Шпаргалка по "Трененги и реабилитация"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 52 вопроса.
№12. Мышечно-суставная и тактильная чувствительность
№16. Масса тела. Расчет ДМТ.

Работа содержит 1 файл

ответы по тренингам.doc

— 656.50 Кб (Скачать)
  1. Понятие «реабилитационный потенциал», степени реабилитационного потенциала. Психологические факторы, определяющие реабилитационный потенциал.

РП - комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности. Способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, обучению, овладению навыками и умениями, к трудовой деятельности, к ориентации, общению,  Способность контролировать свое поведение В структуре реабилитационного потенциала можно выделить: биомедицинский (саногенетический) потенциал - возможность человека к восстановлению (регенерации,репарации, реституции) или компенсации нарушений в анатомо-функциональной целостности организма;  психолгический потенциал, личностный потенциал, образовательный потенциал,  социально-бытовой потенциал, профессиональный (трудовой) потенциал, социальный потенциал, социально-средовой потенциал. Нарушение  функций организма 1 степень - незначительные нарушения функций; 2 степень - умеренные нарушения функций; 3 степень - выраженные нарушения функций; 4 степень - значительно выраженные нарушения функций. РП м.б. высоким, средним и низким. Психологические факторы: тип отношения личности к болезни, уровень нервно-психического состояния, уровень самооценки и уровень притязаний, уровни реактивной и личностной тревожности, тип личностного контроля над средой (локус-контроль), состояние супружеских взаимоотношений и взаимоотношений с близкими родственниками, степень удовлетворенности инвалидов в профессиональной сфере раскрывает структуру ПРП с мотивационной, эмоциональной и когнитивной составляющими, а также демонстрирует наибольшую значимость мотивационной составляющей по сравнению с другими составляющими ПРП.

  1. Понятие «реабилитационный потенциал», степени реабилитационного потенциала. Социальные факторы, определяющие реабилитационный потенциал.
 

РП - комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности. Способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, обучению, овладению навыками и умениями, к трудовой деятельности, к ориентации, общению,  Способность контролировать свое поведение В структуре реабилитационного потенциала можно выделить: биомедицинский (саногенетический) потенциал - возможность человека к восстановлению (регенерации,репарации, реституции) или компенсации нарушений в анатомо-функциональной целостности организма;  психолгический потенциал, личностный потенциал, образовательный потенциал,  социально-бытовой потенциал, профессиональный (трудовой) потенциал, социальный потенциал, социально-средовой потенциал. Нарушение  функций организма 1 степень - незначительные нарушения функций; 2 степень - умеренные нарушения функций; 3 степень - выраженные нарушения функций; 4 степень - значительно выраженные нарушения функций. РП м.б. высоким, средним и низким. социально-средовые факторы – ресурсы общества, семьи, бытовые  усл (микросреды инвалида, экономических условий и т.п.), содействующих актуализации и  реабилитационных потенциалов 

  1. Понятие арт-терапии. Социальные группы, в работе с которыми возможно применение арт-терапии.

Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном  и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Может  использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Существует две формы арттерапии: пассивная и активная.При пассивной форме клиент "потребляет" художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.  включает в себя библио, музыко, сказко, кукло, танцев.проективный рис, сочинен. Истор.Первоначально  применяли в больницах и психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями Рекомендуется  для детей с 6 лет, подростков, и юношей, для взрослых. В последнее время широко применяется и в коррекции негативных личностных тенденций у лиц старшего и пожилого возраста. У лиц с девиантныи поведением, при трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.Применение арттерапевтических методов, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. 

  1. Границы метода арт-терапевтической диагностики.
 
  1. В качестве критериев, характеризующих бессознательные  процессы, рассматриваются формальные элементы изображения. Неоднозначность  и разноречивость их интерпретации  ограничивает возможности качественной диагностики. Актуальной остается проблема валидности методов анализа визуальных данных и контент-анализа субъективной информации.2. Анализ ограничен продуктами спонтанного худ. творчества. Производится качественный и количественный анализ характерных деталей, интерпретация с целью выяснения индивидуально-личностных характеристик автора графического продукта. В  процессе этого могут исказиться целостность и нюансы индивидуальности. Субъект  может проецировать когнитивные образы как результат усвоенных в процессе обучения знаний, изобразительных шаблонов и навыков рисования.  3.Своеобразной границей метода арт-тер. диагностики явл. специфика изобр. творчества в детском возрасте. Выдел. два аспекта: объективные закономерности и этапы развития детского творчества, которые отражаются в рисунке, а также субъективные процессы роста и развития ребенка. типичная ошибка при рассмотрении детских работ закл. в интерпретации, которые исп. в работе с взрослыми. психоаналитические объяснения не валидны в работе с детьми. 4 (общее для всех возрастных групп) отсутствие строгой стандартизации, преобладание эмпирического подхода в арт-тер. диагностике, субъективным характером, зависимостью от уровня подготовленности, интуиции, личного опыта психолога. 5. Непроизвольные рисунки, как правило, отражают сиюминутные переживания (ситуация «здесь и сейчас»). А для личности, как сложного, динамичного образования, характерна склонность к непрерывным изменениям ее составляющих,  невозможно сделать  объективное заключение только на основании одного или двух-трех изобразительных продуктов. Необх. изучить серию работ, выявить некоторые закономерности (особенности изображения, характерные для этого человека): повторяющиеся детали, характер линий, размеры изображения, расположение фигур в пространстве листа и многое другое. В  арт-тер. неприемлема прямолинейная интерпретация. В проективных графических методах изображения диагностическим материалом явл.   расчленение рисунка, качественный и колич. анализ характерных деталей, интерпретация с целью выяснения индивидуально-личностных характеристик автора графического продукта.Приоритетные формальные составляющие — линия, форма, цвет в их взаимосвязанной динамике, а также другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчестваПри этом используются стандартные шкалы формальных элементов. К примеру, отслеживаются особенности оформления, композиции, перспективы, пропорций, штриха, освещения, формально-стилевые особенности изображения, учитывается частота встречаемости определенных параметров и т.д.  данный  уровень интерпретации рисунков (с высокой степенью формализации) логично назвать технологическим.
 

70.Возможности групповой арт-терапии. Классификация групп в арт-терапии

. Группы: открытые – пополняющиеся, закрытые – неизменное кол.участников,гомогенные- на короткие сроки корр., гетерогенные- на длинные сроки кор.,по колл. Большие 25-30 чел, малые – 8-12, оптимальное колл 7-10чел.  Тренинговые гр- самосовершенствов, коммун,обучен.межличн взаимод. Решен.своих пробл. Гр.встреч – психокоррекц. Гр. – отркрытость, честн., осознан себя и других членов гр., вниман.к чувствам,принцип здесь и сейчас. Гештальт гр фигура и фон.осознание чувств, сосредоточение на настоящем,борьба противоположностей, функции зашиты, зрелость. Преодолен.сопротивления, умение приним.ответственн.на себя. Телесно-ориентир-доверять другому, преодолен страхов, координ движен. Гр. Умений- поведенческие – учат расслаблению по Джекобсону, помог. Справиться со страхами при пом. Расслабления. Выработки привычки.  А так же занят в группах помог реш внутр. Конфл, вербальн и нневербальн взаимод., осознать себя. Учит коммуникации, доверие к другому, умению слушать себя, познать свой внутр. Мир и другого чел., понять себя.. Когда рис.,  сознавания каждым участником свое настоящее. помогает участникам раскрывать свои перспективы, сознавать переживания достижении гармонии. Ускор. развитие эмпатии и положительных чувств; способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка.

  1. Понятие изотерапии, этапы и методики.

  Рисование - творческий акт, позвол. ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство закл. в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. в процессе рис. координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Рис. может исп. как в индивид., так и в групп. работе. 1. Свободное рис (каждый рисует, что хочет). Рисунки вып. индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами гр. самост. На рисование выделяется 30 мин, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом - автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.2.  Коммуникативное рис. Гр.разбив. на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение не рис, а те мысли, чувства по поводу процесса рис., которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.3. Совместное рисование: несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена гр., характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рис.4.  Дополнительное рис: рис. посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.Обсужден начин. с рассказа членов группы о том, что хотел изобр. автор рис, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие чувства вызывает рис. этапы 1.  Предварительный ориентировочный этап.. 2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.3. Поиск адекватной формы выражения.4.  Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.5.  Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме. Подробный психологический анализ основных этапов рисуночной тер.

  1. Песочная терапия (цели, условия организации и методика проведения).

Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Дает  возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка» . «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент  может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» Используется  деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Методика в начале занятия проводятся игры-упражнения для развития мелкой моторики и образного мышления, на снижение психофизического напряжения, а также  дыхательные упражнения. На каждом занятии педагогом предлагается определенная тема. Проигрывая взволновавшие  ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, человек освобождается от внутреннего напряжения. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Исп.в индивид игрупп занятиях при работе с детьми и взрослыми различных возрастов. При групповой работе хорошо просматривается распределение ролей, стиль поведения каждого участника и характер взаимодействия в группе.

 73. Общие представления и методики сказкотерапии и приемы работы со сказками.

Сказкотерапия – психологический метод арт  терапии, использующий сказочную форму  для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Изучение вышеуказанного метода арт терапии крайне рекомендовано всем без исключения, так как сказкотерапия - одна из наиболее социально адаптированных дисциплин и применима не только в психологической консультации, но и дома. Лечение и воздействие сказкой не имеет возрастных границ, данный метод арт терапии одинаково рекомендован как детям так и взрослым.

 Сказкотерапия  – это направление практической  психологии, использующее ресурсы  сказок для решения целого  ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

В кратчайшие сроки возможно проработать с  клиентом стрессовые или конфликтные  ситуации. С детьми проработать всевозможные страхи. Показать на примере сказочных  персонажей пути решения проблем и т.д.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который  помогает ему решать его профессиональные задачи.

Сказкотерапия для детей: 1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки  для гиперактивных детей.

3. Сказки  для агрессивных детей.

4.Сказки  для детей, страдающие расстройством  поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д;

5. Сказки  для детей, которые столкнулись  с проблемами семейных отношений.  В случае развода родителей.  В случае появления нового  члена семьи. Когда дети считают,  что в другой семье им будет  лучше.

6. Сказки  для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

  По  определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются  разнообразные жанры: притчи, басни,  легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и  современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

Сказкотерапевтические методы

 По  мнению Чех Е.В. можно выделить  несколько методов сказкотерапии.

Рассказывание сказки.

Рисование сказки.

Сказкотерапевтическая диагностика.

Сочинение сказки.

 Изготовление  кукол.

Постановка  сказки.  

74. Использование музыкальной  и танцевальной  терапии

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Трененги и реабилитация"