Система физического воспитания молодёжи в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2-5
Глава 1. Место физического воспитания в обществе…………………………6-17
1.1. Исторические предпосылки возникновения физического воспитания в обществе
1.2. Физическое воспитание как учебная дисциплина………..……….......10-16
Выводы по первой главе……………………………………………………...……17
Глава 2. Теоретические основы системы физического воспитания………..18-34
2.1. Сущность системы физического воспитания ………………………...18-23
2.2. Цель и задачи физического воспитания в современном обществе……………………………………………………………………...….24-30
2.3. Социально-педагогические принципы системы физического воспитания………………………………………………………………………31-33
Выводы по второй главе…………………………………………………….…..…34
Заключение……………………………………………………………………...35-36
Тезаурус…………………………………………………………………………37-39
Литература……………………………………………………………….……...40-41

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 69.81 Кб (Скачать)

     Это можно продемонстрировать на постановке задач по воспитанию выносливости. Намечают конкретные показатели, которых  должен достичь занимающийся. Эти  показатели отражают легочную вентиляцию, потребление кислорода и другие показатели вегетатики человека.

     Каждый  такой показатель в отдельности, конечно, совсем неравнозначен целостным  показателям результатов, на достижение которых направлено физическое воспитание. Но взятые в совокупности эти «парциальные»  показатели, если известны их взаимосвязи  и закономерности изменения в  процессе физического воспитания, весьма важны для конкретизации решаемых в нем специфических задач, а  также для объективного контроля за их реализацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3.Социально-педагогические принципы системы физического воспитания 

     Под термином принципы в педагогике понимают наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога и занимающегося к намеченной цели с меньшими затратами сил  и времени.

     Общими  принципами реализации задач, вытекающих из цели физического воспитания, являются: 1) принцип содействия всестороннему  и гармоническому развитию личности; 2) принцип связи физического воспитания с практикой (прикладности); 3) принцип оздоровительной направленности.

     Общими  они называются потому, что их действие распространяется на всех работников в сфере физической культуры и  спорта, на все звенья системы физического воспитания (дошкольные учреждения, школа, средние специальные и высшие учебные заведения и т.п.), на государственные и общественные формы организации (массовая физическая культура и спорт высших достижений и т.д.).

     В общих принципах заложено требование общества, государства как к самому процессу физического воспитания, так и к его результату (каким должен стать человек, занимающийся физической культурой).

     Принцип содействия всестороннему  и гармоничному развитию личности. Данный принцип раскрывается в двух основных положениях.

     1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания.

     2. Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.

     Принцип связи физического  воспитания с практикой  жизни (принцип прикладности). Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Принцип прикладности конкретизируется в следующих положениях.

     1. Решая конкретные задачи физической  подготовки, следует при прочих  равных условиях отдавать предпочтение  тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные  двигательные умения и навыки  непосредственно прикладного характера.

     2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей.

     3. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

     Принцип оздоровительной  направленности. Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает:

     — определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;

     — планировать и регулировать тренировочные  нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся;

     — обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований;

     — широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

     Таким образом, как следует из вышеизложенного, основное назначение общих принципов  системы физического воспитания сводится к следующему:

     во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;

     во-вторых, к обозначению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровления);

     в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания (пути реализации их на практике).

     Принципы  системы физического воспитания представляют собой органическое единство. Нарушение одного из них отражается на осуществлении остальных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по второй главе 

     Целью физического воспитания является оптимизация  физического развития человека, всестороннего  совершенствования свойственных каждому  физических качеств и связанных  с ними способностей в единстве с  воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно  активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена  общества к плодотворной трудовой и  другим видам деятельности.

     Система физического воспитания основывается на нескольких принципах.

     Принципы  системы физического воспитания тесно связаны между собой. Они  сохраняют свое значение руководящих  положений только в единстве.

     Среди факторов, от которых зависит успешная реализация всестороннего развития способностей в сфере материального  и духовного производства, первостепенная роль принадлежит здоровью человека. Поэтому первые два принципа могут  быть по-настоящему реализованы только в том случае, если при осуществлении  физического воспитания всегда в  центре будут интересы здоровья занимающихся.

     Следовательно, физическое воспитание лишь тогда сохранит свое содержание как часть системы  воспитания, когда педагогический процесс  будет опираться на все три  указанных принципа. Нарушение хотя бы одного из них неизбежно приведет не только к простому невыполнению какой-либо одной из педагогических задач, но к нарушению воспитательной системы в целом. 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В чем же состоит сущность физического  воспитания? Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы.

     Физически здоровый человек может лучше  проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у молодёжи потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

     В целом следует отметить, что влияние  учебных занятий на физическое развитие и воспитание молодёжи зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.

     Решая первую задачу, мы пришли к выводу, что  физическое воспитание возникло ещё  в древности. Уже тогда оно  было неотъемлемой частью жизни людей. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.

     Решая вторую задачу, мы установили, что физическое воспитание, как учебная дисциплина, осуществляется в многообразных  формах, которые дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания молодёжи.

     Решаю третью задачу, мы выявили основы системы  физического воспитания, которые  неразрывно связаны между собой. Каждая основа играет свою роль в системе  физического воспитания.

     И, наконец, решая четвёртую задачу, мы определили основные принципы системы  физического воспитания молодёжи в  РФ. Они представляют собой органическое единство, и не могут существовать друг без друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тезаурус 

     Двигательная реабилитация (восстановление) — целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.

     Норма-это зона оптимального функционирования системы. Под оптимальным функционированием понимается работа системы с максимально возможной слаженностью, надежностью, экономичностью. Оптимальный режим работы организма и является его нормальным режимом.

     Спорт — игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими особенностями спорта, как части физической культуры.

     Физическое  воспитание - органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства.

     физическая  культура — это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

     В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.

     Физическое  образование — педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.

Информация о работе Система физического воспитания молодёжи в РФ