Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:14, курсовая работа
Цель исследования — обоснование и разработка педагогической технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов в возрасте 15-17 лет.)
Задачи исследования:
1. Выявить наиболее эффективные упражнения с мячом и без него при развитии скоростно-силовых способностей у юных футболистов, а также оптимальное их соотношение в тренировочном процессе.
2. Обосновать педагогические условия, необходимые для эффективного управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СКОРОСТНО - СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ………………………………………………………...
1.1. Объективные предпосылки совершенствования системы скоростно- силовой подготовки юных футболистов…………
1.2. Управление развитием скоростно-силовых качеств у юных футболистов как научная проблема……………………………
1.3. Методические подходы к совершенствованию системы скоростно- силовой подготовки юных футболистов…………
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……
2.1. Организация исследования………………………………….
2.2 Методы исследования……………………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………..
Абсолютная мышечная сила необходима в собственно-силовых упражнениях, где максимальное изометрическое напряжение обеспечивается преодолением большого внешнего сопротивления. Например, при подъеме штанги максимального или около максимального веса, при выполнении в гимнастике стойки на кистях, переднего и заднего равновесия на кольцах и упора руки в стороны и др. Относительная мышечная сила определяет успешность перемещения собственного тела, например, в прыжках.
В зависимости от режима мышечного сокращения различают: статическую (изометрическую) силу, проявляемую при статических усилиях; и, динамическую силу — при динамической работе, в том числе, так называемую взрывную силу.
Взрывная сила, как раз, определяется скоростно-силовыми возможностями человека, которые необходимы для придания возможно большего ускорения собственному телу или спортивному снаряду, например, при стартовом разгоне. Она лежит в основе таких важных для спортсмена качеств как прыгучесть (при прыжках) или резкость (в метании, ударах).
При проявлении взрывной силы важна не столько величина силы, сколько ее нарастание во времени. Так называемый, градиент силы. Чем меньше длительность нарастания силы до ее максимального значения, тем выше результативность выполнения прыжков, метаний, бросков, ударов.
Скоростно-силовые возможности человека в большей мере зависят от наследственных свойств организма, чем абсолютная изометрическая сила (Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов, 2000).
Значительная часть спортивных упражнений не только требует максимально возможного развития силы и скорости движений, но и происходит в условиях дефицита времени. Достижение успеха в подобных упражнениях возможно лишь при хорошем развитии физического качества быстроты.
Быстрота - это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают комплексные и элементарнее формы проявления быстроты.
В естественных условиях спортивной деятельности быстрота проявляется обычно в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и кратковременность умственных операций, и в сочетании с другими качествами.
К элементарным формам проявления быстроты относятся (А.К. Москатова, 1983):
- общая скорость однократных движений (или время одиночных действий), например, прыжков, метаний;
- время двигательной реакции - латентный (скрытый) период простой (без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции на движущийся объект, имеющие особенное значение в ситуационных упражнениях, в том числе и в футболе;
- максимальный темп движений.
В основе проявления качества быстроты лежат индивидуальные особенности протекания физиологических процессов в нервной и мышечной системах. Быстрота зависит от следующих факторов: лабильности (скорости протекания возбуждения в нервных и мышечных клетках); подвижности нервных процессов (скорости смены в коре больших полушарий процессов возбуждения и торможения и наоборот); соотношения быстрых и медленных мышечных волокон в структуре скелетных мышц (Е.Б. Сологуб, 1981).
Частота движения поддается тренировке лучше за счет включения в работу симметричных групп мышц (М.А. Годик, 1980).
Таким образом, быстрота в футболе определяется преимущественно двумя факторами: оперативностью регуляции нейромоторного механизма ЦНС и оперативностью мобилизации двигательного действия. Первый фактор характеризуется врожденными свойствами ЦНС, обусловленными ее генотипом, и практически не поддается тренировке. Второй - поддается тренировке и представляет основной резерв развития быстроты у юных футболистов. Поэтому развитие быстроты обеспечивается за счет приспособления моторного аппарата к условиям эффективного решения двигательной задачи и овладения рациональной мышечной координацией (техника движения), способствующей полноценному использованию индивидуальных свойств ЦНС, присущих конкретному футболисту.
Другим важным физическим качеством, которое необходимо развивать в процессе управления системой тренировки футболистов, является выносливость. По мнению Б.В. Ендальцева (2008), это физическое качество является базовым для большинства видов спорта, в том числе и для футбола. С выносливостью обычно отождествляют способность игрока к длительному выполнению мышечной работы без признаков утомления. В научно-методической литературе можно встретить различные характеристики проявления выносливости. Например, выделяют выносливость статическую и динамическую, скоростную и силовую, сердечно-сосудистую и мышечную, общую и специальную, эмоциональную, психическую, дистанционную и т.д. Мы же ограничимся рассмотрением выносливости как фактора, определяющего скорость циклических локомоций в игровой деятельности на футбольном поле.
В настоящий момент в научной литературе имеются две концепции развития выносливости. Первая концепция определяет, что выносливость развивается лишь тогда, когда в процессе тренировки, футболисты доходят до необходимых степеней утомления. Ограничение работоспособности происходит из-за рабочей гипоксии мышц и, как следствие, связано с повышением уровня* концентрации лактата и др. продуктов анаэробного метаболизма в крови (В.8аШп, Р. СоПтск, 1983). По.их мнению, лучшая выносливость к субмаксимальной работе определяется более высоким уровнем МПК и повышенным поступлением крови и кислорода в работающие мышцы. Отсюда сложилось вполне определенное представление о выносливости как функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обеспечивающей доставку кислорода к работающим мышцам (В.М. Зациорский, 1966; К. Р1с1е1и8, 1972). Такую выносливость он определил как «вегетативную тренированность». Основным показателем вегетативной тренированности футболистов считается аэробная мощность (МПК), а в качестве фактора, лимитирующего потребление кислорода - мощность сердца и минутный объем крови (МОК) (В.Ф. Булкин, Е.Н. Ершова, 1982; и. Реппу, 1992;).
Выносливостью называют способность наиболее длительно или в заданных границах времени выполнять специализированную работу без снижения ее эффективности. Ее определяют также, как способность преодолевать развивающееся утомление или работоспособностью человека (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001).
Различают две формы проявления выносливости: общую и специальную.
Общая выносливость характеризует способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности с участием' больших мышечных, групп, а специальная выносливость проявляется в различных конкретных видах двигательной деятельности (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001).
Физиологической основой общей выносливости является высокий уровень аэробных возможностей человека, то есть способность выполнять работу за счет энергии окислительных реакций (A.C. Солодков, 1988).
Общая, выносливость зависит от доставки кислорода работающим мышцам и, главным образом, определяется функционированием кислородтранс- портной системы: сердечно-сосудистой, дыхательной и системой крови.
Специальные формы выносливости характеризуются разными адаптивными перестройками организма в зависимости от специфики физической нагрузки.
Специальная выносливость в циклических видах спорта зависит от длины дистанции, которая определяет соотношение аэробного и анаэробного энергообеспечения.
Например, в лыжных гонках на длинные дистанции соотношение аэробной и анаэробной работы порядка 95% и 5%; в академической гребле на 2 км — 70% и 30%, соответственно; в спринте — 5% и 95%. Это определяет разные требования к двигательному аппарату и вегетативным системам в организме человека (Е.Б. Сологуб, 1999).
Силовая выносливость зависит от переносимости нервной системой двигательным аппаратом многократных повторений натуживания, вызывающего прекращение кровотока в нагруженных мышцах и кислородное голодание мозга. Повышение резервов мышечного гликогена и кислородных запасов в миоглобине, облегчает работу мышц.
Скоростная выносливость определяется устойчивостью нервных центров к высокому темпу активности. Она зависит от быстрого восстановления АТФ в анаэробных условиях за счет креатинфосфата и реакций гликолиза (Е.Б. Сологуб, 1999).
Выносливость в ситуационных видах спорта, к каковым относится и футбол, обусловлена устойчивостью центральной нервной системы и сенсорных систем к работе переменной мощности и характера. К так называемому, «рваному» режиму, вероятностным перестройкам ситуации, многоальтернативному выбору, сохранении координации при постоянном раздражении вестибулярного аппарата (Е.П. Ильин, 1983).
Развитие выносливости связано с увеличением диапазона физиологических резервов и большими возможностями их мобилизации. Многие исследователи (Ю.А. Ермолаев, 1985; З.А. Виксне, 1989 и др.) сходятся во мнении, что особенно важно развивать в процессе тренировки способность к мобилизации функциональных резервов мозга спортсмена в результате произвольного преодоления скрытого утомления.
Установлено, что в связи с тренировкой у футболистов увеличение мощности системы митохондрий в работающих мышцах значительно превышает рост МПК. Повышение выносливости коррилирует именно с ростом числа митохондрий и оксидативной способности мышц, но не с величиной МПК. В результате тренировки выносливость возрастает в 3-5 раз, количество митохондрий и оксидативная способность скелетных мышц - в 2 раза, а МПК - только на 10-15% (Ю.В. Верхошанский, 1988; О. Апроп, 1993).
Из приведенных фактов можно предположить, что выносливость к работе субмаксимальной мощности определяется не только и не столько величиной МПК, сколько «дыхательными» способностями скелетных мышц футболистов. Другим словами, развитие выносливости происходит не столько за счет возросшего поступления кислорода к работающим мышцам, сколько за счет развития способности мышечных клеток, их митохондрий к усвоению более высокого процента кислорода из поступающей артериальной крови (А.И. Михеев, 1986).
К числу основных физических качеств относят ловкость и гибкость. Ловкость достаточно хорошо развивается в процессе индивидуальной жизни человека, в том числе в процессе спортивной тренировки.
Гибкость определяется, как способность совершать движения в суставах с большой амплитудой, то есть характеризуется такой физиологической способностью, как суставная подвижность.
Гибкость зависит от способности к управлению двигательным аппаратом и его морфофункциональными способностями (вязкости мышц, эластичности связочного аппарата, состояния межпозвоночных дисков). В противоположность этому, гибкость находится под значительным генетическим контролем и требуется тщательный отбор и раннее ее развитие онтогенезе (Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов, 2000).
Качество ловкости представляет собой сложный комплекс способностей.
Ловкостью считают:
- способность создавать новые двигательные акты и двигательные навыки;
- быстро переключаться с одного движения на другое при изменении ситуации;
- выполнять сложнокоординационные движения.
Таким образом, под ловкостью, с одной стороны, понимают определенные творческие способности человека незамедлительно формировать двигательное поведение в новых, необычных условиях, а с другой - координационные его возможности.
Критериями ловкости принято считать координационную сложность, точность движений и быстрое их выполнение. В основе этих способностей лежат явления экстраполяции, хорошая ориентация в вероятностной среде,
предвидение возможной будущей ситуации, быстрая реакция на движущийся объект, высокий уровень лабильности и подвижности нервных процессов, умение легко управлять различными мышцами (Ю.В. Верхошанский, 1988).
Таким образом, в процессе тренировки в футболе для развития ловкости, требуется варьирование различных условий выполнения одного и того же двигательного действия, использование дополнительной срочной информации о результате движений, формирование навыка быстрого принятия решений в условиях дефицита времени. Развитию этого качества у игроков следует уделять повышенное внимание постоянно.
На наш взгляд, данные критерии наиболее ёмко характеризуют ловкость, как ценнейшее качество футболиста, поскольку, в первом случае, это может выразиться в умении эффективно решить новую или неожиданно возникшую двигательную задачу на футбольном поле. Во втором - в умении правильно, без ошибок, воспроизвести однажды выполненное или увиденное, движение во время игровой практики. В третьем случае - в умении быстро найти новое решение во время игры, овладеть новыми техническими элементами и включить их в игровую практику.
Таким образом, эффективное управление системой тренировки юных футболистов предполагает не только максимальное развитие у них физических качеств, но и правильную, научно обоснованную организацию учебно- тренировочного процесса. Анализу особенностей организации и содержания скоростно-силовой подготовки юных футболистов посвящается следующий параграф диссертации
1.3. Методические подходы к совершенствованию системы скоростно-силовой подготовки юных футболистов
Эффективное управление скоростно-силовой подготовкой юных футболистов основывается на учёте особенностей организации и содержания тренировочного процесса, а также с понятием «спортивной формы игрока».
Часто понятие «спортивная форма» трактуется слишком односторонне. Под ней понимают обычно только чисто физическое состояние футболиста, включая скорость, маневренность, выносливость, упорство (Б.И. Новиков, 1969). Мы считаем, что сюда необходимо также отнести и психологические факторы. Их нельзя приобрести в результате только тренировок, однако они тесно связаны с физической подготовкой. Например, если у игрока перед игрой были сильные душевные переживания, от которых во время игры он не' может освободиться, то нельзя считать его в хорошей форме. Даже если физическое состояние будет превосходным, в этот день ему не удастся играть в полную силу, ибо он не сумеет целиком и полностью отдаться игре, не сможет получать от игры радости, что весьма существенно для достижения успеха.