Выносливость футбола

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — обоснование и разработка педагогической технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов в возрасте 15-17 лет.)
Задачи исследования:
1. Выявить наиболее эффективные упражнения с мячом и без него при развитии скоростно-силовых способностей у юных футболистов, а также оптимальное их соотношение в тренировочном процессе.
2. Обосновать педагогические условия, необходимые для эффективного управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СКОРОСТНО - СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ………………………………………………………...
1.1. Объективные предпосылки совершенствования системы скоростно- силовой подготовки юных футболистов…………
1.2. Управление развитием скоростно-силовых качеств у юных футболистов как научная проблема……………………………
1.3. Методические подходы к совершенствованию системы скоростно- силовой подготовки юных футболистов…………
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……
2.1. Организация исследования………………………………….
2.2 Методы исследования……………………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая по футболу 2.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

Физическое состояние и психологический настрой составляют единое целое, определяющее успех (Б.А. Вяткин, 1978; С. Ваипалеп, 1979).

Спортивная форма зависит и от отношения к личной жизни и режиму. Самая великолепная тренировка не даст желаемых результатов, если спортсмен ведет неспортивный образ жизни, если он, например, употребляет много жидкости, курит, недосыпает. Для приобретения хорошей спортивной формы надо, чтобы тренировка и образ жизни гармонировали друг с другом. Успехи, с трудом достигнутые, в результате тренировки, будут значительно ослаблены или сведены на «нет» при образе жизни, вредном для сохранения спортивной формы (И.А. Нетто, 1974).

Если спортивная форма футболиста позволяет ему хорошо провести весь матч, то растет его уверенность в своих силах. У него появляется ощущение силы, что, в свою очередь, вызывает ощущение радости и подъема во время игры (В.В. Газаев, 2005). Наоборот, плохая спортивная форма рождает чувство неуверенности, футболист начинает сомневаться в себе и своих способностях. Боязнь не выдержать всей игры заставляет его искать передышки или держаться в стороне, что также парализует ход матча (Е.Д. Никитина, 1989).

Некоторые тренеры считают, что скоростно-силовая подготовка футболистов должна включать только упражнения с мячом, другие полагают, что часть работы проводится без мяча (Н.В. Жмарев, 1980).

Скоростно-силовая подготовка футболиста включает в себя не только такие упражнения, которые используются во время игры с мячом, но и такие, которые необходимы для взаимодействия игроков. Всесторонняя скоростно-силовая тренировка исключает однобокое обучение, отрицательное по своей сути. Всесторонне подготовленный спортсмен во время игры сумеет использовать все свои физические способности (В.Б. Пагиев, 1977; С.Ю. Тюленьков, 1996).

Скоростно-силовая подготовка, основанная на хорошем общем развитии, ставит перед собой цель технически развить игрока при помощи игровых упражнений с мячом, сделать его игру быстрой, маневренной, подвижной.

Простой пример из обучения игре с мячом пояснит специфику физической подготовки: игрок, получив мяч, задерживает его и передает или играет сам. Это чисто техническое упражнение превратится в разновидность скоростно-силовой подготовки, если мяч игроку подавать вблизи, издали, справа, слева и т.д., причём делать это так, чтобы перед каждой остановкой и задержкой мяча у игрока было то больше, то меньше времени для включения в игру. Эффективность этого упражнения еще больше возрастет, если, получив мяч, игрок какое-то время поведет его вперед, чтобы перед передачей полностью мобилизовать свои силы (С.Ю. Тюленьков, 1996).

Необходимо найти среди упражнений по обучению игре с мячом множество таких, при выполнении которых наряду с техникой движений улучшается и спортивная форма футболиста (С.Ю. Тюленьков, Bill Губа, A.B. Прохоров, 1997).

Нельзя еще раз не отметить значение игры для физической тренировки во всем многообразии ее форм. Футболисты по своей1 натуре, прежде; всего игроки, поэтому в каждой тренировке должна присутствовать игра. Известно огромное количество игр - от простейших, связанных с бегом через игры с мячом, эстафеты, до «больших игр» - гандбола, баскетбола,. волейбола и т.д. Они не только обогащают тренировки, но весьма успешно влияют на спортивную форму и помогают улучшить взаимодействие футболиста с мячом (Б.И. Новиков, 1969; В.Б. Пашев, 1977).

Физические сильные и часто немобильные игроки должны, прежде всего, выполнять упражнения, связанные с бегом;, скоростью, подвижностью; а физически слабые: - заниматься упражнениями на развитие силы. Скоростно-силовую подготовку рекомендуется проводить со всей командой - но группам, подобранным: по силам. Например, группа физически крепких игроков с развитой мускулатурой. Для: них предпочтительны рывки, бег, упражнения на. быстроту. Группа физически, слабых. Для них - гимнастические упражнения, упражнения с набивным мячом; на снарядах, упражнения в сопротивлении (С.Ю. Тюленьков, В.П. Губа, A.B. Прохоров, 1997).

Проблемы организации скоростно-силовой подготовки юных, футболистов рассматривались многими специалистами-тренерами и учёными (М.Х. Индреева, З.А. Хатуев, 2007; Э.А. Кубеков, Э:Э: Кочкаров. Б.Х. Калмыков, 2007; О.Ю. Свергун, 1999).

Все авторы рассматривают футбол как единый целостный вид спорта, состоящий из различных движений. Его специфическая особенность заключается в том, что движения, входящие в его состав, и те разнообразные упражнения, используемые при подготовке к играм, вступают в сложные взаимодействия друг с другом, при которых изменение достижений в одном виде движений обусловливает определенные сдвиги в другом (М.И. Фролова, 1980; Г.И. Савенков, 1979; М.И. Станкин, 1978; J.W. Bunn, 1992).

Имеющиеся литературные данные свидетельствуют о наличии двух направлений в организации и методике скоростно-силовой подготовки в игровых видах спорта: ступенчатом и комплексном. Первое направление предлагает овладение сначала техникой обращения с мячом, а затем развитием скоростно-силовых качеств. При этом начальная подготовка осуществляется по системе упражнений, предусматривающих постепенное увеличение нагрузки в зависимости от подготовленности спортсменов (М.Х. Боташева, 2007; Е.Л. Дорофеева, 2007; Ю.И. Портных, 1984; Е.Б. Сологуб, 1999; Ю.Ф. Курамшин, 2001 и др.). Ряд авторов отмечает, что ступенчатое включение скоростно-силовых упражнений в обучение имеет свою отрицательную сторону, поскольку технические приёмы, начинающие изучаться позднее, отрицательно влияют на технику движений, изученных ранее (Ю.И. Портных, 1984; Э.А. Стрельцов, 1982). В связи с этим, авторы отмечают перспективность второго направления, предусматривающего одновременное изучение всех технических элементов футболиста одновременно с развитием скоростно-силовых качеств. Ряд данных свидетельствует, что одновременное изучение элементов техники и развитие скоростно-силовых качеств, предполагает наличие определенного акцента на некоторые из них. В связи с этим, в период начальной подготовки юных футболистов рекомендуется обращать особое внимание на изучение техники работы с мячом (Н.П. Симонян, 1990).

Для успешного выступления на соревнованиях современный футболист должен иметь идеальную технику и высокий уровень скоростно-силовой подготовленности. Это требует оптимального уровня развития основных физических качеств: быстроты, силы, скоростной выносливости, с одной стороны, а с другой — лучшей «утилизации» этих качеств, при выполнении технических приёмов с мячом. Отмечается, что основой высоких результатов в футболе, является скоростная выносливость. Вместе с тем, уровень развития скоростных и силовых качеств во многом лимитирует достижения в техническом оснащении игрока (В.И. Старшинов, 1987).

Следует отметить, что в системе скоростно-силовой подготовки футболистов необходимо обратить внимание на приобретение быстроты, а также умение проявлять максимальное усилие в единоборствах на футбольном поле. К тому же, целенаправленная скоростно-силовая подготовка создает благоприятные предпосылки для овладения рациональной спортивной техникой обращения с мячом (Э.А. Кубеков, Э.Э. Кочкаров. Б.Х. Калмыков, 2007; Э.В. Стрельцов, 1982).

Овладение техникой работы с мячом требует определенного уровня подвижности в суставах нижних конечностей. Перспективная подготовка юных футболистов должна предусматривать развитие данного качества. Хорошая подвижность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах является непременным условием для освоения рациональной техники владения мячом. Помимо этого, оптимальный уровень подвижности в суставах необходим при беге по футбольному полю.

Исследования ряда авторов (М.Х. Индреева, З.А. Хатуев, 2007; Э.А. Кубеков, Э.Э. Кочкаров. Б.Х.Калмыков, 2007 и др.) свидетельствуют, что скоростно-силовая подготовка футболистов должна строиться с учётом взаимосвязи всех упражнений: как с мячом, так и без него.

По всей вероятности, наличие определённого противоречия во мнениях специалистов по данному вопросу объясняется тем, что механизмы энергообеспечения двигательной деятельности в футболе имеют как общие черты с обычным бегом, так и специфические отличия, связанные с овладением техники работы с мячом.

Исследования в области изучения техники выполнения двигательных действий, свидетельствуют о высокой степени взаимосвязи скорости выполнения отдельных технических приёмов с общим уровнем скоростно-силовой подготовленности игрока (А.К. Москатова, 1983; A.C. Солодков, 1988).

Одним из факторов, определяющих взаимосвязь между этими показателями, является сходство физических качеств, которые обусловливают достижение высоких результатов в футболе. Специфические особенности выполнения каждого отдельно взятого технического приёма откладывают отпечаток на развитие скоростно-силовых качеств (Е.Б. Сологуб, 1999). В связи с этим, скоростно-силовая подготовка может определённым образом влиять на освоение техники выполнения отдельных приёмов с мячом и без него.

Необходимо отметить, что взаимосвязь техники футболиста с уровнем развития физических качеств меняется в процессе многолетней тренировки. При этом меняется как порядок значимости отдельных физических качеств, так и уровень их взаимосвязи с результатом мастерства футболиста. Так, в процессе многолетней тренировки более стабильно улучшаются результаты в развитии необходимых для футбола физических качеств, а технические показатели стабилизируются (Э.А. Кубеков, Э.Э. Кочкаров. Б.Х.Калмыков, 2007; С.Ю. Тюленьков, 1994).

Взаимосвязь отдельных элементов техники работы с мячом с определённым уровнем развития различных физических качеств обусловливает гетерохронность их развития. Поэтому достижения, связанные с преимущественным развитием силы, скоростной и специальной выносливости, требуют более длительного периода совершенствования. Это очень важно учитывать в многолетней подготовке квалифицированных и юных футболистов (Э.А. Кубеков, Э.Э. Кочкаров. Б.Х.Калмыков, 2007).

В настоящее время ряд авторов рекомендует при построении спортивной тренировки в футболе исходить из общебиологических закономерностей организма (С.Ю. Тюленьков, В.П. Губа, А.В. Прохоров, 1997). Основываясь на возрастных особенностях развития основных физических качеств и становления спортивной техники, авторы осуществляют дифференцированный подход к содержанию скоростно-силовой и технической подготовки юных футболистов (А. Тодоров, И. Калайков, 1986).

Как отмечалось ранее, для успешного освоения техники футболиста необходим оптимальный уровень развития физических качеств быстроты, силы, скоростной выносливости. В исследованиях ряда авторов отмечается эффективность тренировочного процесса, предусматривающего комплексное развитие физических качеств, при котором развитие одного качества положительно влияет на развитие другого.

Одновременное развитие всех физических качеств должно происходить в определенном соотношении, которое обусловливается возрастными особенностями юных футболистов и степенью физической подготовленности. Нарушение оптимального соотношения применяемых нагрузок, направленных на развитие физических качеств, приводит к отрицательному эффекту (В.И. Старшинов, 1971, 1982; С. Стоянов, 1978).

Результаты исследований свидетельствуют об эффективности тренировочного процесса, направленного на одновременное развитие быстроты, силы, скоростной выносливости, при преимущественном развитии быстроты (В.М. Зациорский, 1970; Ю.В. Верхошанский, 1985). При этом отмечается, что применение упражнений на быстроту в виде циклических упражнений максимальной интенсивности влияет на развитие аэробных возможностей, что приводит к улучшению скоростной выносливости. Помимо этого, применение подобных упражнений на быстроту способствует развитию силовых качеств у футболистов.

Исследуя вопросы взаимосвязи физических качеств на различных этапах тренировки, авторы отмечают целесообразность акцентированного развития тех сторон двигательных функций, для которых создаются благоприятные условия со стороны естественных закономерностей функционирования организма. Естественно, что при этом меняется структура взаимосвязи основных физических качеств у футболистов, как по своей величине, так и по содержанию. С одной стороны, с возрастом и повышением квалификации увеличивается степень взаимосвязи физических качеств, являющихся ведущими при игре в футбол, одновременно с этим, с другой стороны, те из качеств, которые играли ведущую роль на начальном этапе скоростно-силовой подготовки, становятся менее значимыми в дальнейшем (Л.И. Филатов, 1977; В.М. Шустиков, 1974).

Взаимодействия между основными физическими качествами в процессе их развития могут быть как положительными, так и отрицательными. При этом положительная взаимосвязь между отдельными физическими качествами проявляется в двух вариантах (В.М. Зациорский, 1976). Первый вариант заключается во взаимосвязи между различными физическими качествами, при котором упражнения, развивающие одно качество, влияют на развитие другого. Второй вариант предлагает положительную взаимосвязь между одними и тем же физическими качествами в различных формах их проявления. Оба варианта квалифицируются как «перенос физических качеств». При этом первый вариант называется «разнородным переносом», второй — «однородным» (В.М. Зациорский, 1966). Следует отметить, наличие «опосредованного переноса», при котором результаты тренировки в одном упражнении не вызывают сопутствующего улучшения показателей в другом действии, но создают потенциальные возможности для такого улучшения (В.М. Зациорский; 1966 М.А. Годик, 1980).

По мере роста тренированности футболистов величина переноса физических качеств уменьшается (Ю.В. Верхошанский, 1988; Л.П. Матвеев, 1991 и др.). При этом взаимодействие между разными физическими качествами из положительного на начальных этапах нередко превращается в отрицательное. В частности, оказываются несовместимыми задачи одновременного совершенствования показателей силы и выносливости, что было - определено как «диссоциация физических качеств» (В.М. Зациорский, 1976).

Исследования, посвященные изучению природы- «однородного» переноса качества быстроты с одних двигательных действий на другие, свидетельствуют о том, что перенос в сложнокоординированных движениях относительно мал, более значительные величины* переноса наблюдаются в элементарно простых или координационно сходных- движениях (М.А. Годик, 1980; В.М. Зациорский, 1966; Е.Б. Сологуб, 1981). Величина переноса качества быстроты меняется в процессе многолетней тренировки, при этом наблюдается ее временный перенос у начинающих спортсменов, который исчезает по мере роста тренированности (В.М. Зациорский, 1976 и др.).

Информация о работе Выносливость футбола