 Оценка народных подвижных игр педагогической наукой
1.2 Сюжетные народные подвижные игры
1.3 Бессюжетные народные подвижные игры
Глава 2. Методика проведения народных подвижных игр
2.1. Подбор игр
2.2. Время проведения народных подвижных игр
2.3. Подготовка к проведению игр
Заключение
Практическая часть
Литература
На вечерней прогулке
можно проводить подвижные игры
как со всей группой детей, так
и с небольшими подгруппами, желательны
игры малой подвижности. Для этого времени
игры с текстом, с пением, хороводные. Их
длительность около 10 мин.
Наиболее благоприятными
сезонами для проведения подвижных
игр на воздухе являются поздняя
весна, лето и ранняя осень. В это
время могут быть использованы игры
с самыми разнообразными двигательными
заданиями. Однако летом в прохладную
погоду проводятся игры, в которых дети
должны быть активны; в жаркие, душные
дни желательны игры более спокойные,
так как малыши быстро перегреваются,
потеют, скорее устают, и у них пропадает
желание участвовать в этих играх.
Значительные затруднения
вызывает проведение народных подвижных
игр с малышами на участке в
зимнее время, ранней весной и поздней
осенью. Тяжелая одежда и обувь
затрудняют их движения, делают неповоротливыми,
неловкими. Даже детям четвертого года
жизни, имеющим несколько больший двигательный
опыт, чем дети третьего года, играть в
такой одежде трудно. В этот период возможны
самые простые игры с несложными движениями,
чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым
бегом. Большое, количество снега на участке
ограничивает свободное пространство,
поэтому игры с малышами удобнее проводить
небольшими подгруппами.
Поскольку в зимнее
время многие игры не могут быть
проведены на участке с достаточной
эффективностью, необходимо во второй
половине дня, в свободное от занятий время,
иногда проводить подвижные игры в помещении
- в групповой комнате, освободив для этого
побольше места; по возможности нужно
стремиться выйти с детьми в зал, где больше
простора и имеются разные пособия, которые
можно использовать в игре.
На участке же
зимой следует уделить больше
внимания созданию условий для самостоятельной
двигательной деятельности детей. Для
этого нужно расчистить достаточно
просторную площадку - сделать постройки
из снега (снежные валы, невысокие горки,
воротики, лабиринты), а также обеспечить
детей игрушками и пособиями, которые
будут способствовать активизации их
деятельности (вынести санки, лопаты, санки
для катания кукол, кукол в зимней одежде
и т. п.). Все это будет способствовать активизации
самостоятельной деятельности детей,
обогащению их двигательного опыта, повышению
их интереса к прогулке и более длительному
пребыванию на свежем воздухе. Миленко
В.П. Нужно ли учить детей играть// Дошкольное
воспитание. 2005, № 4. С. 6.
Если детский сад
выезжает на дачу или расположен поблизости
от леса, парка, лужайки, то при проведении
подвижных игр во время прогулок следует
использовать особенности окружающей
местности: пригорки, пеньки, канавки,
поваленные деревья. Они могут служить
препятствиями, преодолевая которые дети
приобретают многие полезные навыки, приучаются
управлять своими движениями в различной
обстановке. Малыши учатся ловко пробегать
между деревьями, проходить по узкой тропинке,
взбираться на пеньки, сходить с них, перешагивать
невысокие препятствия. Двигательный
опыт детей обогащается, совершенствуются
функциональные возможности детского
организма.
Народные подвижные
игры обязательно включаются в занятия
физической культурой. Они проводятся
после упражнений в основных движениях
с целью повышения физиологической нагрузки
и эмоциональности занятия. Для этой цели
подбираются игры, требующие активных
действий всех детей одновременно. В связи
с тем, что время проведения подвижных
игр несколько ограничивается рамками
занятия, лучше подбирать игры, не требующие
длительного объяснения или уже знакомые
детям, чтобы не тратить много времени
на ожидание начала действий. Одна и та
же игра может повторяться на 2-3 занятиях
подряд, затем используется новая, а через
несколько занятий можно, снова возвратиться
к первой игре.
В занятие физической
культурой для младших
Со второй младшей группой (четвертый год жизни) программой предусмотрено 3 физкультурных занятия в неделю. Одно из них рекомендуется проводить в течение всего года на воздухе во время прогулки. Содержание этих занятий зависит от времени года и погоды. В теплое время года на таких занятиях имеют место упражнения в основных движениях и подвижные игры. В зимнее время чаще всего включаются простейшие спортивные упражнения, такие, как скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, ходьба на лыжах, и в сочетании с ними - народные подвижные игры. Павлова Л. Значение подвижных игр в физическом развитии дошкольника.// Дошкольное воспитание. 2002, № 4. С. 53.
2.3 Подготовка к проведению игр
Подготовка к игре
состоит из нескольких важных моментов.
Одним из них является предварительное
ознакомление воспитателя с содержанием
народных подвижных игр, причем необходимо
знать игры не только своей группы, но
и смежных возрастных групп, особенно
предшествующей данному возрасту.
Хорошее знание практического
материала позволит педагогу легче
справиться с подбором игр в соответствии
с возрастными особенностями
детей, их подготовленностью, правильно
выбрать игру в зависимости от условий
проведения, количества детей, наличия
пособий, состояния погоды, воспитательных
задач и т. п.
Второй момент - это
подготовка к проведению уже конкретной
игры. Здесь необходимо, прежде всего,
знать в каких условиях будет проводиться
игра: на участке или в помещении, в групповой
комнате или в зале, с каким количеством
детей. Это поможет воспитателю заранее
продумать, как разместить играющих на
имеющемся пространстве, чтобы они могли
свободно двигаться. Заднее нужно уточнить
и содержание игры, ее правила, повторить
текст (если он есть в игре), продумать
приемы активизации детей, использование
отдельных пособий, игрушек. Малышей до
игры надо познакомить с неизвестными
им персонажами при помощи картинки, игрушки,
сказки. Это поможет им быстрее освоить
игровые действия. Например, воспитатель
предварительно рассказывает о жизни
того народа, в чью игру им предстоит играть,
показывает иллюстрации, предметы быта
и искусства, заинтересовывает национальными
обычаями, фольклором. Или можно образно,
но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить
роль водящего, дать послушать диалог,
если он имеется (русские народные подвижные
игры «Редьки», «Мак», «Ястреб и утки»
и т. д.), и перейти к распределению ролей.
Третий момент подготовки
- непосредственно перед игрой обратить
внимание на гигиеническое состояние
помещения или площадки, где будет проходить
игра: в групповой комнате или зале надо
провести влажную уборку, открыть фрамуги,
форточки или окна. Детские подвижные
игры народов СССР. М., 1989. С. 13.
При проведении подвижных
игр на свежем воздухе площадку следует
освободить от посторонних предметов,
подмести, и если возникает необходимость,
то предварительно полить, чтобы не
было пыли. Не следует ограничиваться
только групповой площадкой. Можно использовать
и прилегающие непосредственно к ней участки,
дорожку вокруг здания детского сада.
Важное значение
имеет одежда и обувь играющих.
Костюм и обувь не должны стеснять
движений, поэтому перед игрой
надо по возможности облегчить одежду
детей, предложить им снять лишние теплые
вещи, переобуть их в тапочки, если игра
проводится в помещении. Переодевать детей
полностью в физкультурную форму нецелесообразно,
так как это займет больше времени, чем
сама игра.
При проведении подвижных
игр на участке в холодные периоды года
надо следить за тем, чтобы дети не были
излишне тепло укутаны: во время игры это
стесняет движения и быстрее приводит
к перегреванию, что может вызвать простудные
заболевания.
Непосредственно перед игрой воспитатель подготавливает необходимое количество пособий (флажков, кубиков, погремушек и т. п.), раскладывает их так, чтобы детям было удобно ими пользоваться, размечает места для играющих (домики, гнездышки для птичек, норки для мышек, место, где сидит кот и пр.).
__________________
Оставьте нам Свой
номер телефона +-- и наш менеджер
свяжется с Вами в течение 2 часов
(в рабочие дни), уточнит у Вас
детали заказа и сообщит стоимость
работы.
Также оформить заказ и получить дополнительную информацию Вы можете на нашем сайте или в одном из наших офисов в Москве и Санкт-Петербурге.
Педагогика вне форума Ответить с цитированием
Старый 06.06.2009, 22:04 #4
Педагогика
Педагогика
Аватар для Педагогика
Регистрация: 29.03.2009
Сообщений: 9,345
По умолчанию Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка
Маленьких детей, особенно
третьего года жизни, необходимо предварительно
ознакомить с теми предметами и движениями,
которые будут использованы в
игре. Надо дать им возможность рассмотреть
пособия, игрушки, попробовать действовать
с ними, приподнять, поиграть, с тем чтобы
при выполнении упражнений или во время
игры дети не отвлекались от их главной
цели. Такая подготовка обеспечивает радостное
и активное отношение ребенка к выполнению
задания, помогает более быстрому усвоению
им основного смысла и правил игры или
игрового упражнения.
Для детей четвертого
года жизни также очень важно
ознакомление с обстановкой, в которой
будет проходить игра. Иногда бывает
необходимо заранее познакомить
детей с персонажами игры и их движениями,
которым они будут подражать. Предварительная
подготовка детей к выполнению заданий
в игре или игровых упражнениях может
проводиться в течение нескольких дней
или накануне игры.
Непосредственно перед
началом игры малышей можно привлечь
к расстановке игрушек и пособий. Такое
активное участие в подготовке повышает
их интерес к игре, к выполнению игровых
заданий. Так, например, перед проведением
игр, «Птички в гнездышках», «Филин и пташки»
воспитатель не всегда может расставить
стулья предварительно. Он обращается
к детям с предложением поиграть и начинает
ставить стулья так, как это нужно для
игры; поясняя им, что это кустики или гнездышки,
он просит детей постарше принести стулья.
Малыши, подражая старшим, тоже идут за
стульями. Воспитатель должен подбадривать
малышей, помогать им ставить стулья ровно,
а также напомнить тем, кто постарше, чтобы
они помогли маленьким принести и поставить
стулья и сесть на них.
Когда все продумано
и подготовлено заранее, воспитатель
может провести игру с большей пользой
для детей, обращая все свое внимание при
руководстве игрой на выполнение поставленных
ею задач. Богуславская З.М., Смирнов Е.О.
Развивающие игры для детей дошкольного
возраста. М., 1991. С. 101.
Заключение
Народные подвижные
игры вызывают активную работу мысли,
способствуют расширению кругозора, уточнению
представлений об окружающем мире, совершенствованию
всех психических и физических процессов,
стимулирует переход детского организма
к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает
и воспитывает ребенка, а встречающиеся
в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно
характеризуют персонажи и их действия,
которые надо умело подчеркнуть в образе,
что требует от детей активной умственной
деятельности.
В народных подвижных
играх много познавательного материала,
содействующего расширению сенсорной
сферы ребенка, развитию его мышления
и самостоятельности действий.
В народных играх
много юмора, шуток, соревновательного
задора; движения точны и образны,
часто сопровождаются неожиданными
веселыми моментами, заманчивыми и любимыми
детьми считалками, жеребьевками, потешками.
Они сохраняют свою художественную прелесть,
эстетическое значение и составляют ценнейший,
неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием
успешного внедрения народных подвижных
игр в жизнь дошкольников всегда было
и остается глубокое знание и свободное
владение обширным игровым репертуаром,
а также методикой педагогического руководства.
Воспитатель, творчески используя игру
как эмоционально-образное средство влияния
на детей, пробуждает интерес, воображение,
добиваясь активного выполнения игровых
действий.
Итак, народные игры
в комплексе с другими
Практическая часть
В практической части
данной работы предложены сценарии народных
подвижных игр рекомендованных
к использованию в дошкольных
учреждениях.
В результате наблюдений
педагогами было выявлено большое влияние
данных игр на восприятие, концентрацию
внимания, аналитическое мышление, возможность
запоминания, умение воспроизводить образы,
а также развитие движений и координации
дошкольников
Гуси-лебеди
Цель игры.
Учить детей ходить
и бегать врассыпную, не наталкиваясь
друг на друга; приучать их быстро действовать,
помогать друг другу.
Информация о работе Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка