Система физического воспитания молодёжи в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2-5
Глава 1. Место физического воспитания в обществе…………………………6-17
1.1. Исторические предпосылки возникновения физического воспитания в обществе
1.2. Физическое воспитание как учебная дисциплина………..……….......10-16
Выводы по первой главе……………………………………………………...……17
Глава 2. Теоретические основы системы физического воспитания………..18-34
2.1. Сущность системы физического воспитания ………………………...18-23
2.2. Цель и задачи физического воспитания в современном обществе……………………………………………………………………...….24-30
2.3. Социально-педагогические принципы системы физического воспитания………………………………………………………………………31-33
Выводы по второй главе…………………………………………………….…..…34
Заключение……………………………………………………………………...35-36
Тезаурус…………………………………………………………………………37-39
Литература……………………………………………………………….……...40-41

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 69.81 Кб (Скачать)

       Создавались стрелковые фехтовальные  братства, устраивались различные состязания горожан во время праздников. Вопреки официальным запретам  среди крестьянских масс складывалась своя, народная система физического воспитания, состоящая из разнообразных игр, танцев, военных и физических упражнений. Значительно возрос интерес к физическому воспитанию в эпоху Возрождения. Гуманисты делали попытки ввести физическое воспитание в школе.

       В начале XV в. в Италии была открыта школа,  в которой большое внимание уделялось физическому воспитанию, организации умственной и физической самодеятельности учащихся. Во Франции проповедовали физическое воспитание в единстве с нравственным воспитанием и умственным образованием. В XVII-XVIII вв. в школах многих стран вводится преподавание физического воспитания, разрабатываются комплексы элементарных физических упражнений. В Германии  зародилась  национальная  система гимнастики. Линч положил начало созданию шведской системы гимнастики. В Чехии М. Тырш создал "сокольскую" систему гимнастики (упражнения на снарядах, вольные, групповые гимнастические пирамиды).В XIX и начале XX вв. складывались национальные системы физического воспитания во Франции, Дании, Великобритании и других странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Физическое воспитание как учебная дисциплина 

     Теория  и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих  дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным  образованием. Она призвана через  свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

     Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются:

     1) практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;

     2) практика физического воспитания. Именно в ней проверяются на жизненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений;

     3) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных эпох и стран;

     4) постановления правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры в стране;

     5) результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.

     Изучение  любой учебной дисциплины, как  правило, начинается с освоения ее понятийного  аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.

     Понятие — это основная форма человеческого  мышления, устанавливающая однозначное  толкование того или иного термина  и выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого  объекта (явления).

     К основным понятиям теории физического  воспитания относятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая  подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совершенство»; 5) «спорт».

     Физическое  воспитание

     Это вид воспитания, специфическим содержанием  которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение  специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности  в физкультурных занятиях.

     Обучение  движениям имеет своим содержанием  физическое образование — системное  освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни  фонда двигательных умений, навыков  и связанных с ними знаний.

     Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально  и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они  познают закономерности движений своего тела.

     По  степени освоенности техника  двигательного действия может выполняться  в двух формах — в форме двигательного  умения и в форме навыка. Поэтому  часто вместо словосочетания «обучение  движениям» в практике физического  воспитания используют термин «формирование  двигательных умений и навыков».

     Воспитание  физических качеств является не менее  существенной стороной физического  воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

     Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных  задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс  естественного развития приобретает  специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».

     В процессе физического воспитания приобретается  также широкий круг физкультурных  и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими  упражнениями более осмысленным  и в силу этого более результативным.

     Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического  процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное  формирование двигательных умений и  навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

     Физическая  подготовка

     Термин  «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического  воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

     Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных  видах деятельности.

     Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в  конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

     Физическое  развитие

     Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных  свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

     Физическое  развитие характеризуется изменениями  трех групп показателей.

     1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

     2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

     3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

     Примерно  до 25-летнего возраста (период становления  и роста) большинство морфологических  показателей увеличивается в  размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

     Характер  физического развития как процесс  изменения указанных показателей  в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым  рядом закономерностей. Успешно  управлять физическим развитием  возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

     Физическое  развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые  должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию  человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при  прогнозировании возможностей и  успехов человека в спорте.

     Процесс физического развития подчиняется  также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического  развития человека с целью управления им можно только на основе учета  особенностей и возможностей человеческого  организма в различные возрастные периоды: в период становления и  роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

     Процесс физического развития подчиняется  закону единства организма и среды  и, следовательно, существенным образом  зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

     Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического  воспитания имеют биологический  закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае [26].

     Выбирая физические упражнения и определяя  величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

     Физическое  совершенство

     Это исторически обусловленный идеал  физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

     Важнейшими  конкретными показателями физически  совершенного человека современности  являются:

     1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

     2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

     3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

     4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

     5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

     6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

Информация о работе Система физического воспитания молодёжи в РФ