Система физического воспитания молодёжи в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2-5
Глава 1. Место физического воспитания в обществе…………………………6-17
1.1. Исторические предпосылки возникновения физического воспитания в обществе
1.2. Физическое воспитание как учебная дисциплина………..……….......10-16
Выводы по первой главе……………………………………………………...……17
Глава 2. Теоретические основы системы физического воспитания………..18-34
2.1. Сущность системы физического воспитания ………………………...18-23
2.2. Цель и задачи физического воспитания в современном обществе……………………………………………………………………...….24-30
2.3. Социально-педагогические принципы системы физического воспитания………………………………………………………………………31-33
Выводы по второй главе…………………………………………………….…..…34
Заключение……………………………………………………………………...35-36
Тезаурус…………………………………………………………………………37-39
Литература……………………………………………………………….……...40-41

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 69.81 Кб (Скачать)

     На  современном этапе развития общества основными критериями физического  совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании  с нормативами единой спортивной классификации.

     Спорт

     Представляет  собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие  отношения и нормы,

ей присущие.

     Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие  выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава  действий (вес снаряда, соперника, дистанция  и т.д.), условий их выполнения и  способов оценки достижений по установленным  правилам.

     Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме  спортивной тренировки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по первой главе 

     Для понимания места и значения физического воспитания в обществе необходимо иметь представление об общей культуре человечества. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой — продукт этой деятельности, ее результат.

       Как учебная дисциплина, физическая культура — это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.

     Физическое  воспитание — одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры. Все это свидетельствует о том, что физическое воспитание является естественной частью культуры общества. 

     Физическое  воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов  и осуществляется в многообразных  формах, которые взаимосвязаны, дополняют  друг друга и представляют собой  единый процесс физического воспитания студентов.

     Учебные занятия являются основной формой физического  воспитания в высших учебных заведениях.

     Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. 
 
 

Глава 2. Теоретические основы системы физического воспитания. 

2.1. Сущность системы физического воспитания

     Система физического воспитания — это  исторически обусловленный тип  социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные  основы, обеспечивающие физическое совершенствование  людей и формирование здорового  образа жизни.

     1. Социально-экономические основы. Система физического воспитания тесно связана с другими социально-экономическими системами общества: экономикой, политикой, наукой и культурой. Будучи одной из сфер проявления общественных отношений, происходящих в данных системах.

     Объективной основой этих связей является включенность системы физического воспитания в общественное производство. Однако, воздействие на общественное производство она оказывает косвенным путем. Система не участвует непосредственно в создании общественного продукта. Но она оказывает на эту сферу опосредованное воздействие через субъекта производственных отношений - человека.

     Своими  различными формами система физического  воспитания включена во все основные виды социальной деятельности человека. Система физического воспитания удовлетворяет не только его биологические  потребности в движении, но и социальные - формирование личности, совершенствование  общественных отношений (физкультурная  и спортивная деятельность подчиняется  строгим правилам и нормам поведения).

     Реализуя  свои воспитательно-педагогические функции, система физического воспитания способна решать задачи нравственного, эстетического, трудового и интеллектуального  развития.

     Система физического воспитания является развитой сферой экономических отношений.

     Будучи  сложной по своему организационному строению (сочетание принципов государственного и общественного руководства), она  сочетает в себе и различные по происхождению источники финансирования и материально-технического обеспечения: государственный бюджет, общественные фонды, средства предприятий, профсоюзов, кооперативных обществ, спонсорская  помощь и др.

     В экономическом плане система  выступает как отрасль народного  хозяйства, включающая в себя развитую сеть производств материального  и нематериального характера. В  сфере материального производства труд работников отрасли имеет материальную, вещественную форму: спортивные сооружения, инвентарь, обувь, одежда. Но эта сфера  носит обслуживающий характер по отношению к главной сфере  системы физического воспитания - непроизводственной, направленной на физическое совершенствование человека.

     2. Правовые основы. Система физического воспитания опирается на определенную совокупность нормативных актов, регулирующих ее функционирование. Эти акты имеют различную юридическую силу (законы, постановления, указы, инструкции). Особое место среди них занимает Конституция, в которой закреплено право людей на физическое воспитание. Имеются и другие нормативные документы, определяющие деятельность организаций и учреждений, обеспечивающих физическое воспитание (детские сады, школы, ПТУ, вузы и т.д.).

     3. Мировоззренческие  основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.

     В отечественной системе физического  воспитания мировоззренческие установки  направлены на содействие всестороннему  и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

     4. Теоретико-методические  основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

     5. Программно-нормативные  основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

     Программно-нормативные  основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к  особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние  здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.

     Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей.

     Специализированное  направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.

     Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного  овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и  волевых качеств, спортивного совершенствования  человека.

     1) Единые государственные программы  физического воспитания определяют  обязательный минимум физического  воспитания, осуществляемый в яслях,  детских садах, общеобразовательных  школах, в средних специальных  и высших учебных заведениях.

     В этих программах установлены основные средства физического воспитания и  нормативные требования к показателям  физической подготовленности и физического  образования с учетом возраста, пола и типа учебного заведения.

     2) Единая спортивная классификация является высшей заключительной ступенью программно-нормативной основы системы физического воспитания. Она устанавливает единые для всех спортивных организаций страны принципы и правила присвоения спортивных разрядов и званий, а также единые в каждом виде спорта нормативные требования к подготовленности спортсменов. Главное назначение спортивной классификации состоит в том, чтобы содействовать массовости спорта, всестороннему воспитанию спортсменов, повышению качества их подготовки и на этой основе достижению высших спортивных результатов.

     Состав  видов спорта и нормативные требования в отдельных видах спорта пересматриваются примерно через каждые четыре года, как правило, в первый послеолимпийский год. Таким образом, создается требуемая перспектива развития каждого вида спорта к очередным Олимпийским играм.

     В спортивной классификации предусмотрены  два вида нормативных требований: разрядные нормы для видов  спорта, в которых результаты оцениваются  по объективным показателям (в мерах  времени, веса, расстоянии и т.п.), и  разрядные требования для видов  спорта, в которых достижение оценивается  по факту и значению победы, одержанной в соревновании лично или в  составе команды (бокс, спортивные игры и др.).

     В Положении о Единой спортивной классификации предусмотрены правила, обязывающие спортсмена повышать свою теоретическую подготовку и общую физическую подготовку.

     6. Организационные  основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

     По  государственной линии предусматриваются  систематические обязательные занятия  физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого время в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

     Контроль  за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.

     По  общественно-самодеятельной линии  занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании.

     Принципиальной  чертой общественно-самодеятельной формы  организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.

Информация о работе Система физического воспитания молодёжи в РФ