Выносливость футбола

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — обоснование и разработка педагогической технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов в возрасте 15-17 лет.)
Задачи исследования:
1. Выявить наиболее эффективные упражнения с мячом и без него при развитии скоростно-силовых способностей у юных футболистов, а также оптимальное их соотношение в тренировочном процессе.
2. Обосновать педагогические условия, необходимые для эффективного управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СКОРОСТНО - СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ………………………………………………………...
1.1. Объективные предпосылки совершенствования системы скоростно- силовой подготовки юных футболистов…………
1.2. Управление развитием скоростно-силовых качеств у юных футболистов как научная проблема……………………………
1.3. Методические подходы к совершенствованию системы скоростно- силовой подготовки юных футболистов…………
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……
2.1. Организация исследования………………………………….
2.2 Методы исследования……………………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая по футболу 2.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

 

Функциональные сдвиги

Спортивное мастерство

Рис. 1. Динамика приспособительных перестроек организма при повышении спортивного мастерства юных футболистов (по Ю.В. Верхошанскому, 1985)


Условные обозначения:

1      - вариант, который характеризует ведущие двигательные способности, по преимуществу определяющие успех в спортивно-игровой деятельности;

2       - для несущественных двигательных способностей, относимых в спортивной практике к общим;

3    - для специфических функциональных перестроек, преимущественно определяющих уровень развития ведущей двигательной способности;

4     и 5 — разновидности динамики развития соответственно несущественных и существенных двигательных способностей в процессе становления спортивного мастерства футболиста.

Многочисленными исследованиями показана специфичность воздействия тренировки в футболе на показатели антропометрии (П.А. Дементьев,1995), сердечно-сосудистой и дыхательной систем (Ф.А. Иорданская, 1999), нервно-мышечного аппарата (С.Ю. Тюленьков, 1996).

Величина и характер развития скоростно-силовых качеств во многом обусловлены особенностями спортивной деятельности, включающей специфику футбола, уровень спортивного мастерства игроков. Поскольку при выполнении таких спортивных упражнений, как борьба за мяч и быстрое выполнение технических приёмов обращения с мячом, необходимо проявление большой силы за ограниченный интервал времени, то специальная подготовка юных футболистов строится на основе совершенствования скоростно-силовых качеств (А.П. Кочетков, 1975, 1987).

В литературе уделяется большое внимание вопросу о развитии способности у юных футболистов проявлять значительные усилия за ограниченный промежуток времени (В.П. Гречишкин, 2004). При этом рассматривается компонентный состав скоростно-силовых качеств, отражающий такие специфические «элементарные» способности, как абсолютная сила мышц, абсолютная быстрота движений, стартовая сила мышц, ускоряющая сила мышц (М.Х. Боташева, 2007; В.М. Быстров, В.П. Филин, 1971; Ю.В. Верхошанский, 1985, 1988; П.Н. Пасюков, 1990). В своем развитии они относительно независимы и в связи с изменением внешних условий реализации рабочего движения находятся в определенных отношениях.

2. г 

По мнению Ю.В. Верхошанского (1985), с ростом спортивного мастерства взаимовлияние компонентных способностей уменьшается, и для развития способности требуются все более специфические условия. Градация скоростно-силовых качеств производится не только в рамках компонентных способностей единого организма, но и в зависимости от сегментарной функциональной специализации двигательного аппарата юных футболистов (Э.А. Кубеков, Э.Э. Кочкаров. Б.Х. Калмыков, 2007). Это дает основание рассматривать в качестве относительно самостоятельных скоростно-силовые возможности верхних и нижних конечностей, а также разгибателей туловища, что свидетельствует об относительной автономии нейромоторных механизмов, обеспечивающих элементарные формы двигательных проявлений при игре в футбол (Б.А. Вяткин, 1978).

Специальная скоростно-силовая подготовка строится на основе разработки и применения комплекса тренировочных средств. В него входят упражнения, имеющие «нечто существенно общее» с основным (игрой в футбол). Существуют и более подробные трактовки сущности специальных упражнений. Так, в соответствии с «принципом моторно-специфического соответствия» (Ю.В. Верхошанский, 1985) они должны отражать преимущественный двигательный режим игровой деятельности на футбольном поле и максимально соответствовать ему по ведущей группе мышц, акцентируемому участку рабочей амплитуды движения, максимуму рабочего усилия, быстроте развития максимума усилия, режиму работы мышц.

По мнению Л.Д. Гисина (1990), не следует переоценивать пространственные, временные и векторные силовые характеристики, - главным условием - должно быть сходство режима работы мышц при игре в футбол. Однако автор указывает на необходимость учёта биомеханических основ техники обращения с мячом при подборе средств специальной скоростно-силовой подготовки, а также индивидуальных особенностей игрока и уровня его подготовленности.

При отборе специальных упражнений также предлагает исходить, прежде всего, из структурно-динамического и анатомо-физиологического их соответствия. При этом они должны представлять собой элементарную структурно-функциональную модель двигательного действия с мячом.

Сущность специальных упражнений по своей целевой направленности отличается от сущности игровой деятельности. При этом многократное повторение одних и тех же специальных упражнений в тренировке приводит к рационализации их выполнения в игровой деятельности на футбольном поле и уменьшению их физиологического влияния на организм юных игроков (Э.А. Кубеков, Э.Э. Кочкаров. Б.Х. Калмыков, 2007).

Анализ данных, полученных ведущими исследователями по специальной скоростно-силовой подготовке позволяет выделить две формы технико-физической подготовки спортсменов, которые отражают основные стороны «принципа направленного сопряжения». Первая — использование специальных упражнений, подобранных по ряду вышеуказанных характеристик, вторая — сопряженное совершенствование двигательных технических навыков в структуре скоростно-силовой подготовки юных футболистов. В этом случае применяются различные отягощения и устройства, создающие условия для преимущественного развития отдельных двигательных способностей юных футболистов.

Большинство авторов сходятся во взглядах на процесс применения «метода сопряженного воздействия» и делают вывод о том, что наиболее рационально использовать в тренировочном процессе, как упражнения с мячом, так и упражнения без него (Е.Я. Гомельский, 1997).

Значительное место в исследованиях специальной скоростно-силовой подготовки юных футболистов занимает вопрос о направленности воздействия специально подготовительных упражнений. Г.Д. Горбунов (1976) считает, что вследствие значительных физических и нервных затрат невозможно постоянно выполнять упражнение с мячом в полную силу. А так как выполнение его «вполсилы» не дает ожидаемого эффекта, то предлагается моделировать в тренировке условия для наиболее эффективного развития двигательных качеств, необходимых для игровой деятельности на футбольном поле.

По мнению А.П.Кочеткова (2000), проблема слабых звеньев игровой деятельности футболистов является одной из наиболее важных в системе спортивной тренировки. Недостаточная функциональная подготовка каких-то групп мышц, техническая недоработка каких-либо из элементов игры неотвратимо лимитируют спортивный прогресс. Из сказанного следует, что наиболее важными задачами специальной скоростно-силовой подготовки юных футболистов являются преодоление слабых звеньев игровой деятельности при помощи педагогического управления тренировочным процессом для более скоростного выполнения технических приёмов с мячом и без него на футбольном поле.

Таким образом, главным в совершенствовании системы управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов является поиск оптимального соотношения упражнений для выполнения упражнений с мячом и без него. Ибо только; высокий уровень скоростно-силовой подготовленности футболистов позволяет им на большой скорости эффективно выполнять технические приёмы с мячом на футбольном поле.

1.2. Управление развитием скоростно-силовых качеств у юных футболистов как научная проблема

Улучшение эффективности управления скоростно-силовой подготовкой? юных футболистов является одной из наиболее актуальных проблем, решение которой позволит обеспечить рост спортивного мастерства игрока:

Главной целью тренировки футболиста является развитие физических качеств технических навыков обращения с мячом. Возможности игрока быстро пробегать дистанцию на поле или длительно поддерживать, требуемый уровень работоспособности принято обозначать как качественные характеристики его двигательной деятельности (С.Ю. Тюленьков, 1996). Среди этих качеств в зависимости от их роли в осуществлении двигательной деятельности можно выделить общие и специальные (И.И. Переверзин, Н.Н. Бугров, Я.Р. Вилькин, 1987; В; Сагпеуа1е, 1998). От того, что мы понимаем под физическими качествами; во многом зависит и способ, избираемый для их развития. Для этого необходимо привести в соответствие объективные экспериментальные данные и наше представление о формах проявления физических качеств у футболистов, уделяя; при этом; внимание содержательному смыслу, который имеет первостепенное значение для управления скоростно-силовой подготовкой.

Исторический анализ свидетельствует, что существует два различных подхода к изучению качественных форм двигательных возможностей юных футболистов, которые могут быть обозначены как функциональный и структурный (И.А. Кошбахтиев, 1975).

Функциональный подход сложился еще в середине прошлого столетия в шведской, французской и германской системах тренировки как следствие практической необходимости в классификации средств тренировки и упорядочивания на этой основе ее содержания. В то время и возникло понятие физических качеств, которому начиная с 30-х годов было суждено закрепиться в научной литературе и сыграть соответствующую роль в развитии теории и методики спорта. К физическим качествам были отнесены быстрота (скорость), сила, выносливость, гибкость, которые в отечественной литературе принято рассматривать как основные (В.М.Зациорский, 1966). Функциональный подход основывался на наблюдении внешних двигательных характеристик спортсмена, легко поддающихся измерению. Физиологический механизм при этом во внимание не принимался. Такой подход объективно опирался на результаты выполнения различных физических упражнений и привёл к развитию аналитико-синтетической концепции.

Суть аналитико-синтетической концепции сводилась к допущению самостоятельного существования и относительной независимости отдельных физических качеств и возможности их объединения в те или иные сочетания. Для нее характерно, во-первых, выделение ведущего качества и, во-вторых, необходимое сочетание других качеств, которые обеспечивают наиболее полное проявление ведущего качества. В результате комбинаций основных качеств возникают новые комплексы, гибридные качества; скоростная выносливость, например, представляет собой интеграцию быстроты и выносливости; взрывная сила - сочетание силы и скорости и т.п. ( В.Б. Пагиев, 1977).

Единство развития физических качеств виделось в том, что имеет место процесс взаимного влияния и перехода одного качества в другое. Считается, что в тренировке юных футболистов необходимо развивать все качества, но при такой их взаимосвязи, которая необходима для успешного выполнения конкретного технического действия с мячом (И.А. Кошбахтиев, 1975; Г.Д. Качалин, 1986).

Несмотря на широкое признание гипотезы об интеграции физических качеств, реальный физиологический механизм этого, явления был изучен недостаточно. Предлагалась следующая форма взаимосвязи; между физическими качествами (Л.А. Станкявичус, 1983):

. - «положительная», когда развитие одних качеств; способствует развитию других;

-       «нейтральная», когда в процессе развития физические качества не: влияют друг на друга;

-     «отрицательная»,, если развитие одних физических качеств; негативно влияет на уровень или развитие других.

Рассматривалась также возможность переноса эффекта развития одних физических качеств на другие (В.М. Зациорский, 1966). Такие представления привели к пониманию; что в основе развития физических качеств лежат присущие каждому из них физиологические механизмы ответственные за«их проявление (Е.Б. Сологуб. 1978).

В числе основных физических качеств различают мышечную силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Ряд авторов выделяет в качестве основного качества скоростно-силовые возможности человека;

Рассмотрим, какие же механизмы лежат в основе развития физических качеств в процессе управления; скоростно-силовой подготовкой юных футболистов. Анализ отечественной литературы (H.A. Бернштейн, 1966; М.С.Бриль, 1980; Ю.В: Верхошанский, 1988; Е.А. Климов, 1984; В.В. Ландышев, 1993; Г.Е. Леевик, 1981; A.C.Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001 и др.) показывает, что в i результате тренировки в организме игрока происходят следуюыще приспособительные перестройки:

-     повышение способности ЦНС создавать необходимую мощность, возбуждающей посылки на моторную периферию к мышцам и; обеспечивать соответствующую координацию движений;

-      тонкая морфофункциональная специализация нервно-мышечной системы в соответствии с режимом ее работы;

-       увеличение мощности систем энергообеспечения напряженной мышечной деятельности;

-       расширение функциональных возможностей всех физиологических систем организма, обеспечивающих его двигательную деятельность;

-      формирование межсистемных отношений в организме, обеспечивающих высокий уровень его работоспособности.

Развитие физических качеств в разной мере зависит от врожденных особенностей. Вместе с тем в индивидуальном развитии ведущим механизмом является условно-рефлекторный. Этот механизм обеспечивает качественные особенности двигательной деятельности конкретного человека, специфику их проявления и взаимоотношений. Для проявления физических качеств характерна их меньшая осознаваемость по сравнению с двигательными навыками, большая значимость для них биохимических, морфологических и вегетативных изменений в организме (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001).

Качество силы является одним из ведущих физических качеств спортсмена. Оно необходимо при выполнении многих спортивных упражнений, особенно в стандартных ациклических видах спорта: тяжелой атлетике, спортивной гимнастике, акробатике, спортивных играх и других.

Сила мышцы — это способность за счет мышечных сокращений преодолевать внешнее сопротивление. При ее оценке различают абсолютную и относительную мышечную силу.

Информация о работе Выносливость футбола