Структура спортивной тренировки, на примере баскетбола в студенчестве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Баскетбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по моему мнению, и многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития.
Кстати, баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Тренировка основных качеств студентов-баскетболистов 5

§1. Характерные особенности баскетболистов 5

§2. Влияние баскетбола на организм человека 7

§3. Методика проведения тренировок по баскетболу 9

Глава 2. Физическая подготовка баскетболистов 13

§1. Воспитание быстроты 14

§2. Воспитание ловкости 16

§3. Развитие прыгучести 17

§4. Силовая подготовка 21

§5. Технические приемы игры в нападении 27

Глава 3. Тактика игры 40

§1. Тактика нападения 40

§2. Технические приемы игры 45

§3. Тактика защиты 47

Заключение 53

Библиографический список 57

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

     Упражнения  для обучения:

    1. обманные движения корпусом перед зеркалом с мячом в руках
    2. обманные движения ногами на месте и в движении, с мячом и без мяча
    3. обманные движения головой стоя на месте и в движении
    4. обманные движения руками. Финты на передачу мяча и на бросок выполняются с мячом, на ловлю — без мяча
    5. обманные движения спиной к кольцу. Финт вправо и уход в левую сторону, потом наоборот
    6. отработка пивотного шага на месте. Вышагивание одной ногой, вторая — опорная
    7. обманные движения после ловли отскочившего от щита мяча. Тренер бьет мяч в щит, игрок ловит его в прыжке, приземляется и делает несколько финтов подряд — на передачу, на бросок, на уход из-под кольца с дриблингом
    8. обманные движения у препятствия (стула). Игрок с мячом выполняет финт на бросок или на передачу, стоя перед стулом, после этого обходит препятствие справа или слева
    9. обыгрывание неподвижного препятствия (стула, манекена) в движении. Игрок с мячом делает рывок к препятствию, обыгрывает его и продолжает движение к кольцу. Завершается упражнение броском по кольцу
    10. обыгрывание 1х1 с места, с хода, после передачи, ведением, с поворотами, лицом, спиной, после рывка, после приземления
    11. игра 1х1 без мяча. Мяч находится на средней линии поля. Нападающий располагается на лицевой линии лицом к мячу, защитник его опекает очень плотно, По сигналу тренера нападающий начинает движение к мячу, стараясь обыграть защитника финтами. Задача защитника — не дать нападающему подобрать мяч, постоянно встречая его корпусом. После овладения мячом нападающий атакует противоположное кольцо, преодолевая активное сопротивление защитника
    12. игра 1х1 с одним пасующим. Нападающий располагается в поле, лицом кольцу, на расстоянии 5-7 м. Защитник плотно его опекает. Задача нападающего — обыграть защитника финтами и открыться для получения мяча в трехсекундную зону, получить мяч и забить его из-под кольца. Смена мест в тройке — после каждого попадания

 

     Глава 3. Тактика игры

     §1. Тактика нападения

     Индивидуальные  действия в нападении. Действия игрока без мяча: отрыв от опекающего его защитник и выход на свободное место для получения мяча от партнера, продолжения атакующих действий, чтобы освободить партнеру часть площадки вблизи щита, успешно бороться за отскок.

     Различают 4 варианта выхода игрока на свободное  место:

    • Круговой
    • S-образный
    • выход петлей
    • V-образный

     Действия  игрока с мячом: рациональное использование  передач, ведение, бросков.

     Упражнения  для обучения:

    • бег с изменением направления, с поворотами, внезапными остановками
    • выход на свободное место с пассивным защитником
    • выход на свободное место с активным защитником

     Заслон. Сущность заслона заключается в следующем: игрок становится вблизи защитника, опекающего его партнера, выбирая место таким образом, чтобы преградить защитнику кратчайший путь, по которому он может преследовать уходящего подопечного. Игрок задерживает продвижение защитника или вынуждает его двигаться по более длинному пути, чем путь партнера, что позволяет последнему на короткое время освободиться от опеки и атаковать кольцо. При этом игрок, поставивший заслон, не остается неподвижным: поставив заслон, он затем поворачивается и выбегает к щиту для участия в атаке.

     Возможные ошибки:

    • придерживание защитника руками
    • несвоевременное начало прохода игрока, для которого ставится заслон
    • неправильный выбор места постановки заслона

     Упражнения  для обучения:

    1. игроки выстраиваются в круг по парам лицом друг к другу. Игрок без пары — водящий. Он подбегает к любой паре и ставит заслон защитнику. Нападающий выбегает в сторону заслона и затем сам ставит заслон защитнику любой другой пары и т.д.
    2. игроки выстраиваются в 2 колонны, на расстоянии 6-7 метров от кольца. Перед направляющим одной колонны располагается защитник. У направляющего другой колонны в руках мяч. Игрок 2 передает мяч игроку 1 и ставит наружный заслон защитнику. Игрок 1 дождавшись постановки заслона, уходит с ведением в сторону заслона и атакует кольцо. Смена: игрок 2 становится на место защитника, тот перемещается в конец колонны за игроком 5, а игрок 1, подобрав свой мяч, передает его игроку 4 и становится в конец противоположной колонны.

     Позиционное нападение. Нападающие стараются переиграть организованную защиту противника. При этом игровую площадку следует использовать так, чтобы избежать скопления игроков в одном месте. Целесообразно, чтобы три игрока действовали вблизи корзины, а два в глубине площадки. Действия игроков в позиционном нападении базируются на трех возможных движениях нападающего после передачи мяча — к корзине, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча.

     В первом случае игрок после передачи мяча делает рывок к корзине, стараясь обойти защитника, и получить обратную передачу для броска. Во втором и  третьем случаях он сам или  его партнер освобождается для броска с помощью заслона, при котором нападающий отсекает от своего партнера опекающего его защитника. В игре применяются эти тактики в зависимости от ситуации, возникшей на площадке.

     Упражнения  для обучения:

    1. Обучение начинается с расстановки игроков на площадке и определение игровых функций: центровых, нападающих, разыгрывающих. Определяются направления выходов на другие позиции. Нападающие добьются успеха, если игрок нападения выйдет на позицию, с которой можно успешно атаковать корзину, и если ему будет своевременно направлена передача.
    2. построение в треугольниках, квадратах. Передачи, стоя на месте различными способами по заданию учителя. Игрок выполняет передачу и перемещается в конец той колонны, в которую передал мяч
    3. построение в треугольниках, квадратах. Игрок выполняет передачу после финта, затем перемещается в колонну за передачей
    4. три нападающих и трое защитников. По сигналу тренера нападающие, произвольно передвигаясь по залу, передают друг другу мяч, а защитники стараются перехватить его, играя в защите по системе личной опеки. После овладения мячом или его касания занимающиеся меняются функциями
    5. то же, только после передачи партнеру нападающий обязан поставить заслон его опекуну
    6. то же, только после передачи нападающий ставит заслон любому защитнику
    7. то же, только занимающиеся разбиваются на группы по 10 человек пять нападающих и 5 защитников
    8. то же, но на каждом кольце идет игра 5х5 на счет, причем каждая команда проводит 5-6 атак подряд, а затем меняется ролями с обороняющимися
    9. игра 5х5 на одно кольцо, но за каждый мяч, заброшенный в корзину после "заслона" засчитывают не два, а 3-4 очка
    10. игра 5х5 на одно кольцо, но после любого овладения мячом защитниками команды меняются ролями

     Подводящие  подвижные игры:

    1. "игра 2х2". Игра ведется на одно кольцо по правилам баскетбола. Задача — забросить мяч в кольцо соперников. Игрокам защищающейся команды разрешается активно противоборствовать в трехсекундной зоне. Игрокам атакующей команды разрешается выполнять броски, как из-за пределов трехсекундной зоны, так и в зоне, но после двух шагов. Подбор мяча может выполнять игрок, не выполняющий бросок, добивать мяч нельзя. После овладения мячом игрок обязан выйти из зоны. Выигрывает команда набравшая большее количество очков
    2. "баскетбол двумя мячами". Игра проводится на баскетбольной площадке. Участвуют две команды по 6-10 человек в каждой. Игра проводится по баскетбольным правилам двумя мячами. Каждый играющий может вести борьбу за любой мяч, стараясь забить его в ворота соперника. После заброшенного мяча, мяч вводится из-под кольца. Побеждает команда, забившая наибольшее количество мячей. Судейство ведут два человека, причем каждый оценивает игровые моменты вокруг своего мяча (поэтому мячи должны отличаться окраской)
    3. "игра на одно кольцо 2х2 через нейтрального". Площадка — трехсекундная зона. Играют 2 команды. Состав — 2 человека. Задача игроков — забросить мяч в кольцо. Забросить мяч можно только после передачи партнера или нейтрального игрока. После подбора мяч необходимо вернуть нейтральному. Добивать мяч после отскока нельзя. Нейтральный игрок располагается за пределами трехсекундной зоны. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков в установленное время

       Быстрый прорыв Игроки команды, овладевшие мячом, каждый раз переходят в контратаку, стремятся в минимальное время преодолеть расстояние до щита соперника, добиться численного преимущества и, используя его, атаковать кольцо с близкой дистанции. Игрок может убежать вперед и получить длинную передачу через всю площадку. Возникшая ситуация называется отрывом.

     Численное превосходство возникает тогда, когда двое нападающих играют против одного защитника или трое нападающих — против двух защитников. В этих случаях атаку заканчивает партнер, который оказался неприкрытым под корзиной противника.

     Упражнения  для обучения:

    1. передачи в парах, от лицевой линии с броском на противоположном щите на максимальной скорости без ведения мяча
    2. то же, но в тройках
    3. два нападающих против одного защитника продвигаются к противоположному щиту с помощью передач до средней линии площадки, от средней линии один из нападающих начинает ведение мяча, чтобы защитник вышел на него, а его партнер без мяча, сделав рывок под кольцо, получил передачу и без сопротивления атаковал кольцо с близкого расстояния
    4. трое нападающих против 2-х защитников. Ведение от средней линии начинает только игрок, находящийся в середине и передачу может передать на правый или левый фланги, в зависимости от того какой игрок останется без защитника
    5. игроки разбиваются на тройки и выстраиваются лицом к щиту на расстоянии 1,5-2 м. У игроков в середине по мячу. Игрок ударяет мяч о щит, ловит его и передает одному из партнеров, который выполняет рывок к противоположному щиту в момент ловли мяча. Поймав мяч игрок с ведением устремляется к противоположному щиту, передав мяч третьему игроку, который и завершает атаку броском по кольцу из-под щита. То же выполняет следующая тройка и т.д.
    6. "быстрый прорыв".т; Игра ведется 2х2 или 3х3 на один щит. По сигналу ведущего команда, владеющая мячом, совершает быстрый прорыв к противоположному щиту, после чего игра продолжается уже у этого щита, вплоть до нового сигнала

     Советы  игрокам при нападении:

    • бережно относиться к мячу в нападении. Каждая атака команды должна закончиться броском
    • быстро продвигать мяч в зону нападения, используя ведение или передачу мяча
    • действовать спокойно, уверенно и быстро, или мгновенно
    • избегать фолов в нападении
    • постоянно двигайся, держа своего защитника в напряжении

     §2. Технические примы игры

     Стойка  защитника. Играя в защите, следует согнуть ноги в коленях и слегка наклониться вперед. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги для сохранения равновесия. Голова поднята. Если противник двигается поперек площадки, защитник сопровождает его в параллельной стойке, во всех других случаях одна нога защитника должна быть выдвинута вперед, пятки приподняты от пола на 1-2 сантиметра. Руки на уровне пояса разведены в стороны.

     Возможные ошибки:

    • потеря равновесия
    • пятки касаются пола

     Работа рук. Против передач руки защитника располагаются на вероятном пути полета мяча. Против броска в корзину, одна рука поднимается вверх — вперед к мячу, другая опущена вниз и контролирует возможную передачу. Против прохода с ведением мяча обе руки опускаются в стороны — вниз.

     Упражнения  для обучения передвижения в защитной стойке:

    1. перемещение в защитной стойке приставными шагами в стороны под счет
    2. перемещение в защитной стойке вперед, назад, под счет
    3. варианты перемещений в защитной стойке по слуховому, по зрительному сигналам
    4. перемещение в защитной стойке с повторением действий партнера
    5. "пятнашки в парах" — играющие строятся в две шеренги лицом друг к другу и становятся парами. Первые номера — нападающие, вторые — защитники. Нападающие, применяют обманные движения с резким изменением направления и скорости бега. Стараются рукой запятнать спину партнера. Защитники передвигаются приставными шагами в защитной стойке. Во время передвижения им нельзя поворачиваться спиной к сопернику. Если нападающему рукой запятнать спину защитника, игроки меняются ролями

     Выбивание мяча. Выбивание мяча у игрока стоящего на месте — защитник должен сделать неожиданный выпад вперед к нападающему и резким (сверху или снизу) коротки движением ребром кисти, с плотно прижатыми пальцами, выбивает мяч.

     В случае видения защитник набирает такую  же скорость, как и нападающий, и, опередив ритм ведения, выбивает мяч  ближайшей к сопернику рукой  в момент приема мяча, отскочившего от площадки.

     Перехват  мяча. Если нападающий ждет мяч на месте, не выходит навстречу ему, то перехватить его сравнительно нетрудно: следует ловить мяч одной или двумя руками в прыжке после рывка. Если нападающий быстро выходит на мяч, защитнику нужно на коротком расстоянии опередить соперника на пути к летящему мячу. Плечом и руками он отрезает прямой путь соперник к мячу и овладевает им. Для того чтобы не столкнуться с нападающим — защитник проходя в плотную к нему, должен несколько отклониться в сторону. После овладения мячом ему сражу же перейти на ведение, чтобы избежать пробежки.

Информация о работе Структура спортивной тренировки, на примере баскетбола в студенчестве