Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:37, курсовая работа
Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Понятие культура - центральное в культурологии. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие “культура” в переносном значении аналогично понятию “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин “цивилизация” .
1. Сущность культуры как совокупности средств и способов человеческой деятельности………………………………………………………………………3
2. Соотношение культуры и цивилизации……………………………………...8
3. Культура как многофункциональная система: как традиция и социальная память человечества, как способ реализации творческих возможностей человека…………………………………………………………………………..15
4. Диалогичность культуры……………………………………………………..21
Контрольная
работа по дисциплине
«Культурология»
Тема 2.
Культура как социальное явление
Выполнила: студентка УрГЭУ группы ЭПБ-11 П
Журавлева
Василина
Содержание
1. Сущность
культуры как совокупности
2. Соотношение
культуры и цивилизации……………………
3. Культура
как многофункциональная
4. Диалогичность
культуры……………………………………………………..
1. Сущность культуры как совокупности средств и способов человеческой деятельности.
Культура
как деятельность и результат.
Культурология использует понятие культуры,
которое раскрывает сущность человеческого
бытия как реализацию творчества и свободы.
Понятие культура - центральное в культурологии.
Цель культуры и высшее назначение разума
совпадают: сделать людей счастливыми.
В своем этимологическом значении понятие
культуры восходит к античности. Его можно
обнаружить в трактатах и письмах Древнего
Рима. Понятие “культура” в переносном
значении аналогично понятию “хозяйство”
и изначально соотносилось с культурой
чего-то: культура души, культура разума,
культ богов и культ предков. Такие сочетания
существовали в течение многих столетий,
пока в латинских странах не стал входить
в употребление термин “цивилизация”
. Он охватывал совокупность социального
наследия в области техники, науки, искусства
и политических учреждений. Долгое время
понятия “культура” и “цивилизация”
были тождественны. Первым провел между
ними границу немецкий философ И. Кант,
а в начале ХХ века немецкий философ О.
Шпенглер и вовсе противопоставил их.
Римский писатель М. Кантон написал трактат
о земледелии, что в переводе “агрикультура”
. Речь в нем шла об уходе за участком земли.
Возделывание почвы невозможно без особого
душевного настроя. Без предельного интереса
к участку не будет и культуры. Затем слово
“культура” отрывается от земной почвы.
Оно метафорически соотносится с разумностью.
Римский философ М. Цицерон, уже имел в
виду не землю, а духовность. Он вел речь
о необходимости культуры души и духа.
К понятию культуры близок и термин “оккультизм”
(тайный, сокровенный) . В Древнем Китае
термин “культура Вэнь” был одним из
центральных. В учении древнекитайского
ученого Конфуция обосновывалась сущностная
роль языка в познании принятии правильных
решений. Французский философ Ж. Сартр
отмечал, что культура никого и ничего
не спасает и не оправдывает. Но она дело
рук человека, в ней он ищет свое отражение,
в ней узнает себя, только в этом критическом
зеркале он может увидеть свое лицо. Оригинально
расшифровал понятие “культура” Н. К.
Рерих. Он разбил его на две части: “культ”
- почитание, “ур” - свет, то есть почитание
света. Духовный, сокровенный, тайный аспект
понятий культуры развертывается и таким
образом: мистика, магия, мистерия. В античном
сознании понятие культуры отождествляется
с понятием “пайдейя” , то есть “образованность”
. Пайдея по определению Платона, означает
руководство к изменению человека, всего
его существа. В эпоху средневековья слово
“культ” употреблялось чаще, чем “культура”
. Оно выражало способность человека раскрыть
собственный творческий потенциал в любви
к богу. В эпоху Возрождения воскрешается
античное представление о культуре. Оно
выражает, прежде всего, активное творческое
начало в человеке. В современном значении
слово “культура” стало употребляться
XVII в. В качестве самостоятельного оно
появилось в трудах немецкого юриста С.
Пуфендорфа.
В современной культурологии наиболее
распространены технологическая, деятельностная
и ценностная концепции культуры. С точки
зрения технологического подхода культура
представляет собой определенный уровень
производства и воспроизводства общественной
жизни. Деятельностная концепция рассматривает
культуру как способ и результат жизнедеятельности
человека, который отражается во всем
обществе. Целостная концепция культуры
подчеркивает роль и значение идеальной
модели жизни.
“Понятие “культура” означает исторически
определенный уровень развития общества,
творческих сил и способностей человека,
выраженный в типах и формах организации
жизни и деятельности людей, а также в
создаваемых ими материальных и духовных
ценностях” . Поэтому мир культуры, любой
его предмет или явление – не следствие
природных сил, а результат усилий самих
людей, направленных на совершенствование,
преобразование того, что дано самой природой.
Понять сущность культуры можно лишь через
призму деятельности человека, народов,
населяющих планету. Культура не существует
вне человека.
Раскрывая, реализуя сущностный смысл
бытия человека, культура одновременно
формирует и развивает саму эту сущность.
Человек не рождается социальным, а лишь
в процессе деятельности становится таковым.
Образование и воспитание – это не что
иное, как овладение культурой, процесс
передачи ее от одного поколения к другому.
Культура означает приобщение человека
социуму, обществу. Любой человек прежде
всего овладевает той культурой, которая
была создана до него, тем самым он осваивает
социальный опыт предшественников. Но
одновременно в культурный слой он вносит
и свой вклад, тем самым обогащая его. Овладение
культурой может осуществляться в форме
межличностных отношений и самообразования.
Процесс социализации можно представить
как непрерывное овладение культурой.
Н. А. Бердяев выразил противоречия процесса
социализации, культуры. Ее противоречивость
проявляется в противоречии:
1) между социализацией и индивидуализации
личности,
2) между нормативностью культуры и той
свободой, которую она представляет человеку,
3) между традиционностью культуры и тем
обновлением, которое происходит в ее
организме.
Эти противоречия составляют не только
сущностную характеристику культуры,
но являются источником ее развития. Для
культуры как социального явления основополагающими,
системообразующими являются понятия,
культурной статики и культурной динамики.
Первое характеризует культуру в покое,
второе – как процесс в движении и изменении.
Базисные элементы культуры существуют
в двух видах – материальном и духовном.
Совокупность материальных элементов
составляет материальную культуру, а нематериальных
– духовную. Важная особенность материальной
культуры – ее нетождественность ни материальной
жизни общества, ни материальному производству,
ни материально преобразующей деятельности.
Материальная культура характеризует
эту деятельность с точки зрения влияния
ее на развитие человека, раскрывая его
способности, творческие возможности,
дарования. В материальную культуру входят:
культура труда и материального производства,
культура топоса, культура отношения к
собственному телу, физическая культура.
Духовная сторона культурной статики:
нормы, правила, образцы и нормы поведения,
законы, духовные ценности, церемонии,
ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи,
традиции, язык. Любой объект нематериальной
культуры нуждается в материальном посреднике.
Духовная культура является многослойным
образованием и включает в себя познавательную,
нравственную, художественную, правовую,
педагогическую, религиозную и другие
культуры. В культурной статике элементы
разграничены во времени и в пространстве.
Часть материальной и духовной культуры,
созданная прошлыми поколениями, носит
название культурного наследия. Наследие
– важный фактор сплочения науки, средство
объединения общества в периоды кризисов.
В культурную статику входит понятие культурного
ареала – географического района, внутри
которого у разных культур обнаруживается
сходство в главных чертах.
Культурное наследие выражают культурные
универсалии – нормы, ценности, правила,
традиции, свойства, которые присущи всем
культурам независимо от географического
места, исторического времени и социального
устройства общества. Антропологи выделяют
более семидесяти универсалий (число,
этика, семья, и так далее) .
Культура – это весьма сложная, многоуровневая
система. Принято подразделять культуру
по ее носителю. Выделяют мировую и национальную
культуры. Мировая культура – это синтез
лучших достижений всех национальных
культур различных народов. Национальная
культура - синтез культур различных классов,
социальных слоев и групп соответствующего
общества.
Культуру часто определяют как “вторую
природу” . Такое понимание восходит к
античной Греции. Демокрит определял культуру
как “вторую натуру” . Культура прежде
всего природный феномен потому, что ее
творец – человек – биологическое создание.
Без природы не было бы культуры. Однако
если бы человек не переступил пределов
природы, он остался бы без культуры. Культура
есть акт преодоления природы, выхода
за границы инстинкта, сотворение того,
что может надстроиться над природой.
Культура предполагает спонтанный, свободный
вид активности, преодолевающий видовую
закрепленность. Для того чтобы создать
культуру, человек должен был обрести
некий дар. Получив этот дар, люди обрели
совсем другую жизнь. Культура вовсе не
безобидное приобретение человека. Ее
рождение чревато неким возмездием, расплатой
за приобретенное. Культура – надприродна,
культура искусственна. Культура – это
какой-то радикальный поворот в органическом
развитии мира. Человек претворяет и достраивает
природу. Культура – это формирование
и творчество. Преобразуя окружающую его
природу, человек одновременно перестраивает
и себя самого. Чем шире его деятельность,
тем более преобразуется, совершенствуется
он сам. Человек в определенной мере есть
природа. Нет чисто природного человека.
Был и есть только “человек культурный”
. Освоить природу означает овладеть не
только внешней, но и внутренней, человеческой
природой, то есть приобрести дар, которым
не обладает никакое другое живое существо.
Данную мысль выразил французский культуролог
Ж. Бенуа. “Культура – это специфика человеческой
деятельности, то, что характеризует человека
как вид” .
Культура – это природа, которую “пересоздает”
человек, утверждая посредством этого
себя в качестве человека. Опосредующее
связующее звено между культурой как творением
человека и природой – деятельность, то
есть разносторонняя, свободная активность
человека, имеющая определенный результат.
Разум, воля и чувства человека обуславливают
такую активность. Культура определяется
как результат всей человеческой деятельности.
Но не всякая человеческая деятельность,
а только определенная ее разновидность
ведет к творению культуры.
2. Соотношение культуры и цивилизации.
Отношение культуры и цивилизации неоднократно становилось предметом дискуссий. Сама проблема отношения культуры и цивилизации выкристаллизовывалась постепенно в развитии философско-исторической мысли.
В философско-исторической литературе последних десятилетий понятие цивилизации переживает своеобразный ренессанс, осмысливаются его методологические возможности. В этой связи вновь существенное значение приобретает и вопрос о соотношении цивилизации и культуры.
Различие культуры и цивилизации наметил уже И. Кант, который в сочинении "О предполагаемом начале человеческой истории" в полемике с Ж.Ж. Руссо ставит вопрос: что такое цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее? Кант считает, что цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни и поведения. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек - тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности целеполагания. Высшая степень развития культуры связана с развитием способностей и моральным совершенством человека, которое проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению.
Для философии культуры XX века еще в большей степени характерно "разведение" понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а не редко и резко отрицательную.
Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как "смерти духа культуры". В рамках его концепции культура - символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, "к жизни, к практике, к силе". На этих путях "совершается переход культуры к цивилизации", "цивилизация пытается осуществить жизнь", реализуя "культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни". Цивилизация как достаточно высокая ступень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал научно-технического прогресса и способствует повышению качества и уровня жизни людей, более комфортному их существованию. Едва ли нужно доказывать очевидные факты благотворного влияния результатов этого прогресса на все стороны общественного и повседневного бытия людей. Сегодняшняя жизнь немыслима без современных электронных средств связи и глобальных информационных систем, средств передвижения и поиска новых источников энергии и т.д.
В то же время эти достижения сами по себе еще не означают культурного, духовного расцвета, они не могут быть оценены как, безусловно, нравственные или же, безусловно, безнравственные: ценностно и этически они нейтральны. Технические достижения цивилизации приобретают культурную значимость в зависимости от целей и ценностей, которыми руководствуются при их использовании. Так, лазер способен не только лечить людей, но и разрушать. С помощью телевидения можно сеять "доброе, вечное", но можно также возбуждать подозрительность, ненависть, вражду, низменные чувства. Достижения химии - это не только эффективные лекарства и предметы быта, но и оружие массового поражения, наркотики. Понятие цивилизации поэтому, чаще всего связывается с этим и, культурно-нейтральными по своей внутренней природе, результатами развития техники и экономики, которые можно использовать в самых разных целях, понятие же культуры сближается с понятием духовного прогресса. Цивилизация - созданный и преобразованный человеком мир, культура - внутреннее достояние самого человека, его духовная экзистенция, достигнутая степень внутренней свободы.
В концепциях Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера основополагающим является понятие культуры. Именно культура как духовное начало формирует ту замкнутую историческую целостность, которая способна переживать и действительно переживает самостоятельный жизненный цикл, определяющий судьбу народа (или народов) - носителя этой культуры. Нет единой истории человечества. Она складывается из совокупности культурно-исторических типов (Данилевский) или локальных культур (Шпенглер). Цивилизация не вне культуры, а одно из ее временных состояний, не существующих как самостоятельное образование.
У Данилевского цивилизация - это период расцвета культуры, взлета творческой активности, выявления духовных возможностей народа в деятельности в области науки, искусства, практического осуществления идеалов. Период цивилизации данного культурно-исторического типа завершается, когда иссякает творческая энергия народа и наступает застой.
Напротив, Шпенглер называет цивилизацией период упадка культуры, когда ее жизнь угасает и она превращается в "мумию". Цивилизация - это смерть культуры, ее фактическое отрицание. В результате у Шпенглера культура относится к цивилизации как к чему-то негативному, противостоит ей. От него пошло в литературе противопоставление цивилизации и культуры. В своей книге "Закат Европы" (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее "закат" или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации "острую холодную рассудочность", интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления. Он писал: "Цивилизация есть неизбежная судьба культуры... логическое следствие, завершение и исход культуры".
Отчетливо сформулированное О. Шпенглером негативное отношение к цивилизации как "агонии культуры" находит немало оснований в современной жизни и потому довольно распространено в философии. Негативными чертами цивилизации чаще всего полагают ее интенцию к стандартизации повседневности и мышления, насаждение унифицированных истин и ценностей (преимущественно западных), свойственную ей подозрительность к независимости и оригинальности индивидуального сознания, которые зачастую воспринимаются как "социальная опасность". Культура ориентирована на развитие духовно развитой и свободной личности, цивилизация - на формирование социально лояльного и законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами.
Культурным человек становится из внутренних побуждений, хотя при этом он, разумеется, не может не обратиться к освоению культуры, созданной до него (то есть по видимости внешней). Цивилизованным он становится под воздействием внешних регулирующих норм социальности, часть из которых так и не становится его внутренним достоянием и которые он соблюдает исключительно по необходимости.
По-иному эта проблема решается у А. Тойнби. Как англичанин, он на первый план выдвигает понятие цивилизации. В истории существовало множество различных цивилизаций. Часть из них являются уже мертвыми. Они либо завершили свой жизненный цикл и сошли со сцены, либо были уничтожены, разрушены внешними силами. Но существуют и живые цивилизации, одухотворяемые своей культурой, которая представляет собой "душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации". Из этих слов видно, что взяв в качестве основополагающего понятия цивилизацию, Тойнби именно культуру считает ее конституирующим формообразующим началом, что, по нашему мнению, больше соответствует истине, чем позиция Данилевского и Шпенглера в этом вопросе.
Специфику цивилизации, ее образ определяет культура - такова ее цивилизационная функция. Она формирует человека данной цивилизации, ибо он обретает свои человеческие черты, усваивая язык и культуру. Цивилизация, как уже отмечалось, представляет собой социокультурное образование, социокультурную целостность. Поэтому, думается несостоятельными любые попытки отделить культуру от цивилизации, противопоставить их друг другу.
В этой связи представляет интерес концепция В.М. Межуева. Он полагает, что цивилизация, поскольку ее становление происходит на базе общественного разделения труда, имеет дело с частичным человеком, а культура - с целостной личностью. Поэтому по отношению к цивилизации культура выступает как ее гуманизирующее начало. Эту концепцию можно оценить как выявление одного из аспектов взаимоотношения культуры и цивилизации. Идея целостной личности - идеал европейской культуры, и если именно его сопоставлять с реальностью современного общества, то гуманизирующая роль этого идеала становится очевидной. Но ведь и "частичный человек" существует не вне культуры. Следует признать, что феномен культуры можно рассматривать не только как относительно самостоятельный по отношению к цивилизации, но и как ее собственное субъективно-личностное начало.
Как феномен общественной жизни культура "древнее" цивилизации, ибо возникла вместе с человеком и обществом. Социогенез был одновременно и культурогенезом. Вне культуры человек как субъект деятельности никогда не существовал и существовать не может. В культуре воплощены надбиологические механизмы трансляции его опыта и знаний, его "социальная память", на основе которой человек способен развиваться, творить и вносить в историю нечто новое.
Культура определяет специфику "способа существования" всех доцивилизационных человеческих сообществ. Но в период их разложения она сама испытывает существенные изменения и становится формообразующим началом цивилизации. Нормы, традиции, верования и другие явления культуры, характеризующие субъективный мир человека, также можно рассматривать как элементы механизмов, скрепляющих цивилизацию, поскольку они упорядочивают поведение людей и делают возможным совместный способ их существования.
Огромное значение для существования и развития цивилизации имеют способы трансляции культуры, также представляющие собой особые цивилизационные механизмы. Существо дела здесь заключается в следующем. Накапливающиеся в процессах труда, в общении людей друг с другом опыт и знания закрепляются определенным образом в памяти людей и передаются из поколения в поколение. Но память эта может быть индивидуальной, и тогда передача происходит лишь в процессах общения, в виде устного предания, и социальной, объективированной в тех или иных носителях информации. Появление новых объективированных средств и способов трансляции культуры во времени и пространстве расширяет возможности человеческой деятельности. Это ярко видно на примере появления письменности. За малым исключением бесписьменных цивилизаций история не знает, что является свидетельством общецивилизационной значимости этого явления. Факторы, вызвавшие к жизни цивилизацию, обусловили и появление письменности, поскольку в новых условиях прежние формы фиксации и трансляции накопленных знаний стали недостаточны. Стал возможным отсчет исторического времени с его событиями, датами, лицами. Письменность стала мощным средством развития и трансляции культуры. Письменность как явление культуры стала одной из необходимых предпосылок отделения умственного труда от физического. Таким образом, общецивилизационное значение появления письменности и письменных текстов не подлежит сомнению.
Следующим,
имеющим общецивилизационное