Роль и место физической культуры в системе высшего профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:06, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении роли и места физической культуры в системе высшего профессионального образования.

Содержание

Введение

Основная часть:

Глава 1. Физическая культура в современном обществе:

1.1. Роль физической культуры

1.2. Анализ рынка труда в сфере физической культуры

Глава 2. Характеристика специалиста в области физической культуры:

2.1. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности

2.2. Профессиональное становление специалиста

Глава 3. Основы правового регулирования и управления в области физической культуры и спорта

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

физическая культура.docx

— 50.24 Кб (Скачать)

Профессиональная  мобильность базируется на возможности  оперативной переориентации. Когда  специалист обладает достаточным уровнем  базовой подготовленности, ему легче  адаптироваться в условиях широкого и вариативного рынка труда (в  том числе и в мировом пространстве) путем самообразования или через  краткосрочные курсы переподготовки. Более того, появляется возможность  радикально поменять специальность  на другую -- гуманитарного профиля, освоив учебную программу лишь третьего (специального) уровня образования. В  качестве средств решения этих проблем  рассматривается широкий профиль  подготовки и ее фундаментализация.

Актуальным направлением является расширения номенклатуры и  количества специальностей, приобретаемых  в процессе обучения в вузе, при  этом специальность преподавателя  будет оставаться доминирующей. В  современных условиях приобретение второй специальности в процессе обучения в вузе или предоставление возможности профессиональной оперативной  переориентации является актуальной задачей  для системы профессионального  физкультурного образования, на что  указывают 99,5±0,6% специалистов Польши и 99,6±2,1 -- России; 69,7±3,7% студентов первых и 2±3,1% выпускных курсов. Следует  обратить внимание на тот факт, что  профессия преподавателя высшей школы имеет очень низкий рейтинг  в среде студентов различных  стран (она является престижной для 13,б±2,1% студентов первых курсов и  для 18,1±2,4 % студентов выпускных курсов) Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и  методика обучения предмету Физическая культура: Учебное пособие для  студентов высших учебных заведений. М.. 2004. С. 163..

Новая европейская  действительность заключается в  возможности свободного перемещения  специалистов в рамках государств Европейского Союза. Данное обстоятельство требует  новых подходов в регулировании  рынка труда и разработке профессионального  сертификата, признаваемого всеми  членами Европейского Союза. Процессы интеграции будут продолжаться как  в социальной, так и в образовательной  сфере. Это веление времени. Следовательно, национальные системы подготовки кадров должны реформироваться с учетом перспектив развития как внутреннего, так и международного рынка труда.

Реформирование системы  профессионального образования  страны должно способствовать ее интеграции в мировую образовательную систему. Поэтому организационно-управленческие решения при преобразовании системы  подготовки кадров должны приниматься  с учетом инновационного международного опыта, традиций и социально-экономического положения в стране.

В странах Запада и  Японии в физкультурном образовании  населения основной упор сделан на образование школьной молодежи. Профессия  школьного учителя является престижной и высокооплачиваемой. Претендентов на места школьного учителя всегда больше, чем вакантных мест. На уроках физической культуры развиваются физические качества детей и совершенствуются двигательные действия, тем самым  расширяется диапазон двигательных возможностей, способствуя индивидуальному  и социальному развитию личности. Школа является единственным общественным институтом, в котором задействованы  все дети, в том числе и с  низкой двигательной активностью. Следовательно, школьная физическая культура способствует преодолению социального неравенства  Ложкин Г. В., Терешина Е. Б. Психологический  возраст спортсмена // Физическая культура, спорт и здоровье нации: Матер  междунар. конгресса. СПб., 1996. С. 74..

Одним из ключевых направлений  в формировании нужных ориентиров у  молодежи является повышение их интереса к физической культуре. Данная проблема актуальна для многих стран. В  Австрии, например, для ее решения  в программу уроков физической культуры включены виды деятельности, пользующиеся наибольшей популярностью у учеников. К ним относятся: подвижные и  спортивные игры, гимнастика, плавание, легкая атлетика, бег на местности, упражнения на снарядах, зальные упражнения. В двух первых классах проводятся только подвижные игры.

С сожалением приходится констатировать, что снижается самооценка профессии специалистов по физической культуре. В ряду причин такого положения  следует выделить низкую способность  специалистов к взаимодействию со значимыми  структурами (общественностью, политиками, руководителями организаций, родителями и др.), то есть неадекватность современным  условиям организаторского и коммуникативного компонентов профессиограммы специалистов в сфере физической культуры Евсеев С. П. Физическая культура в системе  высшего профессионального образования: реалии и перспективы. СПб., 2007. С. 136..

Глава 2. Характеристика специалиста  в области физической культуры

2.1. Качества специалиста,  обусловливающие  эффективность профессиональной  деятельности

Современная наука  и производство развиваются по линии  одновременной интеграции и специализации. Наиболее существенные обобщения в  теории и методике физической культуры рождаются на стыке гуманитарных, естественных и медико-биологических  наук. Прогрессирующий рост творческого  компонента в трудовой деятельности спортивного педагога выдвигает  на первый план уровень общеобразовательных  знаний, творческий стиль мышления, способность к непрерывному самообразованию  специалиста. Однако не сама по себе сумма  знаний и умений, а знания и умения в синтезе, обобщенные с творческими  способностями, являются показателем  всесторонне развитой личности, способствуют активизации ее социальной роли Кайнова  Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта. М., 2007. С. 94..

Никакой педагогический или методический прием не может  быть найден раз и навсегда. Овладевая  основами педагогических и естественно-научных  знаний, обучаемый закладывает фундамент  своего профессионального мастерства. Возрастает потребность в специалистах, обладающих не только хорошей методической подготовленностью в конкретном виде деятельности, но и имеющих  фундаментальную подготовленность в области гуманитарных, естественно-научных  дисциплин и базовых видах  двигательной активности. Современный  специалист должен быть социально активным, способным воздействовать на рынок  труда, формировать его.

Одной из насущных проблем  дидактики является установление оптимального соотношения между практическими  умениями и теоретической подготовленностью. Знания без умений их практической реализации остаются мертвым грузом. В первую очередь, они должны помогать "умению видеть" за явлениями сущность, устанавливать причинно-следственные связи и в конечном итоге -- выходить на рациональные педагогические решения. В педагогическом образовании должен превалировать синтез над анализом, индукция -- над дедукцией. Любые  знания приобретают ценность лишь в  том случае, когда ими руководствуются  в процессе деятельности. Эффективность  педагогической деятельности детерминирована  профессионально-педагогическими умениями.

Рост профессионализма специалистов связан с повышением как  фундаментальной, так и узкоспециальной  подготовленности. Номенклатура специальностей в сфере физической культуры и  в дальнейшем будет расширяться. Однако основы профессиональной подготовки (науки гуманитарного, естественно-научного блоков, базовые курсы теории и  методики двигательной активности) находятся  в наименьшей зависимости от конъюнктуры  рынка труда, а, значит, учебные планы  базового уровня образования могут  быть унифицированы в рамках Европейского Союза с целью придания системам подготовки кадров различных стран  приемлемой конгруэнтности.

Эффективность любой  деятельности определяется двумя интегративными факторами -- мотивацией субъекта и  его способностью к данной деятельности. Полученные в вузе знания стремительно устаревают и требуют постоянного  их обновления. В процессе обучения в вузе у студентов, наряду с формированием  необходимых знаний, умений и навыков, необходимо продолжать процесс профессиональной ориентации или мотивации к производственной деятельности в области физической культуры. Педагогическое мастерство представляется как комплекс личностных и профессиональных качеств педагога Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта. М., 2007. С. 96..

Эффективная профессиональная деятельность специалиста высшей квалификации в век лавинообразного прироста новых знаний и технологий требует  постоянной работы по повышению собственной  компетенции. Следовательно, в основе профессионального образования  должна быть заложена идея формирования потребности и способности к  самообразованию, к самосовершенствованию, то есть к профессиональному и  социальному росту.

В качестве одного из условий успешной педагогической деятельности в сфере физической культуры выдвигается  наличие двигательного компонента в структуре профессионально-педагогической подготовленности. Однако, как показывают практика и результаты исследований, двигательная подготовленность должна выражаться широким арсеналом умений и навыков по основным видам двигательной активности, а не высокими достижениями в избранном виде спортивной деятельности Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта. М., 2007. С. 98..

Для спортсменов высокого класса характерна направленность спортивной деятельности "на себя", которая  потом приводит к снижению их социальной активности в профессиональной деятельности, не адекватной оценке реальной ситуации. К подобным выводам пришли в результате исследований психологи Г. В. Ложкин и Е. Б. Терешина. Они отмечают, что высокая эмоциональная насыщенность спорта чревата эмоциональным истощением спортсменов. Кроме этого, лица, достигшие больших высот в спорте и в своей профессиональной деятельности, руководствуются, в первую очередь, собственным опытом, а не логикой реалий педагогического процесса.

Всего 18,5% спортсменов  высокого класса ориентируются в  вопросах организации и проведения тренировки на современный уровень  научно-педагогических требований. Отсюда следует, что более чем 80 % таких  специалистов принимают педагогические решения, исходя лишь из собственного опыта, то есть репродуцируют опыт предыдущих поколений.

Следовательно, повышение  двигательных возможностей студентов  является обязательным и необходимым  учебным курсом, но следует понимать, что для специалиста важны  умения не только в избранном виде, но и по основным (базовым) видам  двигательной активности. Недостаточную  подготовленность по базовым видам  двигательной деятельности подтвердили  боле 50% студентов старших курсов и специалистов, принявших участие  в исследовании.

Обучаемый в процессе физических упражнений как бы «пропускает  через себя» часть учебной  информации, на основании которой  у него формируется чувственный  образ педагогического решения  конкретных задач.

"Величайшие революции  обходились без баррикад и  боев и захватывали исключительно  сферу духа: дух насильственно  изменял время и пространство...". Приводимые выше данные указывают  на то, что необходимы поистине "революционные" преобразования  ментальности населения и государственных  деятелей, чтобы в наших странах  физическая культура заняла достойное  место. Недостаточнаяфизическая  активность взрослых (учителей и  родителей) вкупе с негативным  отношением к ней не позволяют  им стать для детей предметом  для подражания.

Предмет "Физическая культура" психологически не удовлетворяет  школьников, часть из которых (35,2% -- мальчиков и 41,7% -- девочек) чувствуют  себя на уроках недостаточно уверенно. В результате -- 50% девочек и 29% мальчиков  безразлично относятся к этому  учебному предмету. Особенно это выражено в старших классах.

Знания о физической культуре, здоровом образе жизни положительно влияют на познавательный компонент  отношения и мотивацию к занятиям физическими упражнениями. Наиболее выраженным эффектом по формированию положительного отношения к физической культуре имеют занятия, проводимые педагогами, имеющими высокую компетенцию  в данной области и коммуникативные  способности.

Положительное влияние  на менталитет и уровень двигательной активности учащихся оказывает привитие им знаний о благотворном влиянии  физической активности и здорового  образа жизни на организм человека. Например, в Швеции, когда низкая заинтересованность населения в  занятиях физической культурой стала  предметом беспокойства правительственных  структур, данная проблема была благополучно решена путем повышения информированности  населения, главным образом, молодежи.

Были подключены все  информационные каналы для формирования в определенном направлении менталитета  учащихся, то есть формирования их мотивации  к работе над укреплением здоровья и гармоническим развитием. Были разработаны программы по рекреационной  и оздоровительной физической культуре, подготовлен учебник по физической культуре, что обусловило заинтересованность и повышение активности в занятиях физическими упражнениями, начиная  с 1995 г. Поскольку данную задачу предстоит  решать в первую очередь специалистам, то роль коммуникативного компонента профессиограммы физкультурных кадров будет повышаться. 40% учителей физической культуры свои знания в области здорового образа жизни оценивают как неудовлетворительные Гуськов С. И., Дегтярева Е. И. Новые виды физической активности женщин -- веление времени // Теория и практика физической культуры. 1998. № 2. С. 57..

Информация о работе Роль и место физической культуры в системе высшего профессионального образования