Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление роли народных подвижных игр в процессе психофизического развития ребенка.
Задачи данной работы:
а) Раскрыть сущность подвижных игр как необходимых элементов психофизического развития детей
б) Определить методику проведения народных подвижных игр.
Введение
Глава 1. Народные подвижные игры
1.1 Оценка народных подвижных игр педагогической наукой
1.2 Сюжетные народные подвижные игры
1.3 Бессюжетные народные подвижные игры
Глава 2. Методика проведения народных подвижных игр
2.1. Подбор игр
2.2. Время проведения народных подвижных игр
2.3. Подготовка к проведению игр
Заключение
Практическая часть
Литература
В наиболее выгодных
для выполнения движений условиях,
складывающихся в. процессе игры, можно
привлечь внимание ребенка к правильному
их выполнению. Для показа, пояснения,
использования образов, которым
дети подражают, и предъявить уже
определенные требования к их воспроизведению.
В других условиях дети просто убегают
и на точность движений в таких случаях
мало обращают внимания. Кудрявцев В. Народная
подвижная игра как источник духовного
и физического роста в дошкольном возрасте.//
Дошкольное воспитание. 1998, № 11. С. 64.
1.3 Бессюжетные народные подвижные игры
Бессюжетные народные
подвижные игры типа ловишек, перебежек
очень близки к сюжетным - в них
лишь нет образов, которым дети подражают,
все остальные компоненты те же:
наличие правил, ответственных ролей
(ловишек, салок), взаимосвязанные игровые
действия всех участников. Эти игры, так
же как и сюжетные, основаны на простых
движениях, чаще всего беге в сочетании
с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры
доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Однако следует
учесть, что бессюжетные игры требуют
от детей большей
В основе таких игр
лежит выполнение определенных двигательных
заданий в соответствии с простейшими
правилами.
Первыми бессюжетными
играми для детей 2-3 лет являются
такие игры, как «Догоните меня»,
«Догоню». В них предлагается детям
задание двигаться в одном
направлении за воспитателем или
от него в заранее намеченное место - «домик»,
где педагог не должен их ловить. Каждый
ребенок, выполняя задание самостоятельно,
в то же время действует совместно с другими
детьми. Постепенно игры усложняются.
Как только малыши научатся ходить, бегать
подгруппами и всей группой в одну сторону,
воспитатель во время игры может менять
направление, способствуя формированию
навыков движений, умению ориентироваться
в пространстве. При этом детей приучают
выполнять элементарное правило - двигаться,
не наталкиваясь, друг на друга.
Затем вводятся игры,
в которых есть более сложные
задания на внимание, на ориентировку
в пространстве. Так, например, дети
должны двигаться туда, где расположен
флажок, соответствующий цвету флажка
в руках у ребенка, или туда,
где звенят колокольчик («Найди свой
цвет», «Где звенит колокольчик?»). Такие
игры требуют от детей знания основных
цветов, определения па слух места, откуда
раздается звук, и в соответствии с этим
умения регулировать свои действия.
В таких играх, как
«Береги предмет», «Не опоздай»,
к детям предъявляются требования: выполнить
действия как можно быстрее, найти свое
место, сохранить свой предмет (кубик,
колечко, погремушку). В этих простейших
играх уже имеет место задание, заставляющее
ребенка проявлять быстроту и ловкость.
Лаврентьев В.В. Значение игры в работе
с детьми. Детские подвижные игры// Начальная
школа. 1999, № 5. С. 13.
В бессюжетных играх
(кегли, кольцеброс, городки) дети выполняют
более сложные движения: метание,
прокатывание в цель, бросание и
ловля. Дети младшего дошкольного возраста
такими движениями владеют слабо, поэтому
их вначале широко используют в игровых
упражнениях, например: «Прокати мяч»,
«Попади в воротца», «Подбрось повыше»
и др. Упражняясь в этих движениях, дети
постепенно овладевают навыками и умениями
действовать с различными предметами
(мячами, шарами, кольцами), у них развивается
глазомер, координация движений, ловкость.
Участвуя в таких играх, малыши приобретают
много полезных навыков.
Несмотря на то, что
бессюжетные народные игры используются
в работе с малышами не так широко, как
сюжетные, дети участвуют в них с большим
удовольствием. Это объясняется тем, что
в таких играх воспитатель является активным
участником. Он показывает детям, как надо
выполнить те или иные задания, сам выполняет
ответственную роль, направляет весь ход
игры, эмоционально настраивает детей,
помогая им в выполнении разных движений.
Петрова В. Игра.// Дошкольное воспитание.
1993, № 3. С. 25.
Глава 2. Методика проведения
народных подвижных игр
2.1 Подбор игр
Народные подвижные
игры должны обеспечить разностороннее
развитие моторной сферы детей, а также
способствовать формированию их умений
действовать в коллективе, ориентироваться
в пространстве, выполнять действия в
соответствии с правилами или текстом
игры. Поэтому надо использовать народные
подвижные игры не только разнообразные
по содержанию, но и по организации детей,
по сложности согласования движений.
Содержание игр
должно соответствовать уровню развития
и подготовленности играющих, быть
доступным и интересным для них.
Трудность подвижных игр для детей от
2 до 4 лет неодинакова, она зависит от насыщенности
их различными моторными действиями. Например,
игры с метанием и прыжками более сложны
для детей этого возраста, чем основанные
на ходьбе, ползании и беге. Еще сложнее
игры, построенные на сочетании нескольких
видов движений (бег и прыжки, ходьба и
перешагивания и т. д.). Поэтому следует
так подбирать игры, чтобы двигательные
задания в них, даже основанные на одном
и том же движении, усложнялись постепенно.
Предположим, детей упражняют в равновесии
( русская народная игра «По ровненькой
дорожке»). Сначала им предлагают ходить,
сохраняя равновесие, между двумя линиями
(по дорожке), затем по доске, лежащей на
полу, по скамье, по наклонной доске, по
доске, приподнятой горизонтально, по
узкой рейке скамьи и т. д. Усложнить задание
можно и изменяя характер движений - пройти
быстро, пробежать, пройти на носочках
бесшумно, приняв определенное положение
рук (в стороны, за голову), и т. п. Такая
система игровых упражнений постепенно
подводит детей к правильному выполнению
основных движений, обеспечивает повторение
и закрепление усвоенных ранее навыков
и умений. Кудрявцев В. Народная подвижная
игра как источник духовного и физического
роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное
воспитание. 1998, № 11. С. 67.
Итак, первое требование,
которым надо руководствоваться
при отборе подвижных игр,- соответствие
содержания игровых действий, правил
возрастным особенностям детей, их представлениям,
умениям, навыкам, знаниям об окружающем
мире, их возможностям в познании нового.
Надо стремиться
к тому, чтобы игровые образы были
понятны и интересны детям. Это
могут быть уже знакомые образы (кот,
птичка); с неизвестными персонажами
малышей легко познакомить, используя
картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь,
лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения
персонажей игр были разнообразны, но
доступны для исполнения маленьким детям.
Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо
знаком персонаж, которому они подражают.
В работе с малышами
рекомендуется использовать и игры
с небольшим художественным текстом, который
подсказывает детям движения и заменяет
в игре правила («Зайка беленький сидит»,
«По ровненькой дорожке», и др.).
Очень важно иметь
в виду, что разнообразие двигательных
заданий обеспечивается не только тем,
что в каждой игре используется новое
по характеру движение, но и тем, что в
нескольких играх одно и то же движение
выполняется при разном построении и в
разных ситуациях. В одной игре дается
ходьба группой, в другой - ходьба по кругу,
взявшись за руки, в третьей игре детей
приучают ходить парами или врассыпную.
Так же можно разнообразить и бег. Дети
могут бегать в одном направлении, врассыпную,
убегать от ловящего на свои места и т.
п. Выполнение движений в разных игровых
ситуациях имеет большое значение для
развития координации движений малышей,
ориентировки их в пространстве, а также
способствует воспитанию их активности
и самостоятельности. Павлова Л. Значение
подвижных игр в физическом развитии дошкольника.//
Дошкольное воспитание. 2002, № 4. С. 51.
Педагогический эффект
народной подвижной игры во многом
зависит от соответствия ее определенной
воспитательной задаче. В зависимости
от того, какие навыки и умения воспитатель
стремится развивать у детей
в данный момент, он выбирает игры, помогающие
развитию именно этих навыков. Так, если
перед воспитателем стоит задача научить
детей согласованно действовать в коллективе,
двигаться на большой площади, то для этой
цели более всего подойдут игры сюжетные,
такие как «Гуси-лебеди», «Филин и пташки».
Если же ставится задача по развитию, например,
равновесия у детей, то в данном случае
больше всего подойдут игровые упражнения
«По тропинке», «Через ручеек» и др.
Подбирая игры, воспитатель
должен учитывать состав группы детей.
В разных детских учреждениях
он может быть различным. Часть детей в
начале года впервые приходит в детский
сад. У таких детей еще нет навыка совместных
действий в группе сверстников, некоторые
долго не могут привыкнуть к режиму. По
своему двигательному опыту эти дети отличаются
от детей, ранее посещавших ясельные группы.
Поэтому в начале года надо организовывать
игровые упражнения для небольшого числа
детей также подвижные игры, более простые
по содержанию и не требующие четкого
согласования движений играющих. Говорова
Р. Игры и упражнения для умственного развития
у детей.// Дошкольное воспитание. 1998, №
1. С. 48.
Следует учитывать
и общее состояние группы. Если
дети возбуждены, лучше провести спокойную,
малоподвижную игру, правила которой
требуют от них определенного
внимания («Где звенит колокольчик?», «Пройди
тихо» и др.). Если же дети долго сидели
на занятии, им необходимы активные действия.
В этом случае нужно выбрать игру, в которой
движения разнообразны, часто меняются
в соответствии с сюжетом и правилами
(«Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки
и кот» и др.).
Выбор игры зависит
также от времени года, погоды, температуры
(в помещении или на участке), одежды
детей, имеющегося оборудования и т.
д.
При выборе игры нужно
учитывать, в какое время дня
она проводится. Подвижные игры разного
характера следует сочетать с играми и
занятиями, которые имеют место в режиме
дня. В конце дня, незадолго до сна, игры
должны быть более спокойными. Там же С.
49.
2.2 Время проведения народных подвижных игр
Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.
__________________
Оставьте нам Свой
номер телефона +-- и наш менеджер
свяжется с Вами в течение 2 часов
(в рабочие дни), уточнит у Вас
детали заказа и сообщит стоимость
работы.
Также оформить заказ и получить дополнительную информацию Вы можете на нашем сайте или в одном из наших офисов в Москве и Санкт-Петербурге.
Педагогика вне форума Ответить с цитированием
Старый 06.06.2009, 22:04 #3
Педагогика
Педагогика
Аватар для Педагогика
Регистрация: 29.03.2009
Сообщений: 9,345
По умолчанию Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка
Воспитатель может
провести игры с несложными заданиями,
простые игры спокойного характера
с небольшими группами детей или
с некоторыми детьми индивидуально.
Народная подвижная игра, организованная
со всей группой детей, может заменить
утреннюю гимнастику. Такая игровая форма
проведения утренней гимнастики может
быть использована в начале года и в первой
и во второй младших группах, когда в коллективе
много новых детей. Игра привлекает их
своей эмоциональностью, возможностью
активно действовать, выполнять движения
в меру своих способностей. Нецелесообразна
активная двигательная деятельность и
сразу после завтрака.
Перед занятиями
уместны игры средней подвижности, для
малышей это игры чаще всего индивидуального
порядка. Игра в обучении и воспитании
детей дошкольного возраста.// Советская
педагогика. 1988, № 4. С. 22.
Наиболее полезны
и целесообразны подвижные игры
на свежем воздухе, во время прогулки.
Лишь в ненастную погоду (сильный дождь,
ветер, холод) игры надо организовывать
в помещении, но при этом желательно использовать
зал, так как в групповых комнатах не всегда
возможно полноценно провести подвижную
игру с большим количеством детей.
На утренней прогулке
после занятий проводятся разные
по характеру подвижные игры. Их
количество и длительность в отдельные
дни недели не одинаковы.
При подборе игр
учитываются предшествующие занятия.
Так, после занятий по родному
языку, рисованию, лепке целесообразно
провести игру с более активными действиями.
Однако после занятий, потребовавших от
детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется
разучивать новые игры.
Не исключаются
подвижные игры и в дни, когда
есть музыкальные и физкультурные
занятия. В такие дни подбирают подвижные
игры с менее активными действиями и проводят
их не в начале, а в середине прогулки.
В режиме дня подвижные
игры могут быть организованы как
со всей группой, так и по подгруппам.
Это зависит от характера игровых
действий, количества играющих, их подготовленности,
условий проведения и других факторов.
Так, если детей в группе много, а места
в помещении или на площадке недостаточно,
организуют игры по подгруппам. Игровые
упражнения также проводятся чаще всего
небольшими группами или с отдельными
детьми.
Для обеспечения
достаточной двигательной активности
детей в режиме дня программа
по физической культуре предусматривает
определенную длительность не только
физкультурных занятий, но и ежедневных
подвижных игр на прогулках (как
на утренней, так и на вечерней). Там же
С. 24.
Для детей третьего
года жизни в дни, когда проводятся
физкультурные занятия, длительность
подвижных игр может быть 6-8 мин.
В другие дни (без физкультурных
занятий) следует проводить подвижные
игры в сочетании с различными физическими
упражнениями. Их общая длительность может
доходить до 10-15 мин.
С детьми четвертого
года длительность подвижных игр
и физических упражнений на прогулке
в дни физкультурных занятий
составляет 6-10 мин. В остальные дни,
когда занятия по физической культуре
не проводятся, время для проведения подвижных
игр увеличивается до 15-20 мин.
Информация о работе Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка