Роль и место физической культуры в системе высшего профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:06, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении роли и места физической культуры в системе высшего профессионального образования.

Содержание

Введение

Основная часть:

Глава 1. Физическая культура в современном обществе:

1.1. Роль физической культуры

1.2. Анализ рынка труда в сфере физической культуры

Глава 2. Характеристика специалиста в области физической культуры:

2.1. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности

2.2. Профессиональное становление специалиста

Глава 3. Основы правового регулирования и управления в области физической культуры и спорта

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

физическая культура.docx

— 50.24 Кб (Скачать)

В контексте современных  тенденций в образовании настораживает  то, что студенты отрасли физической культуры недостаточно высоко оценивают  для себя значимость самостоятельной  работы, хотя затрачивают на неё 876,2 минут в неделю студенты первых и 999,7 минут -- студенты выпускных курсов (большая часть времени отводится  на физическое совершенствование -- 382,4 и 357,2 минут в неделю соответственно). К сожалению, не просматривается  явная тенденция увеличения доли самостоятельной работы студентов  по мере приближения к государственной  аттестации.

Учитывая, что недельный  объем занятий занимает от 1200 до 1620 минут, соотношение аудиторной и  самостоятельной работы выглядит как 1,02--2,26. Следовательно, в данном направлении  в системе профессионального  высшего образования физкультурных  кадров имеются существенные резервы. Это приобретает практическую актуальность в свете развития системы "Интернет" как средства профессионального совершенствования специалистов.

Современная тенденция  в высшем образовании предполагает увеличение доли самостоятельной работы в соотношении с аудиторной до 1:1. Для сравнения приведем данные структуры образования США, где  оптимальным соотношением и самостоятельной  и аудиторной работы принято считать  как 3:1.

В настоящее время  продолжается работа по созданию европейской  модели программы подготовки педагогических кадров, а также профессионального  европейского сертификата. В учебных  планах разных стран и вузов прослеживается единство по основным блокам учебных  дисциплин. Обобщая международный  опыт подготовки специалистов для отрасли  физической культуры, следует констатировать, что в основе учебных курсов заложены четыре блока дисциплин: "Теория, методика и техника двигательной деятельности", "Естественные науки", "Гуманитарные науки" и "Другие дисциплины и дисциплины по выбору", соотношение которых находится  в пропорции 59,9+3,2%, 16,1+1,6%, 19,2+1,8% и 4,4+1,2% соответственно. Почти все европейские  страны предлагают факультеты по специальности  на выбор, например рекреация, управление в сфере физической культуры, спортивный тренер, фитнесс, геронтология и др.

Противоречие между  социальным запросом и уровнем подготовленности специалистов может быть разрешено  за счет повышения фундаментальности  и унификации в рамках европейского сообщества базового этапа образования (в большинстве стран -- это уровень "Бакалавра") и оперативного формирования образовательных программ на специализированных этапах образования (уровни "Специалиста" и "Магистра").

Глава 3. Основы правового  регулирования и  управления в области  физической культуры и спорта

В Российской Федерации  правовая система физической культуры и спорта включает Конституцию РФ Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993., Закон РФ о физической культуре и спорте Федеральный закон  от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.11.2007) // "Собрание законодательства РФ", 10.12.2007, № 50, ст. 6242., федеральные  законы, так или иначе затрагивающие  вопросы здоровья и физической культуры. Отдельные упоминания о физической культуре есть в законе об образовании, об основах здравоохранения, в законах  о высшем и профессиональном образовании, о благотворительной деятельности, о воинской обязанности и воинской службе и в некоторых других.

Подобного рода включения  есть в Кодексах: бюджетном, налоговом, градостроительном; в своде законов  о труде, в некоторых федеральных  законах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ.

Общие принципы правового  регулирования отношений в области  физической культуры и спорта устанавливает  Закон РФ о физической культуре и  спорте.

В первой статье показаны главные направления Закона РФ о  физической культуре -- это всестороннее развитие человека, утверждение здорового  образа жизни, формирование потребности  в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий  любыми видами физической культуры, организация  профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных  привычек и правонарушений.

Основными задачами также  являются обеспечение и защита прав граждан на занятия физической культурой, создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физической культуры в РФ, определение прав, обязанностей и ответственности физических и  юридических лиц в области  физической культуры, а также правовое регулирование их отношений в  данной сфере.

Закон определяет права  граждан в области физической культуры и их государственные гарантии. Гражданам РФ предоставлено право  на занятия физической культурой, в  том числе спортом как профессией, объединение в организации физкультурно-оздоровительной  и спортивной направленности, участие  в управлении физкультурно-спортивным движением. В целях гарантированного обеспечения этих прав государство  финансирует занятия физической культурой в соответствии с утвержденными  государственными программами, разрабатывает  программы физического воспитания всех групп населения, осуществляет контроль за их реализацией, организует подготовку и переподготовку специалистов, осуществляет правовую защиту интересов  граждан в области физической культуры.

Помимо нормативно-правовой базы большое значение для совершенствования  управления и активизации практической деятельности имеют федеральные  и региональные целевые программы, позволяющие финансировать работу, направленную на развитие физической культуры и спорта. Становление и  развитие массового спорта в современной  России немыслимо без активизации  общественных организаций. Государственная  политика должна предусматривать поддержку  таких организаций.

Совершенствование системы  управления в сфере физической культуры и спорта направленно на то, чтобы  каждый ребенок, подросток, юноша и  девушка имели основные права  в области физической культуры и  спорта, реализацию которых обязано  обеспечить государство. Правительство, Законодательные власти, а также  властные структуры обязаны обеспечивать эти права на соответствующих  территориях. В эти права входит использование возможностей и средств  физической культуры в развитии, воспитании и образовании человека, включение  средств физической культуры и элементов  спорта в дошкольное воспитание, в  систему общеобразовательных школ и профессионального образования. Обеспечение свободного выбора в  сфере всего существующего спектра  возможностей физической культуры и  спорта для самосовершенствования, самоутверждения и саморазвития человека.

Законодательные власти страны обязаны обеспечивать права  на медицинскую и педагогическую помощь, научно-методическую, социально-психологическую  и финансово-экономическую поддержку, предоставлять достоверную, глубокую и полную информацию о положительном  и негативном воздействии активных занятий спортом и физическими  упражнениями на здоровье человека. Любой  гражданин России должен иметь реальную возможность для занятий физической культурой и спортом с соблюдением  санитарно-гигиенических условий, со строжайшим соблюдением необходимых  мер безопасности со стороны педагогов  и тренеров, самих занимающихся, а также безопасности инвентаря  и оборудования, спортивных и физкультурно-оздоровительных  сооружений и получать возмещение вреда  здоровью, связанного со спортивной деятельностью  или ее негативными последствиями  Барчуков И. С., Нестеров А. А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. М., 2006. С. 248..

Для решения проблем  укрепления здоровья и физического  совершенствования студентов, преподавателей и сотрудников высших и средних  специальных учебных заведений, формирования их здорового образа жизни, развития студенческого спорта Министерство образования России постановило  осуществить комплекс соответствующих  мероприятий, в том числе: выделение  в учебных планах по всем специальностям высшего профессионального образования  и цикле общих гуманитарных и  социально-экономических дисциплин -- дисциплины "Физическая культура" в обязательном базовом курсе  на весь период обучения на основе государственных  профессиональных образовательных программ с проведением итоговой аттестации; планирование по предмету "Физическая культура" обязательных учебных занятий в течение всего периода обучения.

Министерство образования  России поручило компетентным органам  разработать Федеральную программу  развития физической культуры и студенческого  спорта в системе высшего и  среднего профессионального образования  России, базирующуюся на Законе РФ о  физической культуре и спорте. Определены и другие меры по реализации закона в системе учебных заведений.

В последнее время  кардинальные изменения в развитии физкультурно-спортивного отечественного движения существенно повлияли на особенности  управления физической культурой, что  наглядно видно при анализе учредительных  документов, определяющих деятельность государственных органов в сфере  физической культуры и спорта Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л., Палтиевич Р. Л., Погадаев Г. И. Физическая культура. М., 2008. С. 73..

В свете недавних событий  на Олимпийских играх, заявлений  Президента РФ о неадекватной реакции  спортивных функционеров на действия сотрудников Международного Олимпийского Комитета, необходима не только разработка законов, но и доскональное знание всей законодательной базы как отечественной, так и международной.

Заключение

Итак, мы рассмотрели  роль физической культуры в современном  обществе, дали анализ рынка труда  в сфере физической культуры, дали характеристику специалиста в области  физической культуры, а также рассмотрели  основы правового регулирования  и управления в области физической культуры и спорта.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

Насколько эффективно научные и методические разработки в области физической культуры будут  использоваться населением, зависит, в  первую очередь, ох организаторов, методистов, учителей, тренеров и других категорий  работников, подготовкой которых  занимаются вузы физической культуры. Педагог выступает посредником, связующим звеном между социальным опытом человека и опытом обучающегося индивида. Он является организатором  и руководителем усвоения индивидом  социального опыта -- части культуры в определенной сфере деятельности.

Именно эта роль и отведена педагогу обществом. И  только с этой позиции осуществляется ее конкретизация в учебно-воспитательном процессе на различных ступенях образования  человека. Повышается роль спортивного  педагога в процессе реформирования общества, в формировании рынка своего труда. Его профессиональная компетенция, мотивация к деятельности и осознание  социальной сущности физической культуры предопределяют эффективность образовательного процесса.

Тенденция развития физкультурного движения предполагает дальнейшее увеличение "прозрачности" межнациональных  и межконтинентальных границ. В связи  с интеграцией стран в экономическом  и культурном сотрудничестве роль физической культуры как средства культурного  обмена будет возрастать. Носителями ценностей физической культуры в  данной ситуации становятся не только спортсмены высокой квалификации, как  это было раньше, но и специалисты  различного профиля (преподаватели, тренеры, менеджеры и другие).

Следовательно, специалисты  в сфере физической культуры должны знать и понимать различные культуры, иметь высокий уровень коммуникабельности (в том числе знание иностранных  языков), обладать способностью к восприятию инноваций, то есть иметь потребность  и умение учиться и т. д.). Вузы должны готовить специалистов по широкому кругу профессий, различных уровней  подготовленности, сочетающих в себе фундаментальность и практические знания.

Становится актуальным ограничение в содержании образования  описательного материала и расширение тех знаний, которые позволили  бы выпускнику самостоятельно, путем  анализа и обобщения явлений  и фактов эмпирического свойства, а также теоретических разработок профессионально совершенствоваться в соответствии с требованиями жизни.

Следовательно, знания, входящие в содержание обучения, должны быть основательными, фундаментальными, которые в этой связи следует  понимать не только как объем определенной информации, но и как метод, как  инструментарий профессиональной деятельности и творческой адаптации к изменяющимся условиям ее реализации. В этих условиях чрезвычайно актуальной становится проблема методического подхода  в обучении, так как он должен обеспечить формирование не пассивно воспринимающей знания личности, а  активного организатора своей познавательной деятельности.

В условиях, когда  обучаемый является активным участником дидактического процесса, происходит не только познание, но и формируется  умение познавать, формируется метод, овладение которым является одной  из важнейших задач образования -- "запустить" механизм самообразования.

В процессе самостоятельной  работы преодолевается традиционное противоречие дидактики -- массовое образование и  необходимость индивидуального  подхода к обучаемым.

В процессе обучения в вузе происходит перестройка, дальнейшее развитие профессионально-педагогической направленности личности. Затем в  период самостоятельной профессиональной деятельности в результате поисков  и размышлений совершенствуются личностно-профессиональные качества педагога: "...главным источником и движущей силы подготовки профессионала-педагога физической культуры является его собственное  самосозидание как профессионала"

Информация о работе Роль и место физической культуры в системе высшего профессионального образования