Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:52, реферат
В настоящее время спорт приобретает настолько высокую значимость в обществе, что появляются основания считать его одним из основных видов человеческой деятельности. Однако это вовсе не означает, что спорт высших достижений (в частности, профессиональный спорт) далеко опередил развитие физической культуры и массового спорта, что социокультурная значимость последних, как считают некоторые авторы, находится на несколько порядков ниже первого1.
Тема «Спорт как социальное явление глазами К.Маркса»
В настоящее
время спорт приобретает
Ведь идущий процесс профессионализации спорта невозможен без развития физической культуры и массового спорта. С определенной долей условности можно рассматривать спорт как символ, концентрированное выражение принципов и проблем современного общества, как области, в которой характерные для данного общества принципы равенства возможностей, достижения высоких результатов и конкуренции проявляются и применяются особенно наглядно и целенаправленно.
Необходимо отметить, что специфическим качеством индустриальной цивилизации является ориентация на материальные ценности, растет конкуренция, коммерциализация всех сфер деятельности. Вместе с тем при помощи индустриальной цивилизации сущность человеческой страсти (а спорт и есть страсть, существующая в форме состязательности) осуществляется не только во всей своей целостности, но и во всей своей человечности. Дух состязательности моделирует ситуацию человеческого самоопределения, которое осуществляется в системе «Я – Другой» или «Я – Другие». Самоопределение возможно, если «я» сопоставляю свои показатели с показателями «Другого».
Такое сопоставление в спорте экстериоризировано, имеет характер необходимого внешнего атрибута спортивной деятельности. Но тут есть свои сложности. Отношение человека к своим возможностям (в частности, возможности сверхнормативной активности) не похоже на безразличие, проявляемое вовсю по отношению к могущим случиться с ними происшествиям. «Человек, – пишет Э. Левинас, – отныне брошен в среду возможностей, по отношению к которым он отныне ангажирован, которыми он отныне вовлечен, отныне он либо воспользовался ими, либо упустил их. Они не до-бавляются к его существованию извне, как акциденции» .
Возможности действительно не находятся перед человеком как готовые образы, которые он созерцает, взвешивает все pro et contra . Но возможности – это фундаментальные способы существования человека, поскольку существовать для человека как раз и означает воспользоваться собственными возможностями или же упустить их.
Возможность сверхнормативной активности, как нетрудно заметить, опасна для индивида, и эта активность должна быть каким-то образом подкреплена (например наградой). Кроме того, сверхнормативная активность полезна для выживания человеческого рода в целом, хотя и вредна для отдельного человека. Но как бы то ни было, человек существует, когда раскрывает свои потенции, умеет пользоваться своими возможностями. При этом подчеркнем, что присущие индивиду потенции в процессе его деятельности постепенно «изнуряют» себя в бытии; и если индивид не обладает фундаментальной потенцией возвращения к самому себе, этой изначальной позицией, занятой по отношению к собственному су-ществованию, то само основное бытие человеческого существования оказывается поставленным под вопрос.
Сам «смысл частной собственности», утверждает К. Маркс, «если ее отделить от ее отчужденности, есть наличие существенных предметов для человека как в виде предметов наслаждения, так и в виде предметов деятельности» . Награда для спортсмена есть самый
существенный предмет для него, предмет в наивысшем смысле. Ощущение духа борьбы, чувства состязательности человечно для спортсмена прежде всего в силу того обстоятельства, что утверждение данного предметного чувства другими (например болельщиками) есть также и его собственное наслаждение.
Награда, выступающая в денежном эквиваленте, есть предмет в наивысшем смысле. И дело здесь заключается не в том, чтобы жестко противостоять тенденциям прагматичной и коммерческой цивилизации, как пытался это делать Пьер де Кубертен, проявляя героизм в сфере морального усовершенствования отношений между разными народами и странами, а в том, что деньги обладают свойством все покупать, свойством присваивать все предметы и универсальность «этого их свойства есть всемогущество их сущности» . Если денежное вознаграждение спортсмена носит чисто абстрактный характер, то не только прекращается всякая связь между его жизнью и жизненными средствами, но и полностью исчезает биологический смысл «механизма награды», который направлен на поддержание степени выживаемости человеческого рода. Если не будет обоснования трансцендирования или выхода человека за предел установленных норм активности, то весь человеческий род, вся его сила внутренней субъективности окажется в конечном счете как бы «сжавшейся» в одну точку.
В настоящее время растет социальная ценность спорта, заниматься этим видом деятельности становится все более престижным. Спорт начинает выступать и как способ приобщения иных стран к ценностям индустриальной и постиндустриальной цивилизаций. Меняется и тип личности спортсмена, который предстает как интернациональный тип, символизирующий достоинства цивилизации.
И все же лишь то общество способно реализовать гуманистические начала в спорте, которое ориентируется на развитие творческих потенций человека, а не на узкопрагматические интересы. Поэтому награда спортсмена должна не только отражать позитивный смысл индустриальной цивилизации, который заключается в ее направленности на существенные предметы для человека, но и включать в себя социально-ценностный момент, предотвращающий то «всеобщее смешение и подмену всех вещей», которые происходят в том случае, если деньги достигают стадии всемогущества.
Поэтому мы должны говорить здесь не только о спорте как цивилизационном явлении, но и как о социально-ценностной системе, выполняющей различные социальные функции: эмоциональную, социально-интегративную, политическую, биологическую, а также функции социализации и мобильности. Определение специфики спорта как социально-ценностной системы, наряду с перечислением его функций, предполагает и методику, направленную на выявление более заметных признаков спорта. Специфические характеристики спорта позволяют выделить шесть таких признаков: обращенность к миру, то есть земной, светский характер спорта; равенство шансов и возможностей для всех, занимающихся спортом; ролевая специализация; бюрократизация; ориентация на количе-ственные показатели и критерии; стремление к рекордам. Результаты наших исследований подтверждают, что исследование функций и признаков спорта позволяет более наглядно представить весь комплекс спортивной деятельности, чем если мы будем отталкиваться от абстрактных дефиниций.
В этом контексте
возникает задача определения не
только функций и признаков спорта,
который функционирует в
Танец, как мы полагаем, возможен на стыке бытия и небытия. Танец находится вне границ форм танцевальных движений. Это иное состояние сознания, выход за границы «здесь» и «теперь», трансцендентальная экзистенция бытия культуры. Танец бытийствует лишь в момент его исполнения. Мысли, чувства, эмоции, а в отдельных случаях и действия, порождаемые таким движением, есть значение. Более важное значение в спортивном танце имеет ситуационно обусловленное значение действия, которое им придает исполнитель танца.
поэтому спорт как социально-ценностная система представляет собой такую сферу деятельности, которая конституируется только благодаря приданию определенным физическим действиям таких значений. Вопрос о том, можно ли определить то или иное действие как спортивное, зависит от обусловленного конкретной специфической ситуацией значения, придаваемого этим действиям, значения, являющегося результатом определенной мыслительной конструкции, системы определенных представлений.
Таким образом, что именно представляет собой спорт как социально-ценностная система, задают те интерпретации, которые получают определенные действия, и те значения, которые в них вкладываются. Спорт представляет собой не просто явление, данное в реальности, а рефлексивно конструируемое, которое можно определить как самостоятельную форму взаимодействия, отличающуюся по своему строению, реализации и оценке от повседневно-бытовых интенциональных действий.
Еще одну возможность
определения сущности спорта как
социально-ценностной системы предлагает
социально-философская
1. Первой является так называемая экспрессивная модель спорта как социально-ценностной системы, для которой характерны такие нормативные показатели, как «удовольствие», «радость», «коллективные действия» и т. д.
2. Следующей
является модель спорта, ориентированная
на соревнование, – «соревновательная
модель», для которой наивысшими ценностями
выступают соревнование, достижение, победа
и т. д.
Если «экспрессивная модель» до известной
степени развивается как противовес повседневной
действительности, противостоя ей, то
в модели, ориентированной на соревнование,
отражаются ценностные нормы, определяющие
повседневный быт людей.
3. Наряду с
названными выделим и «
4. Все ценности выводятся людьми из реальных условий их жизни. Функциональные свойства предметов раскрываются и назначаются субъектом в процессе практического использования предмета. В этом контексте существует функциональная модель спорта, подчеркивающая инструментальный характер спорта и спортивной деятельности.
«Соревновательная модель» сегодня доминирует в спорте как в социально-ценностной системе. Социальная философия как научная дисциплина, занимающаяся вопросами спорта, рассматривает проблему спортивных достижений в контексте с проблемой достижения успеха в обществе.
Исследование последней проблемы позволяет констатировать два момента. Во-первых, исследователи этой проблемы сходятся между собой в том, что понятие «достижение» не имеет четкого определения и может быть интерпретировано по-разному. Во-вторых, нечеткости и расплывчатости понятия «достижение» соответствует недостаточное изучение самой спортивной деятельности, направленной на достижение рекордов, получение высоких спортивных результатов.
Идея «достижения» в настоящее время возведена в один из основополагающих принципов общественной жизни. Стремиться к успеху любой ценой – это одна из современных тенденций, заимствованная из спорта как социально-ценностной системы. Стремление к успеху связано с выбором целей и путей их достижения. Жизненный успех – это одна из тех трудно операционализируемых категорий, что связаны с обращением к мировоззренческим аспектам жизни человека (его смысла жизни, счастья, ценности, жизненного проекта и т. д.). Достижение успеха можно представить как достижение определенными средствами определенного результата, вы-ступающего одновременно и целью. При этом направленность личности на успех зависит не только от характера потребностей, но и от самого уровня притязаний.
Индивидуальное достижение может стать социальным фактором только тогда, когда оно социализировано, общественно закреп-лено, ценностно поддержано, то есть получило оценку, признание, оказалось отмеченным обществом. Успех должен быть признан другими, обрести общественную поддержку, одобрение. Он определяется через механизм социального сравнения с другими «Я», добивающимися успеха (этими другими могут выступать конкуренты, друзья, знакомые, соседи и т. д.).
Однако было бы преувеличением говорить о том, что достижение и успех являются типичными признаками современного очень сложного по своей структуре общества. Такие категории социально-ценностной системы спорта, как соревнование, конкуренция, стремление к рекордам, принцип возможностей, объективная оценка и лежащий в ее основе количественный критерий, стали ти-пичными отличительными чертами современного общественного бытия. Рассмотрение социально-ценностной структуры на личностном уровне в контексте поставленной проблемы предполагает анализ спорта как социально значимой, ценностной системы.
Ценности, которые можно выделить в структуре личности, есть спорт и здоровый образ жизни: они выступают как личностные ценности и определяют целенаправленную деятельность личности, ориентированной на эти ценности. Мотивация спортивной деятельности исходит не от абстрактных социальных ценностей, а от личностных ценностей индивидов: лишь приняв форму личностной ценности, ценностный идеал может отыскать путь к предметному воплощению. М. М. Бахтин в этом плане отмечает, что «...всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте» . Тот факт, что историческое человечество признает ценностью для индивида, не причастного к этой ценности своей жизнью, – «пустой звук». «Но я единственный должен стать в определенное эмоционально-волевое отношение к историческому человечеству, я должен утвердить его как действительно ценное для меня, этим самым станет для меня ценным и все для него ценное» .
Проблема соотношения личностных ценностей, составляющих «мотивационный остов человеческого поведения» , с одной стороны, и потребностями и мотивами – с другой уже рассматривалась философами, социологами, психологами .
Потребности представляют
в структуре мотивации
Как известно, существует
два подхода к понятию
Информация о работе Спорт как социальное явление глазами К.Маркса