Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 23:16, реферат
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач: воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; всесторонняя физическая подготовка студентов; профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности; приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей; совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов; воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Вводная часть …………………………………………………………………..… 3
Структура силовых способностей человека ………………………………..……4
Определение уровня силовой подготовленности ……………………………….5
Правила организации силовых тренировок …………………………………… 6
Общие правила предупреждения травматизма ………………………………... 8
Список использованной литературы …………………………
Возрастные
особенности изменения
В настоящее время все возрастающее внимание уделяется развитию скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста. Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени.
Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физические качества постоянно связаны с движением и определяют его.
Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Отдельными исследованиями установлено, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо начинать в детском и юношеском возрасте.
В ряде
исследований выявлена возрастная динамика
развития скоростно-силовых качеств
у школьников, определены периоды наиболее
интенсивного и замедленного роста скоростно-силовых
показателей и проведен анализ взаимосвязи
уровня развития скоростно-силовых качеств
и показателей, оказывающих влияние на
развитие этих качеств.
Н. H. Гончаровым впервые приведены данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств детей разного возраста. Автор наблюдал резкое возрастание этого уровня в 12—15 лет. Согласно исследованиям, осуществленным В. С. Фарфелем, развитие скоростно-силовых качеств начинается с 8 лет и продолжается до 14—15 лет. С. И. Филатовым (1966)отмечены изменения уровня развития скоростно-силовых качеств у школьников в возрасте от 7 до 17 лет.
В литературе имеются крайне немногочисленные сведения об особенностях развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов. Лишь с 1960 г.начали разрабатываться методы развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов применительно к отдельным видам.
До настоящего времени еще недостаточно разработана методика изучения скоростно-силовых качеств у детей, подростков и юношей.
Большинство авторов считает, что наиболее адекватным отражением уровня развития скоростно-силовых качеств является результат в прыжке в высоту с места с отталкиванием двумя ногами.
Некоторые авторы, говоря о проявлении скоростно-силовых усилий, применяют термин «прыгучесть». Так, например, А. Хунольд (1961) пользуется этим термином. Он установил, что уровень развития прыгучести оказывает значительное влияние на рост легкоатлетических достижений школьников. Путем регрессионного анализа Хунольд определил, что у школьников V и VI классов улучшение прыгучести на 100 см (сумма результатов тройных прыжков на правой и левой ногах) сопровождается ростом результатов в беге на 60 м на 0,25сек., в прыжке в высоту — на 15 см, в толкании ядра — на 0,35 см.
В. Ф. Ломейко (1964), И. Г. Баранов и В, Ф. Ломейко (1965)рассматривают прыгучесть как одну из наиболее важных характеристик общей, а часто и специальной физической подготовленности школьников.
Исследование
взрослых и юных спортсменов показало,
что, хотя прыгучесть и является в какой-то
степени врожденной способностью человека,
специальное воздействие физическими
упражнениями может значительно повысить
уровень скоростно-силовой подготовленности
занимающихся (В. М. Дьячков, 1958). Но это
возможно лишь при правильном подборе
средств и методов тренировки, в соответствии
с возрастными и половыми особенностями
занимающихся.
Определение возрастных периодов, во время
которых развитие прыгучести протекает
более интенсивно или более замедленно,—
актуальный вопрос, отрешения которого
во многом зависит эффективность спортивной
подготовки детей в различных видах спорта.
Взаимосвязь в развитии физических качеств является весьма сложной, формирующейся в результате суммации самых различных биологических изменений в организме спортсмена под влиянием мышечной работы. В процессе многолетней тренировки соотношение в развитии физических качеств претерпевает значительные изменения. Например, на этапе предварительной подготовки развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, мышечной силы приводит к повышению уровня развития и других физических качеств у юных спортсменов.
По мере
роста подготовленности занимающихся
возрастает значение рационального подбора
упражнений и их оптимального сочетания
в тренировке.
На основе учета механизмов взаимосвязи
развития быстроты и силы, а также других
физических качеств можно сделать заключение
о том, что соотношение физических упражнений
в процессе подготовки юных спортсменов
должно определенным об разом изменяться
на различных ее этапах. Так, например,
существенное значение для эффективного
осуществления физического воспитания
имеет вопрос о взаимосвязи в развитии
быстроты, скоростно-силовых качеств и
выносливости у занимающихся на различных
этапах их подготовки. В ряде биохимических
исследований (Н. Н. Яковлев, 1950, и др.)показано,
что в процессе тренировки сначала возрастают
биохимические показатели, имеющие отношение
к аэробным процессам (т. е. к развитию
выносливости), а затем уже, как бы на этой
основе, увеличиваются показатели, характеризующие
анаэробные возможности организма спортсмена
(что имеет прямое отношение к развитию
быстроты). Следовательно, развитиебы
строты связано с увеличением общей выносливости,
так как, не обладая ею, нельзя прибегать
к большой тренировочной нагрузке, направленной
на развитие быстроты. При недостаточном
уровне потенциальных возможностей осуществления
анаэробных биохимических процессов величина
и длительность выполнения скоростно-силовых
нагрузок должны возрастать весьма постепенно.
Важное значение имеет также решение проблемы взаимосвязи в развитии физических качеств и формировании основного двигательного навыка. Большой интерес представляет проблема взаимосвязи скоростно-силовых качеств и двигательных навыков у юных спортсменов.
В 1962—1966
гг. Е. А. Масловским (научный руководитель
В. П. Филин)было предпринято исследование
взаимосвязи скоростно-силовых
В качестве модели был избран один из видов
легкой атлетики — прыжок в длину с разбега.
Анализ данных проведенного исследования
позволяет сделать заключение о том, что
такой подход к решению проблемы взаимосвязи
физических качеств и двигательного навыка
может быть эффективным и в других видах
спорта. Была выявлена взаимосвязь (в количественном
выражении)динамических, временных и пространственных
характеристик двигательного навыка и
показателей, характеризующих уровень
развития скоростно-силовых качеств в
каждой возрастной группе (с 11 до 18 лет)
у юных спортсменок и школьниц, не занимающихся
спортом.
Учет особенностей взаимосвязи скоростно-силовых качеств и формированияо сновного двигательного навыка во всех возрастных группах позволит более эффективно управлять этими сторонами двигательной деятельности, достигать оптимального их соотношения.
Методика развития скоростно-силовых качеств
Для развития
специальных скоростно-силовых
Первая группа: упражнения с преодолением сопротивлений, величинакоторых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, ауровень проявления силы повышается.
Вторая группа: упражнения с преодолением сопротивления, величинакоторого меньше соревновательной, скорость движений большая.
Третья группа: упражнения с преодолением сопротивления, величинакоторого равна соревновательной, скорость движений околомаксимальная ивыше.
Локальные
упражнения (специально-вспомогательные)
относятся только кпервой группе.
Глобальные упражнения специальные
— к первой и второй.
Глобальные упражнения основные — только
к третьей группе.
Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств являютсяобщими для различных спортсменов — выбор их не зависит от специализации,квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.
В циклических видах спорта применяется комплекс методов сопряженного ивариативного воздействия, кратковременных усилий и повторный; в циклическихвидах спорта— эти же методы, и, кроме того, интервальный метод.
Опыт
спортивной практики и специальные
исследования (В. М. Дьячков,
1957—1970) показывают, что эффективным средством
повышения способностииспользовать скоростно-силовой
потенциал является выполнение основногоупражнения
с субпредельной и предельной интенсивностью
(метод сопряженноговоздействия). Но объем
таких упражнений, хотя и имеет тенденцию
кежегодному росту, все же крайне ограничен.
Например, в годквалифицированные прыгуны
в высоту выполняют всего около 360 прыжков,метатели
копья — 270—300 бросков.
Необходим
поиск методических путей, которые
позволили бы значительноувеличить
объем средств, стимулирующих повышение
степени использованияскоростно-
В спортивной
практике уже давно известны специальные
упражнения сутяжеленными и облегченными
(по отношению к соревновательным)
Муравьев, С. В. Возняк, 1961—1964; Е. Н. Матвеев,
В. М. Зациорский, 1965;
В. В. Кузнецов и Н. В. Басов, 1968, и др.), величина
используемыхсопротивлений в большинстве
случаев нарушала необходимую взаимосвязь
вработе специфических мышцей мышечных
групп. Было выявлено, что величинаутяжеления
или облегчения преодолеваемого сопротивления
(по отношению ксоревновательной величине)
в каждом конкретном случае должна быть
предельнопозволяющей сохранить специфическую
структуру движения.
Применение
утяжеленных и облегченных
Объясняется это тем, что, преодолевая
утяжеленные или облегченныесопротивления,
спортсмен даже при выполнении упражнения
с околопредельной
(80%) интенсивностью превышает соревновательные
показатели проявлениярассматриваемых
компонентов специальных скоростно-силовых
качеств.
Однако
резкое увеличение объема специальных
упражнений таитопределенную опасность.
Излишний акцент на выполнение упражнений
соблегченными или утяжеленными сопротивлениями
как в одном тренировочномзанятии, так
и на отдельном этапе годичной тренировки
будет вести кодностороннему совершенствованию
использования отдельных параметровспециальных
скоростно-силовых качеств при выполнении
основного, упражнения
(уровень использования одного из них
будет повышаться, другого—понижаться).
Будет тормозиться и совершенствование
технического мастерства.
Как показали
экспериментальные исследования (ВВ. Кузнецов,
1959—1969;
В. В. Кузнецов и сотр., 1962—1970), избежать
перечисленные выше недостаткипомогает
применение метода вариативного воздействия.
Суть его состоит воптимальном количественном
чередовании облегченных, соревновательных
иутяжеленных сопротивлений как в ходе
одного тренировочного занятия, так ина
отдельных этапах годичной тренировки.
Исследования показали также., что метод вариативного воздействияэффективен и при решении задачи повышения уровня использования силового искоростного компонентов скоростно-силового потенциала.
Было установлено, что в процессе совершенствования скоростно-силовыхкачеств с помощью метода вариативного воздействия необходимо часто изменятьвеличину облегченного и утяжеленного сопротивления, чтобы не образовалсястойкий стереотип на каждое сопротивление в отдельности.
При выполнении основного упражнения применяются комплексы методов:сопряженного воздействия и повторный или вариативного воздействия иповторный; для специальных упражнений используются в комплексе методвариативного воздействия и повторный; для специально-вспомогательных —метод кратковременных усилий и повторный.
С целью
развития скоростно-силовых качеств
применяются следующие
«пассивным» напряжением, а также сочетание
динамического (преодолевающийхарактер
работы мышц) со статическим режимом, характеризующимся
«активным»напряжением; для развития
скоростно-силового потенциала очень
эффективенрежим работы мышц, при котором
делается акцент на сочетание уступающего
спреодолевающим характером работы мышц
(в особенности в видах спорта, гдепреодолевающему
характеру работы предшествуют значительные
напряжения суступающим характером работы
мышц — легкоатлетические прыжки, метания,фигурное
катание на коньках и др.).