Роль и место физической культуры в системе высшего профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:06, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении роли и места физической культуры в системе высшего профессионального образования.

Содержание

Введение

Основная часть:

Глава 1. Физическая культура в современном обществе:

1.1. Роль физической культуры

1.2. Анализ рынка труда в сфере физической культуры

Глава 2. Характеристика специалиста в области физической культуры:

2.1. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности

2.2. Профессиональное становление специалиста

Глава 3. Основы правового регулирования и управления в области физической культуры и спорта

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

физическая культура.docx

— 50.24 Кб (Скачать)

Выпускники физкультурных  вузов являются главными действующими лицами по внедрению физической культуры «в массы», и «...для воспитания потребностей в занятиях физическими упражнениями огромную роль играют пропаганда и  агитация». В современных условиях коммуникативный компонент профессиограммы  специалиста в сфере физической культуры приобретает особое значение. 100% квалифицированных респондентов России (преподаватели вузов и  школ, тренеры) отметили слабую информированность  населения своих стран о ценностях  физической культуры и ее пользе в  деле укрепления физического и психического здоровья. В то же время 70% американцев  осведомлены о пользе занятий  физическими упражнениями и 65% из них  имеют информацию о новых видах  физической культуры. Нельзя не согласиться  с заключением о том, что слабая информация и неэффективная пропаганда физической культуры сдерживает внедрение  физической культуры в повседневную жизнь населения.

Одной из актуальных проблем в физкультурном образовании  населения является проблема популяризации  физической активности среди учащейся молодежи. В настоящее время очевидно противоречие между возрастающими  потребностями общества и неготовностью  специалистов сферы физической культуры активно воздействовать на ментальность населения и формировать рынок  труда. Противоречие усугубляется в  связи с большой развитостью  невербального общения и низким уровнем самопрезентации специалистов в сфере физической культуры.

Только социально  активная позиция специалистов, их личностные качества способны формировать  достойное положительное отношение  людей к физической культуре. При  пассивном поведении эту нишу заполняют различные дельцы, оказавшиеся  социально активными, промышляющие на ниве «здравоохранения». Охрана здоровья -- это "золотой прииск". На лечение  денег тратят больше, чем на оборону. Когда люди болеют, они не скупятся, особенно, когда болеют дети. В любой  стране выросло огромное сословие людей, которые живут за счет больных.

Оно желает (сознательно  или нет), чтобы больные не переводились и чтобы лечение стоило дороже. Простуда за последние сто лет  осталась простудой, но цены на ее лечение  выросли в сто раз. Знаменитый Л. Полинг (биолог, единственный дважды лауреат Нобелевской премии) советует: долго. Лечебные учреждения -- опасное  место. Хватит считать врачей богами! ...Занимайтесь защитой своего здоровья сами! Никто лучше вас не знает  вашего организма. Когда вы заболеете, думать о здоровье будет уже поздно. Начинайте сейчас".

Следовательно, одним  из путей активизации учебного процесса является обучение студентов навыкам  эффективного общения -- чисто человеческого  резерва повышения качества многих видов деятельности. Д. Карнеги выделяет коммуникабельность как ведущее  качество в работе с людьми. При  дефиците материальных ресурсов в некоторых  вузах пытаются экономить на физическом воспитании. В связи с этим в  нынешней ситуации, как никогда, возрастает значимость организационных и коммуникативных  способностей специалистов. Необходимо их активное воздействие на менталитет администрации учебных заведений  по вопросам финансирования физической культуры, с одной стороны, и привлечения  учащихся для дополнительных занятий  на условиях их частичной оплаты -- с  другой. Услуга как товар должна удовлетворять человеческие потребности.

Нужен новый тип  педагога, который может взять  на себя роль руководителя не только биолого-антропологического совершенствования, но и совершенствования  личности с психологических и  социальных позиций (реализовать гуманитарный и гуманистический подход в образовании). Одной из важнейших задач педагогики физической культуры в деле социализации личности является пропаганда здорового  образа жизни с использованием средств  масс медиа Теория и организация  адаптивной физической культуры. В 2 томах. Том 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и ее основных видов. М.. 2007. С. 245..

Труд работников физической культуры в современных условиях является классическим воплощением  труда маркетолога, если учесть, что  профессионально-педагогическое мастерство специалиста должно отвечать социальному  заказу (спросу) и специалист должен занимать активную социальную политику по формированию рынка труда (спроса). В условиях рыночных отношений в  качестве товара выступают услуги, предлагаемые специалистами физической культуры. Как показывает опыт, люди готовы оплачивать многие услуги в  сфере физической культуры. Так, например, в рекреационной сфере в США  оказывается услуг в среднем  на 40 млрд. дол. Возможности социальной адаптации специалистов зависят  и от степени их влияния на объем  и структуру рынка труда, которая  обусловлена в ряду других следующими умениями: формировать у населения  потребности и создавать условия  для развития разнообразных видов  физической

В условиях рыночных отношений средства коммуникации позволяют  целенаправленно воздействовать (управлять) на общественное мнение. Поскольку  данную задачу предстоит решать, в  первую очередь, специалистам, то роль коммуникативного компонента профессиограммы  физкультурных кадров трудно переоценить.

Выпускники вузов  в своем большинстве не являются активными носителями ценностей, накопленных  и интегрированных в данной сфере  человеческой культуры. Такое положение  ограничивает реализацию социальных функций  физической культуры в формировании стиля жизни, отношения к здоровью, снижает в целом гуманитарно-личностную ориентацию физкультурного образования  населения. Существуют многие объективные  причины, приведшие к такой ситуации и затрудняющие подготовку педагогов. К ним можно отнести:

-- новые знания  в отдельных отраслях науки  используются в образовательном  процессе несистемно и не приводят  к повышению эффективности профессионального  образования;

-- дефицит среди  педагогов -- лиц, которые в  своей жизни сталкивались с  той профессиональной деятельностью,  к которой они готовят студентов;

-- неподготовленность  педагогических баз практики  для испытаний и экспериментирования;

-- недостаточные возможности  (относительно современных требований) учебных заведений как материального,  так и организационно-методического  свойства.

Реализовать свой профессионально-педагогический потенциал специалист может только в конкретных социальных условиях. В сложившемся социуме специалисту  предоставляется возможность активно  воздействовать на рынок труда, формировать  и трансформировать его. Насколько  эти возможности окажутся действительными, зависит, в первую очередь, от личностных качеств и организаторских способностей специалистов.

Под воздействием объективных  обстоятельств меняются субъективные факторы организационно-педагогической деятельности в сфере физической культуры, меняется идеология, менталитет, характер мышления как у специалистов, так и у населения. От специалистов физической культуры в настоящее время требуется расширение их сферы деятельности от работы с детьми дошкольного возраста до работы с людьми пожилого и старческого возраста, включая и физкультурное образование людей, имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, хронические заболевания и инвалидность.

Эффективная профессиональная деятельность специалиста высшей квалификации в век лавинообразного прироста новых знаний и технологий требует  постоянной работы по повышению собственной  компетенции. Следовательно, в основе профессионального образования  должна быть заложена идея формирования потребности и способности к  самообразованию, к самосовершенствованию, то есть к профессиональному и  социальному росту.

До настоящего времени  в педагогической сфере не существует определенных четко обозначенных, количественно  выраженных объективных критериев  педагогического мастерства.

В научно-методической литературе приводятся различные методики оценки качества организационно-педагогической деятельности специалистов, но все  они носят описательный характер, а количественные их показатели во многом определяются субъективно (экспертами) Бондарь А. И. Концептуальные принципы подготовки кадров в системе физического  воспитания // Человек, здоровье, физическая культура на пороге XXI столетия: Матер. междунар. научно-практич. конф. Брест, 1999. С. 45..

С одной стороны, такое  положение можно объяснить: результативность педагогического процесса детерминирована  многими факторами, в том числе  и субъективного характера, а  с другой -- педагогический процесс -- это искусство реализации профессионально-педагогического  потенциала педагога в своих учениках. Результаты физического воспитания должны проявиться в таких сферах, как здоровье, двигательные и физические способности, физическое состояние  безопасности и культура, навыки и  потребность в здоровом образе жизни.

Во взаимодействии с другими учебными дисциплинами физическое воспитание должно развивать  бихевиористическую компетенцию, которая  предполагает мыслительные и психологические  установки в разрешении конкретных жизненных проблем. Только социально  активная позиция специалистов, их личностные качества способны формировать  достойное положительное отношение  людей к физической культуре.

2.2. Профессиональное  становление специалиста

Большое значение в  профессиональном становлении и  совершенствовании специалиста  имеет собственный опыт учебно-тренировочной  и соревновательной деятельности и  послевузовская система образования. Однако, как показали исследования, наблюдается существенная разница  в оценке значимости институтов (в  широком понимании этого определения) повышения квалификации западными  и российскими специалистами. Российские коллеги весьма низко оценивают  как процедуру повышения квалификации курсы в учебных заведениях и  участие в научных конференциях.

Ценность данных мероприятий  специалисты оценивают в 4,0 балла  из 10. В то же время польские специалисты  к институтам повышения квалификации относятся с большим почтением  и оценивают возможность профессионального  совершенствования через организованные мероприятия в 7,1 балла. Столь существеннаяразница  в оценке значимости институтов повышения  квалификации, видимо, обусловлена  тем, что в Польше большее официальное  значение придается всем институтам профессионального образования, включая  институты повышения квалификации. В этой стране четко прописаны  и неукоснительно соблюдаются условия  соответствия образовательного уровня занимаемой должности, включая наличие необходимых лицензий, сертификатов и других документов, подтверждающих прохождение процедуры повышения квалификации.

Для того чтобы лучше  подготовиться к будущей профессиональной деятельности, студенты (в исследовании приняли участие более 1500 студентов -- 22 вузов и 13 стран) предлагают усилить  качество обучения по курсу "Теория, методика и техника базовых видов  двигательной деятельности" -- 40,4+4,7% студентов первых курсов и 54,0+3,4% -- студентов  выпускных курсов; и по медико-биологическому курсу (что является составной частью естественно-научного цикла в структуре  учебных планов, принятых в западных странах) -- 34Д+4,5% студентов первых курсов и 40,7+4,6% -- студентов выпускных курсов. По отношению к базовым спортивно-педагогическим дисциплинам из общего контекста  выпадают студенты первого курса  СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта.

Значение данного  курса для будущей профессиональной деятельности отметили лишь 7,3% респондентов. Это, по-видимому, можно объяснить  тем, что прием в вуз производится по результатам узкоспециализированной подготовленности на спортивно-педагогические кафедры по специализациям, и для  начинающих студентов наиболее важным кажется совершенствование в  избранном виде спортивной деятельности, хотя в избранном виде двигательной деятельности от 56,3 до 96,5% студентов  практикуется (в различной степени  и с различными целями, включая  работу по будущей профессии) до конца  обучении в вузе -- 84,4+3,2% студентов  первых курсов и 73,4+3,6% -- выпускных курсов. Наблюдается повышение значимости дисциплин медико-биологического цикла  и намерения студентов трудоустроиться  в области рекреации и оздоровительной  физической культуры Барчуков И., Назаров  Ю. Физическая культура и физическая подготовка. М., 2007. С. 127..

Специалисты уверены, что знание иностранных языков позволило  бы им трудоустроиться более достойно. На это указали 82,9+4,1% россиян. Возможность  профессиональной мобильности специалисты  связывают со знанием английского  языка. Необходимо отметить, что тренеры  России, по сравнению с преподавателями  средних и высших учебных заведений, несколько ниже оценивают важность знания иностранных языков для собственной  социально-профессиональной мобильности.

Данное положение  может быть объяснено тем, что  в профессиональной тренерской деятельности проще находить взаимопонимание  на уровне невербального общения, так  как сфера профессионального  общения достаточно специфична и  ограничена по сравнению с преподавательской  деятельностью.

Ценность данных мероприятий  специалисты оценивают в 3,8+0,6 и 2,8+0,6 балла из 10. В то же время польские специалисты к институтам повышения  квалификации относятся с большим  почтением и оценивают возможность  профессионального совершенствования  через организованные мероприятия  в 7,1+0,1 и 6,6+0,1 балла соответственно.

Информация о работе Роль и место физической культуры в системе высшего профессионального образования