Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:06, реферат
Цель данной работы состоит в рассмотрении роли и места физической культуры в системе высшего профессионального образования.
Введение
Основная часть:
Глава 1. Физическая культура в современном обществе:
1.1. Роль физической культуры
1.2. Анализ рынка труда в сфере физической культуры
Глава 2. Характеристика специалиста в области физической культуры:
2.1. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности
2.2. Профессиональное становление специалиста
Глава 3. Основы правового регулирования и управления в области физической культуры и спорта
Заключение
Список использованной литературы
В контексте современных
тенденций в образовании
Учитывая, что недельный
объем занятий занимает от 1200 до
1620 минут, соотношение аудиторной и
самостоятельной работы выглядит как
1,02--2,26. Следовательно, в данном направлении
в системе профессионального
высшего образования
Современная тенденция в высшем образовании предполагает увеличение доли самостоятельной работы в соотношении с аудиторной до 1:1. Для сравнения приведем данные структуры образования США, где оптимальным соотношением и самостоятельной и аудиторной работы принято считать как 3:1.
В настоящее время продолжается работа по созданию европейской модели программы подготовки педагогических кадров, а также профессионального европейского сертификата. В учебных планах разных стран и вузов прослеживается единство по основным блокам учебных дисциплин. Обобщая международный опыт подготовки специалистов для отрасли физической культуры, следует констатировать, что в основе учебных курсов заложены четыре блока дисциплин: "Теория, методика и техника двигательной деятельности", "Естественные науки", "Гуманитарные науки" и "Другие дисциплины и дисциплины по выбору", соотношение которых находится в пропорции 59,9+3,2%, 16,1+1,6%, 19,2+1,8% и 4,4+1,2% соответственно. Почти все европейские страны предлагают факультеты по специальности на выбор, например рекреация, управление в сфере физической культуры, спортивный тренер, фитнесс, геронтология и др.
Противоречие между социальным запросом и уровнем подготовленности специалистов может быть разрешено за счет повышения фундаментальности и унификации в рамках европейского сообщества базового этапа образования (в большинстве стран -- это уровень "Бакалавра") и оперативного формирования образовательных программ на специализированных этапах образования (уровни "Специалиста" и "Магистра").
Глава 3. Основы правового регулирования и управления в области физической культуры и спорта
В Российской Федерации
правовая система физической культуры
и спорта включает Конституцию РФ
Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская
газета, № 237, 25.12.1993., Закон РФ о физической
культуре и спорте Федеральный закон
от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре
и спорте в Российской Федерации»
(принят ГД ФС РФ 16.11.2007) // "Собрание законодательства
РФ", 10.12.2007, № 50, ст. 6242., федеральные
законы, так или иначе затрагивающие
вопросы здоровья и физической культуры.
Отдельные упоминания о физической
культуре есть в законе об образовании,
об основах здравоохранения, в законах
о высшем и профессиональном образовании,
о благотворительной
Подобного рода включения есть в Кодексах: бюджетном, налоговом, градостроительном; в своде законов о труде, в некоторых федеральных законах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ.
Общие принципы правового
регулирования отношений в
В первой статье показаны главные направления Закона РФ о физической культуре -- это всестороннее развитие человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий любыми видами физической культуры, организация профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
Основными задачами также являются обеспечение и защита прав граждан на занятия физической культурой, создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физической культуры в РФ, определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.
Закон определяет права
граждан в области физической
культуры и их государственные гарантии.
Гражданам РФ предоставлено право
на занятия физической культурой, в
том числе спортом как
Помимо нормативно-правовой
базы большое значение для совершенствования
управления и активизации практической
деятельности имеют федеральные
и региональные целевые программы,
позволяющие финансировать
Совершенствование системы
управления в сфере физической культуры
и спорта направленно на то, чтобы
каждый ребенок, подросток, юноша и
девушка имели основные права
в области физической культуры и
спорта, реализацию которых обязано
обеспечить государство. Правительство,
Законодательные власти, а также
властные структуры обязаны обеспечивать
эти права на соответствующих
территориях. В эти права входит
использование возможностей и средств
физической культуры в развитии, воспитании
и образовании человека, включение
средств физической культуры и элементов
спорта в дошкольное воспитание, в
систему общеобразовательных
Законодательные власти
страны обязаны обеспечивать права
на медицинскую и педагогическую
помощь, научно-методическую, социально-психологическую
и финансово-экономическую
Для решения проблем
укрепления здоровья и физического
совершенствования студентов, преподавателей
и сотрудников высших и средних
специальных учебных заведений,
формирования их здорового образа жизни,
развития студенческого спорта Министерство
образования России постановило
осуществить комплекс соответствующих
мероприятий, в том числе: выделение
в учебных планах по всем специальностям
высшего профессионального
Министерство образования
России поручило компетентным органам
разработать Федеральную
В последнее время
кардинальные изменения в развитии
физкультурно-спортивного
В свете недавних событий на Олимпийских играх, заявлений Президента РФ о неадекватной реакции спортивных функционеров на действия сотрудников Международного Олимпийского Комитета, необходима не только разработка законов, но и доскональное знание всей законодательной базы как отечественной, так и международной.
Заключение
Итак, мы рассмотрели роль физической культуры в современном обществе, дали анализ рынка труда в сфере физической культуры, дали характеристику специалиста в области физической культуры, а также рассмотрели основы правового регулирования и управления в области физической культуры и спорта.
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие
Насколько эффективно научные и методические разработки в области физической культуры будут использоваться населением, зависит, в первую очередь, ох организаторов, методистов, учителей, тренеров и других категорий работников, подготовкой которых занимаются вузы физической культуры. Педагог выступает посредником, связующим звеном между социальным опытом человека и опытом обучающегося индивида. Он является организатором и руководителем усвоения индивидом социального опыта -- части культуры в определенной сфере деятельности.
Именно эта роль
и отведена педагогу обществом. И
только с этой позиции осуществляется
ее конкретизация в учебно-
Тенденция развития физкультурного
движения предполагает дальнейшее увеличение
"прозрачности" межнациональных
и межконтинентальных границ. В связи
с интеграцией стран в
Следовательно, специалисты
в сфере физической культуры должны
знать и понимать различные культуры,
иметь высокий уровень
Становится актуальным
ограничение в содержании образования
описательного материала и
Следовательно, знания, входящие в содержание обучения, должны быть основательными, фундаментальными, которые в этой связи следует понимать не только как объем определенной информации, но и как метод, как инструментарий профессиональной деятельности и творческой адаптации к изменяющимся условиям ее реализации. В этих условиях чрезвычайно актуальной становится проблема методического подхода в обучении, так как он должен обеспечить формирование не пассивно воспринимающей знания личности, а активного организатора своей познавательной деятельности.
В условиях, когда обучаемый является активным участником дидактического процесса, происходит не только познание, но и формируется умение познавать, формируется метод, овладение которым является одной из важнейших задач образования -- "запустить" механизм самообразования.
В процессе самостоятельной работы преодолевается традиционное противоречие дидактики -- массовое образование и необходимость индивидуального подхода к обучаемым.
В процессе обучения
в вузе происходит перестройка, дальнейшее
развитие профессионально-педагогической
направленности личности. Затем в
период самостоятельной
Информация о работе Роль и место физической культуры в системе высшего профессионального образования