Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:32, реферат
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.
Содержание.
1. Здоровый образ жизни.
1.1 Понятие здорового образа жизни.
1.2 Элементы здорового образа жизни
1.3.Формирование здорового образа жизни.
1.4 Факторы, определяющие здоровый образ жизни
2.Влияние здорового образа жизни на психоэмоциональный фон студенток.
3. Влияние здорового образа жизни на физическое развитее(фигуру) студенток.
2.Влияние здорового
образа жизни на психоэмоционал
Студенческая пора в жизни человека – это период перехода от юности к зрелости, когда заканчивается биологическое развитие, это период
завершения создания биологической и интеллектуальной базы для жизни и продуктивной трудовой деятельности, период расцвета его духовных и физических сил.
В период студенческого возраста практически завершается физическое развитие, наступает этап относительной стабилизации. Возраст
18–25 лет является спокойным периодом роста и развития организма.
Приросты длины тела уменьшаются, темпы развития в ширину увеличиваются. Позвоночник становится более прочным, грудная клетка продолжает развиваться. Продолжают увеличиваться различия между юношами
и девушками в пропорциях тела и функциональных параметрах работоспособности. Мышцы эластичны и имеют хорошую нервную регуляцию,
по химическому составу приближаются к мышцам взрослого. Опорнодвигательный аппарат готов выдерживать значительные статические напряжения и длительную работу. В этот период завершается развитие цен-
тральной нервной системы. Совершенствуется деятельность головного
мозга. Нервные процессы подвижны, но возбуждение еще преобладает
над торможением. Можно отметить, что оптимизация деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем приводит к повышению работоспособности, выносливости к работе средней и умеренной мощности.
В студенческом возрасте происходит формирование познавательной
сферы, повышается способность понимать структуру движений, воспроизводить и дифференцировать движения, выполнять двигательные действия в целом. Возрастающие возможности познавательной деятельности активно влияют и на становление мировоззрения, потребность устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать
явления и факты.
Кроме того, у молодых людей в этот период более выражено проявляются волевые качества .
Характеризуя студенческий возраст, следует подчеркнуть вопрос о
самовоспитании. К этому студентов обязывают самостоятельное планирование бюджета времени, средств, выполнение требований учебного
процесса и др. Перед преподавателями вузов стоит задача – вооружить
студентов основами самовоспитания, в чем, собственно, и состоит
смысл вузовского воспитания.
Следует отметить, что обучение в вузе – это время, когда в основном
заканчивается неспециальное физкультурное образование в организованных формах и человек должен воспитать в себе потребность в занятиях двигательной деятельностью в интересах собственного здоровья и
высокой работоспособности.[5]
Здоровый образ жизни
возникает как отражение
Сегодня особое значение
приобретает формирование здорового
образа жизни молодежи(студентов). От
того насколько успешно удастся
сформулировать и закрепить в
сознании навыки здорового образа жизни в молодом
возрасте, зависит и последующий образ
жизни людей, препятствующий или способствующий
развитию потенциала личности. Здоровый
образ жизни нельзя приобрести раз и навсегда
на каком-то этапе воспитания и развития
человека. Образ жизни может быть здоровым
только тогда, когда он развивается, дополняется
полезными для здоровья привычками, элементами
и постоянно совершенствуется. Поэтому
здоровому образу жизни надо постоянно
учиться, а значит ему надо постоянно учить.
Здоровый образ жизни, как условие и предпосылка
социальной активности человека, полноты
выражения его духовных и физических сил,
продуктивного долголетия предполагает
целенаправленное формирование его сознания
и поведения, соответствующих требованиям
здоровья. Одно из центральных направлений
формирования здорового образа жизни
– это воспитание сознательного, активного
отношения к своему здоровью. Сложность
решения поставленной задачи состоит
в том, что здоровый образ жизни – производное
многих составляющих в их диалектической
взаимосвязи. Его необходимо формировать
в неразрывном единстве с системой воспитания
в целом, во взаимосвязи со структурой
целостной личности, в полном соответствии
с ее реальными возможностями.[6].
Психическое здоровье – состояние психической сферы человека,
характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее
адекватную регуляцию поведения, обусловленного потребностями биологического и социального характера.
Духовный, социальный и
психологический аспекты
Хочется особо подчеркнуть, что духовная составляющая является собственно человеческой компонентой здоровья, отличительной сущностью человека от иных живых существ. В нашем мире, где социальный детерминизм борется с личной свободой, именно духовная составляющая определяет индивидуальное здоровье человека как личности и как свободного субъекта.[7].
Психологический комфорт – основа здорового стиля жизни студента
Решение проблем здоровья человека должно исходить, прежде всего, из изменений самого человека, его внутренней сущности. С этим положением согласны практически все современные авторы как зарубежные, так и российские, занимающиеся проблемами здоровья человека.
Очень важно, как мы смотрим на жизнь. Когда пессимисту и оптимисту показали стакан, в который налили воды до половины, и спросили, что они видят, пессимист ответил, что стакан наполовину пуст, а оптимист – что стакан наполовину полон!
Что мы видим в жизненных обстоятельствах: беспросветность или новые возможности?
ЗАПОМНИ!
Если мы хотим, хоть как-то состояться в жизни, нам нужно отказаться от привычки жить отговорками, искать оправдания.
Из 100 % людей, которые не состоялись в жизни, только 10 % не
состоялись по причине инвалидности, стихий и бедствий, остальные
90 % нашли себе оправдание,
почему у них что-то не
сложилось, не состоялось.
Самая веская причина и самая скоростная «трасса» к неудаче это обвинение других в своем невыгодном положении. Люди, которые не хотят брать на себя ответственность за свои поступки, слова, жизнь, всегда находят «козлов отпущения» и этим губят себя и все вокруг себя. «Если бы не это…», «если бы не то…», «преподаватель слишком строгий», «друзья подвели»…
Человек цели фокусируется на призвании и уверенно шагает вперед,
не отвлекаясь на разные «глупости». Тем временем цели хранят его от
зла, не оставляя места для оправданий, обид и прочего негатива.
Чтобы достигнуть жизненных целей, которые мы перед собой поставили, нужно развивать свой характер. Чтобы развивать характер, мы должны знать, что мы за личность, что мы из себя представляем, оценить наши возможности и узнать о недостатках.
Каждый человек появляется на Земле не случайно, а с определенной
целью. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы знать эту
цель, идти к ней и достигнуть её.
«Кто я?» – это очень важный вопрос. Рано или поздно каждый мыслящий человек задаёт его себе. И если мы не найдем на него ответа, нам трудно будет понять смысл жизни, выяснить, для чего мы живём.
На пути к нашим жизненным целям и мечтам мы встречаем множество трудностей и преград, но сможем ли мы их преодолеть, будет зависеть не от внешних обстоятельств, а от того, насколько мы сильны внутренне, как личность [7].
Так устроена жизнь: либо мы победим обстоятельства, либо они сломают нас. Каждый человек является уникальной личностью, но что бы добиться успехов на жизненном пути, научиться преодолевать трудности, необходимо развивать свою личность в разных направлениях.
Личность человека развивается параллельно в разных аспектах: интеллектуальном, моральном, физическом, эмоциональном и социальном.
Интеллектуальный. Человек размышляет над проблемами и идеями, принимает решения относительно своей жизни. Люди обладают разумом и волей – способностью делать сознательный выбор.
Моральный. Все люди должны решать вопросы, касающиеся добра и зла, истинного и ложного. Они должны прожить жизнь, руководствуясь
моральными нормами. Внутри каждого из нас есть совесть – тонкая духовная структура, сигнализирующая нам, как радар, о нарушении её законов. Известно, что, сделав злое, после мы начинаем мучиться «угрызениями совести». Исследователями обнаружено, что в разных странах и культурах, в различные времена осуждались одни и те же поступки: воровство, супружеская неверность, ложь и т. д. Во многих народах эти правила прописаны (или существуют в устной форме) в различных законах, религиозных уставах. К примеру, в христианстве о моральных нормах говорят десять заповедей.
Физический. Тело – физическая структура, вмещающая нас. Важно
хранить его здоровым и чистым. Подумайте, сможете ли вы достичь поставленной цели, будучи физически нездоровым человеком? Не всегда. 22
Парню или девушке, заразившейся ВИЧ, будет уже не до прежней цели.
Их новой целью станет «как бы выжить».
Социальный. Каждый человек является частью общества. Он учится
взаимодействовать с другими людьми, развивать дружеские отношения
и работать как на общее, так и на собственное благо. Как вы думаете,
человек, не умеющий (большей частью не желающий) выслушать другое, сможет построить с кем-либо хорошие отношения? Или: если вы
эгоистичны – думаете только о себе и смотрите на людей с позиции
«Что я могу от них взять?», ставите себя «центром Вселенной» – смогут ли люди положительно к вам относиться? От правильно построенных
отношений во многом зависит ваше будущее.
Эмоциональный. Различные эмоциональные состояния, чувства
пронизывают всего человека. Зрелым является тот, кто способен контролировать свои эмоции и чувства.
Личность всегда нужно рассматривать как единое целое. Физическое
развитие человека обусловлено его ростом и питанием, а интеллектуальная, эмоциональная, социальная и этическая зрелость зависит от серьёзной работы над собой, ответственности, здравомыслия и самоконтроля личности.
Сбой в одной сфере может привести к разрушению в другой. Например, если мы оказались в плену необузданных эмоций (эмоциональная сфера), то рискуем принять неправильное решение, сделать неправильный выбор (интеллектуальная сфера).
Принцип «слабого звена». Предположим, что звенья цепочки – это твои качества характера. Нагрузку на всю цепь невозможно дать больше, чем выдержит самое слабое звено. Следовательно, что нужно сделать, чтобы достичь большего результата, выдержать большую нагрузку? Естественно, работать над слабыми сторонами своей личности.
Для этого нужно:
1) признать, что эта
проблема у вас есть, так как
признание – это половина
2) принять решение исправиться, победить её;
3) «качать мышцы» характера: каждый день в жизненных ситуациях
тренироваться, делать «гимнастику» поведения. «Качать мышцы» смелости, настойчивости, читать книги о великих, состоявшихся людях.
Учиться управлять своими желаниями.
Когда мы делаем выбор, основываясь на своих личных убеждениях,
мы развиваем свой характер.
В жизни приходится преодолевать множество трудностей. В ней не
исчислить острых углов, которые больно ранят нас. Да, обстоятельства
давят на нас, но то, насколько мы сможем их побеждать, зависит не от
внешних факторов, а, в первую очередь, от того, насколько мы сильны
как личность.
Запомни для себя следующее. Если я сильная личность, то смогу победить обстоятельства; если я слабая личность, то обстоятельства раздавят меня. Принцип пройденных ступеней. Кто-то может подумать: «А зачем
мне напрягаться, что-то
там развивать? Мне папа купит
диплом, заплачу, и этим решу проблемы.
Все сегодня продается и
профессионализм и сильный характер невозможно купить, а без них не-
возможно удержаться на вершине, даже если у вас есть диплом.
Вот как это выглядит на практике. Предположим, что вы – студент
1-го курса, это основание
лестницы. Ваша цель, например, стать
заслуженным тренером, находится
на самой верхней ступени
до неё дойти? Сначала вы оканчиваете вуз, успешно учитесь и получаете