Шпаргалка по "Трененги и реабилитация"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 52 вопроса.
№12. Мышечно-суставная и тактильная чувствительность
№16. Масса тела. Расчет ДМТ.

Работа содержит 1 файл

ответы по тренингам.doc

— 656.50 Кб (Скачать)

Музыка  способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего.

Выделяют  четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

1.  эмоциональное  активирование в ходе вербальной  психотерапии.2.  развитие навыков  межличностного общения, коммуникативных  функций и способностей.3.  регулирующее  влияние на психовегетативные  процессы.4.  повышение эстетических  потребностей.

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют  в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т. к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Активная музыкотерапия – терапевтически ориентированная активная музыкальная деятельность, проявляющаяся в виде:

– сочинения  музыки (фантазирования);

- воспроизведения  музыки;

- импровизации  с помощью голоса;

- импровизации  с помощью музыкального инструмента.

Пассивная музыкотерапия – терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки, проявляющаяся в виде:

- музыкальной  коммуникации (совместного прослушивания  музыки);

- музыкального  реагирования (направленного па  достижение катарсиса);

- музыкальной  регуляции (снижающей нервно-психическое  напряжение).

Сеанс пассивной музыкотерапии. Наиболее распространена пассивная музыкотерапия, при которой участниками группы прослушиваются специально подобранные музыкальные произведения, после чего они делятся собственными мыслями и соображениями, воспоминаниями и переживаниями, ассоциациями и фантазиями, которые возникали у них в процессе прослушивания музыки. Во время сеанса пассивной музыкотерапии помимо музыки иногда применяются: гипноз, аутотренинг, живопись, танец, дыхательные упражнения.

Танцевальная  терапия

Танцевальная  терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

Цель  танцевальной терапии – развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

Основной  задачей групп танцевальной терапии  является осуществление спонтанного  движения. Танцевальная терапия побуждает  к свободе и выразительности  движения, развивает подвижность  и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.

 «Танцевальная  терапия – это психотерапевтическое  использование танца и движения  как процесса, способствующего интеграции  эмоционального и физического  состояния личности».

Танцетерапия  основана на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состоянии в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец (согласно концепции К. Юнга) способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и катарсической разрядки. Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции – страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций. 

75. Арт-терапия в  системе психокоррекционной  помощи детям с  нарушениями развития

Арт-терапи́я — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Арт-терапия  является очень ценным и даже незаменимым  инструментом при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии. С ребенком легче наладить контакт посредством игр и рисунка. Арт-терапию можно проводить даже с детьми или взрослыми, не способными к языковому общению - с теми, у кого имеются врожденные заболевания, органические поражения мозга и т. д. В этих случаях рисунок становится основным средством общения с клиентом.

 Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с нарушениями развития связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве — это и есть реализация социально-педагогической функций искусства.

Терапия искусством связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое: 
- развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки); 
- изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса; 
- научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства); 
- самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим; 
- развивать ценные социальные навыки (в групповой работе); 
- освоить новые роли и проявлять латентные качества личности, а так же наблюдать, как изменения собственного поведения влияет на окружающих; 
- повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности; 
- развивать навыки принятия решений; 
- расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства; 
- заняться изобразительным искусством и реализовать свою способность к творчеству.

Арт-терапия  позволяет вернуть ребенка в  ту атмосферу, которая окружала его  в доизобразительный период: безусловное  принятие, признание достоинств, понимание  потребностей. Возвращается ощущение успешности и значимости для окружающих его действий: «я чего-то стою, что-то могу», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями». В ходе взаимодействия с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают». В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия (формы психологической защиты) уступают место инициативности, творчеству. 

Арт-терапевтические  занятия позволяют решать следующие  важные задачи:

1.      Воспитательные. Взаимодействие строится  таким образом, чтобы дети учились  корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с психологом, педагогом, родителями, сверстниками.

2.      Коррекционные. Достаточно успешно  корректируется образ “Я”, который  ранее мог быть деформированным,  улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

3.      Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

4.      Диагностические. Арт-терапия позволяет  получить сведения о развитии  и индивидуальных особенностях  ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.

5.      Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. 

76. Основное содержание  фототерапии.

Фототерапия является одним из направлений арт-терапии.

  Фототерапией  называют лечебно-коррекционное  применение фотографии, ее использование  для решения психологических  проблем, а также развития и  гармонизации личности. Она может  предполагать как работу с  готовыми фотографиями, так и  создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представление и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д.

Фототерапия используется в лечении страхов, депрессии, при психосоматических  заболеваниях, при работе с горем, в семейном консультировании. Ряд  фотографий для человека могут быть очень ресурсными. Это прежде всего память о родных, друзьях, своей жизни - ее периодах, важных вехах, начиная с рождения.

Метод фототерапии позволяет:

проработать и снизить тревожность человека;

выработать  уверенность в себе;

улучшить  взаимоотношения между членами  семьи.

Метод фототерапии используется как в работе с детьми, так и в работе со взрослыми.

Фототерапия фокусирует внимание человека на своей  жизненной истории. Рассматривая свои фотографии и обсуждая их с психологом, человек переживает заново те чувства, которые запечатлены на снимке. Психолог, анализируя фотографии человека, которые он приносит на психологическую консультацию, может увидеть и понять на каком жизненном этапе начались те или иные изменения, которые привели к проблеме клиента. Анализируя   подборку фотографий клиента, можно увидеть какие взаимоотношения существуют между членами семьи, между коллегами по работе. Какое настроение в момент съемки было у человека. Это определяется по позе, выражению лица и обсуждению  с клиентом самих событий, которые зафиксированы на фотографии. Важно на каком фоне фотографируется человек, если он  сам выбирает объект съемки. Какая цветовая гамма преобладает на фотографиях. Как человек себя позиционирует. Есть люди, которые вообще не любят фотографироваться, либо становятся, так чтобы их было не видно или силуэт был преднамеренно смазан.

Информация о работе Шпаргалка по "Трененги и реабилитация"