Развитие выносливости у спортсменов. Специальная выносливость. Выносливость у пловцов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:21, реферат

Описание работы

Выносливость является важнейшим физическим качеством, отражающим общий уровень работоспособности человека и проявляющимся как в спортивной, так и в повседневной жизни. Выносливость нужно развивать для того, чтобы иметь способность к длительному перенесению каких-либо физических нагрузок, в общем, чтобы как можно дольше не утомиться. Выносливость, это как привычка - привычка тела к определённому количеству нагрузок. Зависимость выносливости естественно зависит от возраста человека, то есть с возрастом она изменяется; есть момент, когда выносливость увеличивается, а потом идёт на спад. Существуют методы и программы развития выносливости. Это различные тренировки, имеющие свои особенности. Естественно, что слабо подготовленному человеку большие нагрузки тренировок не выдержать, поэтому методы применяют разные, иногда индивидуальные.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Развитие выносливости у спортсменов……………………………………….4
1.1 Общая и специальная выносливость………………………………...………4
1.2 Факторы, обеспечивающие проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности………………………………………………………5
2. Средства воспитания выносливости………………………………….……….8
3. Методы воспитания выносливости…………………………………….…….13
3.1 Методика воспитания общей выносливости………………………………14
4. Методика воспитания анаэробной выносливости…………………….…….16
5. Особенности воспитания специфических типов выносливости…….……..18
5.1 Тесты, используемые для определения уровня развития выносливости...20
6. Выносливость у пловцов………………………………………………….….23
6.1 Оптимальные пути повышения физической работоспособности……..….23
6.2 Недопустимость большого объема тренировочной работы для детей…..24
6.3 Акцент на развитии общей выносливости…………………………………25
6.4 Выводы по развитию выносливости у юных пловцов…………………….26

Работа содержит 1 файл

Выносливость реферат.docx

— 44.03 Кб (Скачать)

     Пример (В. И. Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 м ученика 16 лет равно 14,0 с. Время  его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 — (14 х 20) = 170 с. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

     Коэффициент выносливости (Г.Лазаров, 1962) — это  отношение времени преодоления  всей дистанции ко времени преодоления  эталонного отрезка.

     Коэффициент выносливости = /: t k , где t — время  преодоления всей дистанции; t k —  лучшее время на эталонном отрезке.

     Пример. Время бега у испытуемого на 300 м равно 51 с, а время бега на 100 м (эталонный отрезок) — 14,5 с. В этом случае коэффициент выносливости составляет 51,0 : 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

     Точно так же поступают и при измерении  выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.

     В качестве показателей выносливости используются и биомеханические  критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания  общего центра масс в движении и  т.п. (М. А. Годик, 1988). Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце  упражнения, тем выше уровень выносливости. 

     6. Выносливость у  пловцов 

     6.1 Оптимальные пути повышения физической работоспособности

     Быстрый рост результатов в современном  спорте выдвигает проблему, связанную  с выявлением оптимальных путей  повышения физической работоспособности  и развития выносливости у юных спортсменов (Н. Г. Булгакова, 1963; В. П. Филин и соавт., 1968). Успехи в ряде видов спорта, в  том числе в плавании, связаны  с более ранней спортивной специализацией.

     За  последние годы мировые рекорды  в плавании были улучшены молодежью. Анализируя данные Олимпийских игр  с 1896 г. по 1960 г., Дмитр Мишев пришел к выводу, что улучшение результатов  в этом виде спорта связано с омоложением  олимпийцев и более совершенной  тренировочной работой с детьми. В качестве примеров можно привести данные о следующих спортсменах. Ильза Конраде (Австралия) в 1959 г., когда  ей было 14 лет, стала рекордсменкой  мира на дистанциях 800 и 1500 м в плавании вольным стилем. Дебби Майер (США) в 15 лет установила рекорды мира на дистанциях 200, 400, 800 и 1500 м в плавании вольным стилем. Ирой Поздняковой (СССР) был установлен рекорд мира в возрасте 13 лет. Галина Прозуменщикова (СССР) завоевала звание олимпийской чемпионки в 15 лет. Мировыми и европейскими чемпионами и рекордсменами по плаванию в юношеском возрасте стали: Джон Конраде — в 14 лет, Педерсон — в 14 лет, Густафсон — в 14 лет, Шолландер — в 15 лет, Ветцко— в 15 лет и многие другие.

     По  имеющимся зарубежным литературным данным (Б. Л. Скворцов и соавт., 1963; П. Бэдфорд, 1968), плавательная подготовка у детей начинается в возрасте 3-4 лет, а спортивная специализация  — с 6-7 лет. 

     6.2 Недопустимость большого объема тренировочной работы для детей

     В отечественной литературе имеется  ряд категорических утверждений  о недопустимости большого объема тренировочной  работы для детей младшего школьного  возраста (С. П. Аксельрод и соавт., 1958; К. Ф. Славолюбова, 1960; Ф. А. Иорданская и И. Е. Пулькина, 1961, и др.). Имеющиеся  единичные рекомендации по объему плавательной подготовки в тренировке пловцов 9-13 лет существенно отличаются от данных зарубежного опыта. Так, Н. Г. Булгакова  в 1963 г. рекомендовала 3-разовые занятия  в неделю для пловцов 9-10 лет с  объемом нагрузок на одном занятии  для первого года обучения до 1500 м, второго года — до 2000 м, третьего — до 2500 м. Для 12-13 летних детей ею предлагаются те же 3 занятия в неделю, но с несколько увеличенным объемом: в первом году — до 1500 м, во втором — до 2500 м и третьем — до 4000 м. В учебнике по плаванию под  редакцией А. К. Дмитриева (1966) для  юных пловцов III разряда рекомендуются 3-разовые занятия в неделю с  объемом до 2000 м, для II разряда — 4-разовые в неделю с объемом  до 2500 м и для I разряда — 4-разовые  с объемом до 3000 м.

       В Австралии же, например, уже  в течение 10 лет тренеры проводят  с детьми 6-8 лет 6-разовые тренировки  в неделю, в 9-10 лет — 9-разовые  и в 11-13 лет — 12-разовые. Американские  тренеры в течение многих лет  применяют для 13-15 летних пловцов  2 и 3-разовые ежедневные тренировки  с общим объемом плавания до 12 км. Среди этих пловцов находится  и рекордсменка мира Дебби  Майер (Equipe, 1960; К. Ректоржик, 1969; P. Daland, 1966).

       Приведенные литературные данные  свидетельствуют о недостаточной  научной разработке в СССР  вопросов подготовки пловцов  мирового класса. Одной из причин  нашего отставания не только  в плавании, но и в других  циклических видах спорта на  последних Олимпийских играх  в Мехико явилась, по признанию  многих специалистов, слабая научная  разработка методов развития  выносливости в возрастном аспекте  (Н. И. Волков и соавт., 1968; К.  А. Инясевский и Л. П. Макаренко, 1969; Р. Е. Мотылянская, 1969, и др.). 

     6.3 Акцент на развитии общей выносливости

     В период исследования у юных пловцов  преобладали тренировки с акцентом на развитие общей выносливости: 70% всего объема тренировочной работы составляло плавание на средних и  длинных дистанциях с равномерной  и переменной скоростью; 20% — упражнения, направленные на развитие скоростной выносливости (проплывание 25-400 метровых отрезков с использованием повторного и интервального методов со скоростью 90-95% от максимальной); 10% — упражнения скоростного характера (повторное  проплывание 15-50 метровых отрезков с  максимальной скоростью). Нагрузка в  недельном цикле носила волнообразный  характер и регулировалась по методу Форбс Карляйль с регистрацией частоты  сердечных сокращений после проплывания  отрезков дистанции в восстановительном  периоде. Еженедельно проводился врачебно-педагогический контроль с учетом плотности и интенсивности учебно-тренировочных занятий. 

     6.4 Выводы по развитию выносливости у юных пловцов

     1. Ежедневные тренировки юных пловцов,  направленные на преимущественное  развитие общей выносливости, способствуют  не только улучшению спортивных  результатов в плавании, но и  существенному улучшению физического  и функционального развития.

     Среднегрупповая скорость проплывания дистанций 25 и 400 м: Сплошная линия — мальчики, прерывистая — девочки. По оси  абсцисс — возрастные группы, по оси ординат — скорость проплывания  дистанции (о, м/сек).

     2. При тщательном врачебном контроле  ежедневные тренировочные нагрузки  с преимущественным развитием  общей выносливости вполне допустимы  для детей 8-15 лет. 

     3. У тренированных юных пловцов  при нарастающих»до отказа» велоэргометрических  нагрузках отмечаются большие  по сравнению с детьми, не занимавшимися  спортом, аэробные возможности,  что позволяет рекомендовать  метод спироэргометрии для выявления  наиболее подготовленных юных  пловцов. 

     4. У детей, тренировавшихся с  целью развития выносливости, более  выражена акцелерация физического,  полового и функционального развития  после 10-11 лет, что на 2-3 года  опережает аналогичные показатели  не занимающихся спортом. 

     5. Целесообразно начинать учебно-тренировочную  работу по плаванию с детьми 6-7-летнего возраста с преимущественным  применением экстенсивных нагрузок, направленных на развитие общей  выносливости, и только с 10-11 лет  при тщательном врачебном контроле  включать индивидуальные специализированные  тренировочные нагрузки.

Информация о работе Развитие выносливости у спортсменов. Специальная выносливость. Выносливость у пловцов