Политика как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:32, реферат

Описание работы

Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики.

Содержание

Введение 3
1. Основные трактовки политики 4
1. Происхождение политики и ее сущность 6
2. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни 8
Заключение 12
Список литературы: 13

Работа содержит 1 файл

Политическая социология.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 
Факультет «Социологии и политологии»

Отделение Социология

 
 
Р Е Ф Е Р А  Т

по  политической социологии

на тему: «Политика как социальное явление»

 
 
 
 
 
                                    Выполнила: студентка ОЗО 4 курса

                                                     Ткаченко Т.С.

                                    Проверил: Овчинников В.И.

 
 
Ростов-на-Дону

2010 г

 

Оглавление 

 

Введение

 

     Политика  как явление социальной жизни  не является присущим человеческому  обществу изначально. Первобытное  общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем  не было политических учреждений и  организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание.

 

  1. Основные  трактовки политики
 

     Термин  «политика» возник еще в Древней  Греции (от греч. «полис» - город) и первоначально обозначал различные формы государственного правления. Так, одно из первых произведений, посвященных изучению политики - трактат Аристотеля «Политика» - дословно так и назывался - «То, что относится к государству». Таким образом, описание и изучение политики долгое время осуществлялось по мере изучения монархии, республик и других форм государственного устройства, на основании государства и общества (Макиавелли), государства и институтов церкви (теология), государства и гражданского общества (Локк), уточнения взаимосвязей государства с экономическим и социальным строем (А. Смит), влияния классового противоборства на деятельность государственных механизмов (Маркс) и т. д.

     Политика - многомерное явление. Практически  невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество  понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости  оттого, что берёт за основу: связь  с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер.

     Изучение  политики связано с тремя аспектами. Отсюда и определение политики целесообразно дать в трёх вариантах, которые дополняют друг друга:

  1. Политика- это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования;
  2. Политика- это форма соучастия и взаимодействия властвующих и подвластных, управляющих и управляемых;
  3. Политика-это область не только сознательных, Нои стихийных действий, не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм поведения.

     Длительные  традиции имеет и характеристика содержания политики в связи с  наиболее глубоким источником государственного могущества - властью. Причем со временем политика интерпретировалась не только как форма проявления государственной власти, но также и как выражение полномочий других структур и институтов власти (партий, групп давления, СМИ и т. д.) и даже влияния отдельных групп и граждан, возникающего в процессе распределения их прав и обязанностей в рамках того или иного общества. Таким образом, содержание политики раскрывалось здесь по мере уточнения правовых, социально-экономических и иных ресурсов власти; изучения властного поведения субъектов политики; установления критериев законности и легитимности правления и т. д.

     Вывод: Безусловно, все эти интерпретации  политики раскрывают ее сущностные черты  и свойства, существующие в действительности. И поэтому все они, углубляя человеческое представление об этом явлении, обладают правом на существование.

 

  1. Происхождение политики и ее сущность
 

     Когда возникла политика?

     Нидерландский учёный-энолог Франс де Ваал сделал вывод о том, что политика древнее  человечества и возникла до появления человека. К такому выводу он пришел на основе длительного наблюдения за жизнью обезьян в зоопарке. Он написал книгу «Политика у шимпанзе», где утверждает, что все элементы политики имеют место у обезьян. Отличие политики у животных он видел лишь в том, что животные действуют, открыто, человек же чаще всего в политике скрывает свои цели и намерения. Чем умнее или хитрее политик, тем искуснее он скрывает свои истинные намерения. Не случайно Аристотель назвал человека животным политическим. Аристотель изучал политику, исходя от человека. А.Смит, Д. Рикардо связывали политику с экономикой и характером социального строя. Гегель пытался вывести закономерности развития политики из мирового духа. Маркс, главный источник возникновения политики видел в создании социально неоднородного общества. Пока в обществе нет многообразных интересов, оно в политике не нуждается. Достижение баланса различных интересов в обществе обуславливает необходимость политики.

     Какова  же природа политики?

     Существуют  разные подходы к определению природы политики. В зарубежной политологии одни признают естественную природу, другие естественную и социальную.

     Первоначально политика функционирует на уровне элементарных отношений, т.е сама природа предполагает искусство жить вместе (это коммуникативный уровень). Общественная природа политики связана сообразованием государства и правовым оформлением политики. Политика приобретает зрелые черты и уже функционирует на нескольких уровнях:

     а) институциональном - в деятельности государства, партий и других политических субъектов;

     б) функциональном - обслуживает определенные политические режимы, обеспечивает функционирование политических систем;

     в) идеологическом- формирует политическое сознание, политическую культуру;

     г) регулятивном - подчиняет жизнедеятельность людей политическим и правовым нормам;

     д) коммуникативном (на качественно новом  уровне) – создает условия для  формирования политических отношений, обеспечивает объединение людей  на основе всеобщего интереса.

     Вывод: таким образом, политику можно определить как область целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых интересов и потребностей.

 

  1. Взаимоотношения политики с другими  сферами общественной жизни
 

     Понимание природы политики неизбежно предполагает  и осознание ее связей с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, равным образом и сама, оказывая воздействие на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ее структуру и сущность.

     Как правило, в стабильных демократических обществах функциональная связь политики с другими общественными сферами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию к понижению роли политического регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической жизни и т. д. В то же время в переходных условиях или при нарастании авторитарных тенденций, как правило, увеличивается и роль политических методов регулирования социальных процессов. При тоталитарных же режимах правления политические методы управления по сути девальвируют значение и экономических, и моральных, и правовых регуляторов.

     Таким образом, говоря об отношениях политики с другими сферами общественной жизни, необходимо видеть различный  характер связующих их уз.

     Так, в отношениях политики с экономикой прежде всего необходимо отметить значительную детерминирующую роль последней в (формировании политической власти. Конечно, было бы явным преувеличением считать, что экономика всегда определяет политическую область жизни (например, классический марксизм). Источники политики того или иного государства, класса, нации, группы чаще всего невозможно однозначно свести к экономическим детерминантам. Но, в свою очередь, и политика не может рассматриваться как прародительница экономики. Хотя, будучи формой властно-государственного принуждения, политика сохраняет регулирующие способности по отношению к экономике в тех случаях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы всего  общества. При этом характер такого влияния может быть трояким: либо позитивным, либо негативным, либо нейтральным.

     Например, сегодня в России без помощи Президента и правительства в принципе невозможно установить режим хозяйственной  конкуренции, утверждение рыночных отношений, развитие предпринимательства, т. е. всего того, что составляет суть экономической реформы. В то же время оппозиция также пытается использовать материальную силу государства, но не для поощрения, а для воспрепятствования этим тенденциям, для возврата к идеалам «плановой экономики». И от того, удастся ли исполнительной власти отстоять курс на реформы или же она не устоит перед натиском политических оппонентов, и будет зависеть характер политического воздействия на экономику.

     Следует помнить, что политика и экономика связаны не непосредственно, а - опосредствованно - через социальные отношения. Экономика, предопределяя материальные устои жизнедеятельности людей, обуславливает характер социального расслоения общества. В зависимости же от экономического содержания своих социальных интересов различные группы обращаются к политическим формам их удовлетворения, побуждая тот или иной характер деятельности государства. Форма реакции государства на социальные требования групп будет, разумеется, зависеть от конкретно-исторической ситуации. А следовательно и характер отношений между экономикой и политикой тоже будет весьма различным.

     Политика  и право. Правовая сфера закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического господство тех или иных сил. Вместе с тем, правовые нормы сглаживают групповую заостренность политических требований, ибо вынуждены ориентироваться   не только на сторонников данной политической линии, но и на всех граждан государства, предъявляя им общеобязательные требования, независимые от партийных пристрастий и антипатий. Право является той  системой требований к совместному существованию людей, которая предопределена самой природой общества и без которой невозможно его существование.

     Право также регулирует политическое поведение граждан. Оно определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур, выступая, таким образом, одной из важных предпосылок легитимизации политическою  режима. Конечно, в конкретных политических системах отношения между политикой и правом достаточно противоречивы и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но и в определенной степени и в демократических странах политическая лояльность нередко становится выше закона, а закон, в свою очередь, может очень слабо соотноситься с правом. Так, например, в недавнем прошлом право было в нашей стране безгласной служанкой политики, областью жизни, никак не регламентировавшей властный беспредел тоталитарной бюрократии.

     Политика  и мораль. Практический опыт показывает, что в политике, как и в любом другой сфере  общественной жизни, процесс реализации интересов изначально связан с моральным выбором человека. Политика изначально соединяет в себе две различные системы координат в отношениях человека с государственной властью: пользы и нравственности. И если политическое сознание заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда или пользы, эффективности или неэффективности в достижении целей, то мораль помещает эти же вопросы в плоскость взаимоотношений Добра и Зла.

     Конечно, моральность политики - величина относительная. В стабильных демократических режимах мораль является одним из важнейших источников взаимно уважительного диалога правящих групп и общества. В то же время режимы, для которых характерно отсутствие нравственной рефлексии, неизбежно превращают цинизм, вероломство, человеконенавистничество в доминирующие нормы власти и управления, способствуя тем самым возрастанию коррупции, криминализации правления, а в конечном счете - превращению политики в инструмент разжигания ненависти между различными группами населения н дезинтеграции общества. Аморальная политика является прямым поощрением и выражением диктатуры, насилия над личностью, фашизма.

     Правда, столь же опасен и гиперморализм, вытесняющий критерии политической оценки ситуации абстрактными пожеланиями, наивными предположениями, оторванными от жизни требованиями. Как правило, такая мистификация сознания политических субъектов также неизбежно ведет к доминирующему положению группировок, манипулирующих общественным мнением в угоду своим эгоистическим интересам. Поэтому приверженность людей моральным идеалам в такой ситуации может обернуться глубокой жертвенностью, неоправданными уступками, формой поощрения демагогов.

Информация о работе Политика как социальное явление