Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:14, курсовая работа
Цель исследования — обоснование и разработка педагогической технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов в возрасте 15-17 лет.)
Задачи исследования:
1. Выявить наиболее эффективные упражнения с мячом и без него при развитии скоростно-силовых способностей у юных футболистов, а также оптимальное их соотношение в тренировочном процессе.
2. Обосновать педагогические условия, необходимые для эффективного управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СКОРОСТНО - СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ………………………………………………………...
1.1. Объективные предпосылки совершенствования системы скоростно- силовой подготовки юных футболистов…………
1.2. Управление развитием скоростно-силовых качеств у юных футболистов как научная проблема……………………………
1.3. Методические подходы к совершенствованию системы скоростно- силовой подготовки юных футболистов…………
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……
2.1. Организация исследования………………………………….
2.2 Методы исследования……………………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………..
Отличительной особенностью спортивной деятельности в футболе является выполнение широкого круга движений с различным характером биомеханической структуры и различными механизмами энергообеспечения, что в конечном итоге предъявляет высокие требования к уровню развития физических качеств футболистов. Отмеченное ранее опережающее развитие быстроты по отношению к силе и скоростной выносливости может привести к определенному росту последних, учитывая закономерности положительного переноса физических качеств. Это в принципе может создать благоприятные предпосылки для роста спортивного мастерства игроков.
Таким образом, рассмотренные методические подходы к совершенствованию системы управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов свидетельствуют о нерешённости ряда вопросов о соотношении используемых средств и их направленности.
При этом необходим поиск наиболее эффективной технологии управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов с использованием специальных упражнений, как с мячом, так и без него.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В настоящей главе излагаются основные подходы к организации и методике проведения диссертационного исследования, обосновываются и раскрываются методы оценки качественных параметров привлекаемого контингента испытуемых, конкретизируется технология управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов в возрасте 15-17 лет.
Работа выполнена в соответствии с планом КНОИР (шифр «Управление») Федерального агентства по физической культуре и спорту Российской Федерации в рамках темы: «Оптимизация управления учебно-тренировочным процессом юных футболистов» (раздел IV).
2.1. Организация исследования
Исследование по теме диссертационной работы проводилось в период с 2002 года по 2007 год в ДЮСШ по футболу (г. Грозный). Всего в исследованиях приняло участие 28 юных футболистов в возрасте 15-17 лет.
Методологическую и научно-теоретическую основу диссертационной работы составили материалистические теории диалектики, системного подхода, а также теории и методики спортивной тренировки. В своих исследованиях мы опирались на теоретические положения физиологии спорта при применении физических упражнений, основы управления тренировочным процессом юных футболистов (С.Т.Хачатрян, 2000; А.М.Якимов, 1992).
Опыта управленческой деятельности в сфере учебно-тренировочного процесса по развитию скоростно-силовых качеств у юных футболистов технологии скоростно-силовой подготовкой юных футболистов с учётом освоения техники обращения с мячом технологии скоростно-силовои подготовки юных футболистов методических рекомендации по использованию специальных упражнений для развития скоростно-силовых качеств у юных футболистов
Методология исследования по теме диссертации На первом этапе (2002-2004 гг.) путем теоретического анализа и обобщения доступной литературы конкретизировались поставленная проблема и методические подходы к ее решению, выявлялись основные структурные компоненты оценки технической и физической подготовленности юных футболистов в целях выдачи индивидуальных рекомендаций по использованию скоростно-силовых упражнений в тренировочном процессе, уточнялась проблемная ситуация, формулировалась рабочая гипотеза и основные задачи исследования.
На втором этапе (2004-2005 гг.) было проведено анкетирование тренеров по футболу с целью выявления наиболее эффективных средств скоростно-силовой подготовки юных футболистов, а затем были изучены возможности использования различного соотношения скоростно-силовых упражнений с мячом и без него для роста спортивного мастерства. При этом фиксировались различные показатели, отражающие как компоненты физического состояния организма юных футболистов, так и параметры используемых физических нагрузок. По ходу исследований, проводимых на данном этапе, уточнялись методические подходы, осуществлялись теоретический анализ и обобщение полученных результатов, разрабатывалась программа тренировки, проверялись предварительно сформулированные частные гипотезы исследования.
На третьем этапе (2005-2007 гг.) был организован и проведен педагогический эксперимент в целях проверки эффективности разработанной программы скоростно-силовой подготовки и технологии управления этим процессом с использованием упражнений с мячом и без него в реальных условиях спортивной деятельности ДЮСШ по футболу. Значительное внимание уделялось рекомендациям по индивидуальному использованию упражнений для развития скоростно-силовых качеств у юных футболистов.
Формулировались выводы, разрабатывались практические рекомендации, проводилось техническое оформление диссертационной работы.
2.2. Методы исследования
Для решения задач, поставленных в диссертации, и проверки основной рабочей гипотезы были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретический анализ и обобщение;
- анкетирование, беседа, опрос;
- изучение динамики физического состояния и работоспособности в процессе скоростно-силовой подготовки юных футболистов;
- оценка уровня физического состояния (физической подготовленности, функционального состояния организма и физического развития) юных футболистов;
- проведение психологического обследования;
- педагогический эксперимент;
- статистическая обработка полученных данных.
Теоретический анализ и обобщение. Изучение литературных данных проводилось для оценки состояния проблемы, определения задач исследования и сопоставления имеющейся информации с результатами экспериментальных исследований.
Перечень изученных источников представлен в списке литературы, изложенной в диссертации. Теоретический анализ и обобщение осуществлялись также при оценке спорных, неясных, противоречивых сторон изучаемых вопросов, при постановке проблемы и обосновании подходов к её решению, сопоставлении полученных данных с уже имеющимися научно-теоретическими положениями, при формулировании выводов и предложений.
Анкетирование, беседа, опрос. Данный метод применялся для изучения режима учебно-тренировочной деятельности футболистов, особенностей организации скоростно-силовой подготовки, динамики работоспособности, структуры управления учебно-тренировочным процессом по развитию скоростно-силовых качеств у юных футболистов.
Анкетирование и беседы в ходе диссертационного исследования проводились как с футболистами, так и со специалистами, тренерами по футболу. Беседы со спортсменами давали ценную информацию о субъективном отношении занимающихся к различным специальным скоростно-силовым упражнениям, помогали вскрывать конкретные причины травматизма футболистов, способствовали нахождению реальных путей индивидуализации самостоятельных тренировок. В ходе бесед со специалистами в области футбола и их опроса конкретизировались различные организационные вопросы, а также элементы всестороннего обеспечения учебно-тренировочных занятий.
Изучение динамики физического состояния. Физическое состояние и работоспособность юных футболистов изучались методом специальных контрольных упражнений, наблюдения, хронометража, парного сравнения, анализа текущих оценок выступления на чемпионате России.
Оценка уровня скоростно-силовых качеств; (по методике оценки физического состояния барьеристок). Испытание уровня физической подготовленности проводилось с целыо оценки степени развития физических, скоростно-силовых качеств, а также для анализа эффективности воздействия средств и методов тренировки в целях роста спортивных результатов футболистов.
Для оценки функционального состояния организма использовалась экспресс-оценка и критерии оценки функционального состояния организма, разработанные Р.М. Баевским. Кроме того, определялись результаты проб с задержкой дыхания Штанге и Генче, вычислялся индекс утомления, проводился теппинг-тест и тремометрия.
Оценка результатов проб с задержкой дыхания осуществлялась в соответствии с общепринятыми в настоящее время критериями.
Разница между показателями индекса'выполнения работы и после полного восстановления (индекса нормы) выражает степень утомления (ИУ). Выделяются три основных градации степени утомления (в условных единицах): средний уровень утомления - 1,1-2,0; значительный уровень утомления - 2,1-3,0; переутомление - 3,1 и более.
Применение методик теппинг-теста и тремометрии позволило, во- первых - оценить темп, ритм и устойчивость моторного действия и, во-вторых - установить способность к сенсомоторной координации движений. Дополнительно для оценки функционального состояния организма игроков в процессе скоростно-силовой подготовки использовалась методика определения частоты пульса за 15с.
По показателям ЧСС и артериального давления рассчитывались вегетативные индексы: Кердо, отражающий соотношение между активностью симпатической и парасимпатической нервных систем; Квааса, характеризующий степень утомления (В.П. Загрядский, 1982; З.К. Сулимо-Самуйло, 1976).
Проведение психологического обследования. До и после участия в играх оценивалось состояние футболистов их тревожности по методике Г. Спилберга-Ханина (1982).
Для оценки состояния высшей нервной деятельности-футболистов использовалась методика «САН» (В.А. Доскин и др., 1975), фиксирующая субъективное состояние, активность и настроение. Эти показатели определялись непосредственно перед игрой и через два часа после её окончания с помощью бланковых методик. Показатели самооценки рассчитывались путем усреднения 10 полученных ответов. При обработке данных теста «САН» учитывались абсолютные величины самочувствия, активности и настроения и соответствие этих признаков между собой. В частности мы брали во внимание то, что в условиях интенсивной игровой деятельности значительное ухудшение самочувствия и активности обычно сопровождается менее выраженным снижением настроения.
Увеличение же разницы между этими параметрами более чем на 0,6 балла по сравнению с исходными данными может, как показывают ранее проведенные исследования, свидетельствовать о снижении работоспособности юных футболистов.
Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент был организован и проведен в течение сезона 2005-2006 гг. в рамках учебно- тренировочного процесса, проводимого в ДЮСШ по футболу. Организация и методика проведения эксперимента изложены в четвертой главе.
Статистическая обработка полученных данных. Материалы исследований подвергались математической обработке. При этом вычислялись следующие статистические параметры:
- средней арифметической величины (х);
- вычисление среднего квадратичного отклонения (5);
- вычисление средней ошибки среднего арифметического (ш);
- оценка различия по ^критерию Стьюдента.
Интерпретация результатов математической обработки полученных научных данных осуществлялось с использованием методических рекомендаций. В процессе анализа математических показателей уровень достоверности считался значимым при р<0,05.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный футбол многообразен, и нам, наверняка, не удалось детально остановиться на всех проблемах затронутой темы.
Из всего этого и была сформулирована основная мысль - футбол развивается благодаря мастерству игрока. Появление выдающегося футболиста создает условия для развития способностей других игроков. Так складывается команда, к которой приходят успехи. Тренерская мысль обретает чёткость в тактических действиях такой команды, находит пути усиления игры, ищет способы совершенствования учебно-тренировочного процесса, постоянно нацелена на поиск методов повышения спортивного мастерства футболистов, определяет средства улучшения технической оснащенности игроков.
Формула «игрок — команда — тренер» — является основой развития отечественного футбола. Выдающаяся личность, как всякий «штучный товар», требует к себе внимания, индивидуальной работы, учёта неординарных особенностей в деятельности тренера. Содружество и сотрудничество тренера и спортсмена приводят к успеху. Неудачи и поражения переживаются вместе, хотя и неодинаково. Спортивная жизнь непродолжительная, зависит от многих факторов, влияющих на карьеру футболиста. В коллективе команды игрок находит необходимые условия для развития своих способностей.
Большую часть спортивной жизни игрок проводит на тренировках. Правильно построенные тренировки предоставляют педагогу большие возможности для обучения футболистов.
Повышению эффективности управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов способствуют общая и специальная культура тренера, его правильная речь, умение общаться с игроками, выразительность действий, движений, жестов и мимики.
Современное состояние отечественного футбола таково, что команды высшей лиги в своих составах имеют легионеров из ближнего и дальнего зарубежья, а вот воспитанников собственных школ в командах немного: При имеющихся финансовых возможностях легче приобрести готового игрока, нежели ждать футболиста из собственных резервов.
Сложность функционирования футбольной команды требует целостного подхода к ее управлению. Успешность выступления команды зависит от многих факторов, прямо или косвенно влияющих на жизнедеятельность игроков =и тренеров.