Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:06, реферат
Цель данной работы состоит в рассмотрении роли и места физической культуры в системе высшего профессионального образования.
Введение
Основная часть:
Глава 1. Физическая культура в современном обществе:
1.1. Роль физической культуры
1.2. Анализ рынка труда в сфере физической культуры
Глава 2. Характеристика специалиста в области физической культуры:
2.1. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности
2.2. Профессиональное становление специалиста
Глава 3. Основы правового регулирования и управления в области физической культуры и спорта
Заключение
Список использованной литературы
Профессиональная
мобильность базируется на возможности
оперативной переориентации. Когда
специалист обладает достаточным уровнем
базовой подготовленности, ему легче
адаптироваться в условиях широкого
и вариативного рынка труда (в
том числе и в мировом
Актуальным направлением является расширения номенклатуры и количества специальностей, приобретаемых в процессе обучения в вузе, при этом специальность преподавателя будет оставаться доминирующей. В современных условиях приобретение второй специальности в процессе обучения в вузе или предоставление возможности профессиональной оперативной переориентации является актуальной задачей для системы профессионального физкультурного образования, на что указывают 99,5±0,6% специалистов Польши и 99,6±2,1 -- России; 69,7±3,7% студентов первых и 2±3,1% выпускных курсов. Следует обратить внимание на тот факт, что профессия преподавателя высшей школы имеет очень низкий рейтинг в среде студентов различных стран (она является престижной для 13,б±2,1% студентов первых курсов и для 18,1±2,4 % студентов выпускных курсов) Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.. 2004. С. 163..
Новая европейская действительность заключается в возможности свободного перемещения специалистов в рамках государств Европейского Союза. Данное обстоятельство требует новых подходов в регулировании рынка труда и разработке профессионального сертификата, признаваемого всеми членами Европейского Союза. Процессы интеграции будут продолжаться как в социальной, так и в образовательной сфере. Это веление времени. Следовательно, национальные системы подготовки кадров должны реформироваться с учетом перспектив развития как внутреннего, так и международного рынка труда.
Реформирование системы
профессионального образования
страны должно способствовать ее интеграции
в мировую образовательную
В странах Запада и
Японии в физкультурном образовании
населения основной упор сделан на
образование школьной молодежи. Профессия
школьного учителя является престижной
и высокооплачиваемой. Претендентов
на места школьного учителя всегда
больше, чем вакантных мест. На уроках
физической культуры развиваются физические
качества детей и совершенствуются
двигательные действия, тем самым
расширяется диапазон двигательных
возможностей, способствуя индивидуальному
и социальному развитию личности.
Школа является единственным общественным
институтом, в котором задействованы
все дети, в том числе и с
низкой двигательной активностью. Следовательно,
школьная физическая культура способствует
преодолению социального
Одним из ключевых направлений в формировании нужных ориентиров у молодежи является повышение их интереса к физической культуре. Данная проблема актуальна для многих стран. В Австрии, например, для ее решения в программу уроков физической культуры включены виды деятельности, пользующиеся наибольшей популярностью у учеников. К ним относятся: подвижные и спортивные игры, гимнастика, плавание, легкая атлетика, бег на местности, упражнения на снарядах, зальные упражнения. В двух первых классах проводятся только подвижные игры.
С сожалением приходится
констатировать, что снижается самооценка
профессии специалистов по физической
культуре. В ряду причин такого положения
следует выделить низкую способность
специалистов к взаимодействию со значимыми
структурами (общественностью, политиками,
руководителями организаций, родителями
и др.), то есть неадекватность современным
условиям организаторского и коммуникативного
компонентов профессиограммы
Глава 2. Характеристика специалиста в области физической культуры
2.1.
Качества специалиста,
обусловливающие
эффективность
Современная наука и производство развиваются по линии одновременной интеграции и специализации. Наиболее существенные обобщения в теории и методике физической культуры рождаются на стыке гуманитарных, естественных и медико-биологических наук. Прогрессирующий рост творческого компонента в трудовой деятельности спортивного педагога выдвигает на первый план уровень общеобразовательных знаний, творческий стиль мышления, способность к непрерывному самообразованию специалиста. Однако не сама по себе сумма знаний и умений, а знания и умения в синтезе, обобщенные с творческими способностями, являются показателем всесторонне развитой личности, способствуют активизации ее социальной роли Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта. М., 2007. С. 94..
Никакой педагогический
или методический прием не может
быть найден раз и навсегда. Овладевая
основами педагогических и естественно-научных
знаний, обучаемый закладывает
Одной из насущных проблем
дидактики является установление оптимального
соотношения между
Рост профессионализма специалистов связан с повышением как фундаментальной, так и узкоспециальной подготовленности. Номенклатура специальностей в сфере физической культуры и в дальнейшем будет расширяться. Однако основы профессиональной подготовки (науки гуманитарного, естественно-научного блоков, базовые курсы теории и методики двигательной активности) находятся в наименьшей зависимости от конъюнктуры рынка труда, а, значит, учебные планы базового уровня образования могут быть унифицированы в рамках Европейского Союза с целью придания системам подготовки кадров различных стран приемлемой конгруэнтности.
Эффективность любой
деятельности определяется двумя интегративными
факторами -- мотивацией субъекта и
его способностью к данной деятельности.
Полученные в вузе знания стремительно
устаревают и требуют постоянного
их обновления. В процессе обучения
в вузе у студентов, наряду с формированием
необходимых знаний, умений и навыков,
необходимо продолжать процесс профессиональной
ориентации или мотивации к
Эффективная профессиональная деятельность специалиста высшей квалификации в век лавинообразного прироста новых знаний и технологий требует постоянной работы по повышению собственной компетенции. Следовательно, в основе профессионального образования должна быть заложена идея формирования потребности и способности к самообразованию, к самосовершенствованию, то есть к профессиональному и социальному росту.
В качестве одного из
условий успешной педагогической деятельности
в сфере физической культуры выдвигается
наличие двигательного
Для спортсменов высокого класса характерна направленность спортивной деятельности "на себя", которая потом приводит к снижению их социальной активности в профессиональной деятельности, не адекватной оценке реальной ситуации. К подобным выводам пришли в результате исследований психологи Г. В. Ложкин и Е. Б. Терешина. Они отмечают, что высокая эмоциональная насыщенность спорта чревата эмоциональным истощением спортсменов. Кроме этого, лица, достигшие больших высот в спорте и в своей профессиональной деятельности, руководствуются, в первую очередь, собственным опытом, а не логикой реалий педагогического процесса.
Всего 18,5% спортсменов высокого класса ориентируются в вопросах организации и проведения тренировки на современный уровень научно-педагогических требований. Отсюда следует, что более чем 80 % таких специалистов принимают педагогические решения, исходя лишь из собственного опыта, то есть репродуцируют опыт предыдущих поколений.
Следовательно, повышение двигательных возможностей студентов является обязательным и необходимым учебным курсом, но следует понимать, что для специалиста важны умения не только в избранном виде, но и по основным (базовым) видам двигательной активности. Недостаточную подготовленность по базовым видам двигательной деятельности подтвердили боле 50% студентов старших курсов и специалистов, принявших участие в исследовании.
Обучаемый в процессе физических упражнений как бы «пропускает через себя» часть учебной информации, на основании которой у него формируется чувственный образ педагогического решения конкретных задач.
"Величайшие революции
обходились без баррикад и
боев и захватывали
Предмет "Физическая культура" психологически не удовлетворяет школьников, часть из которых (35,2% -- мальчиков и 41,7% -- девочек) чувствуют себя на уроках недостаточно уверенно. В результате -- 50% девочек и 29% мальчиков безразлично относятся к этому учебному предмету. Особенно это выражено в старших классах.
Знания о физической
культуре, здоровом образе жизни положительно
влияют на познавательный компонент
отношения и мотивацию к
Положительное влияние
на менталитет и уровень двигательной
активности учащихся оказывает привитие
им знаний о благотворном влиянии
физической активности и здорового
образа жизни на организм человека.
Например, в Швеции, когда низкая
заинтересованность населения в
занятиях физической культурой стала
предметом беспокойства правительственных
структур, данная проблема была благополучно
решена путем повышения
Были подключены все информационные каналы для формирования в определенном направлении менталитета учащихся, то есть формирования их мотивации к работе над укреплением здоровья и гармоническим развитием. Были разработаны программы по рекреационной и оздоровительной физической культуре, подготовлен учебник по физической культуре, что обусловило заинтересованность и повышение активности в занятиях физическими упражнениями, начиная с 1995 г. Поскольку данную задачу предстоит решать в первую очередь специалистам, то роль коммуникативного компонента профессиограммы физкультурных кадров будет повышаться. 40% учителей физической культуры свои знания в области здорового образа жизни оценивают как неудовлетворительные Гуськов С. И., Дегтярева Е. И. Новые виды физической активности женщин -- веление времени // Теория и практика физической культуры. 1998. № 2. С. 57..
Информация о работе Роль и место физической культуры в системе высшего профессионального образования