Развитие выносливости у спортсменов. Специальная выносливость. Выносливость у пловцов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:21, реферат

Описание работы

Выносливость является важнейшим физическим качеством, отражающим общий уровень работоспособности человека и проявляющимся как в спортивной, так и в повседневной жизни. Выносливость нужно развивать для того, чтобы иметь способность к длительному перенесению каких-либо физических нагрузок, в общем, чтобы как можно дольше не утомиться. Выносливость, это как привычка - привычка тела к определённому количеству нагрузок. Зависимость выносливости естественно зависит от возраста человека, то есть с возрастом она изменяется; есть момент, когда выносливость увеличивается, а потом идёт на спад. Существуют методы и программы развития выносливости. Это различные тренировки, имеющие свои особенности. Естественно, что слабо подготовленному человеку большие нагрузки тренировок не выдержать, поэтому методы применяют разные, иногда индивидуальные.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Развитие выносливости у спортсменов……………………………………….4
1.1 Общая и специальная выносливость………………………………...………4
1.2 Факторы, обеспечивающие проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности………………………………………………………5
2. Средства воспитания выносливости………………………………….……….8
3. Методы воспитания выносливости…………………………………….…….13
3.1 Методика воспитания общей выносливости………………………………14
4. Методика воспитания анаэробной выносливости…………………….…….16
5. Особенности воспитания специфических типов выносливости…….……..18
5.1 Тесты, используемые для определения уровня развития выносливости...20
6. Выносливость у пловцов………………………………………………….….23
6.1 Оптимальные пути повышения физической работоспособности……..….23
6.2 Недопустимость большого объема тренировочной работы для детей…..24
6.3 Акцент на развитии общей выносливости…………………………………25
6.4 Выводы по развитию выносливости у юных пловцов…………………….26

Работа содержит 1 файл

Выносливость реферат.docx

— 44.03 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский  государственный индустриальный университет»

     Кафедра физической культуры 
 
 
 
 

     Реферат

     Тема: «Развитие выносливости у спортсменов. Специальная выносливость. Выносливость у пловцов» 
 
 
 
 

     Выполнил: ст.гр. ЭНЭ-08

     Лукина  Е.Л.

     Проверил: Сорокина Т.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Новокузнецк, 2011

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Развитие выносливости у спортсменов……………………………………….4

1.1 Общая  и специальная выносливость………………………………...………4

1.2 Факторы,  обеспечивающие проявление выносливости  в различных видах двигательной  деятельности………………………………………………………5

2. Средства  воспитания выносливости………………………………….……….8

3. Методы  воспитания выносливости…………………………………….…….13

3.1 Методика  воспитания общей выносливости………………………………14

4. Методика  воспитания анаэробной выносливости…………………….…….16

5. Особенности  воспитания специфических типов  выносливости…….……..18

5.1 Тесты,  используемые для определения  уровня развития выносливости...20

6. Выносливость  у пловцов………………………………………………….….23

6.1 Оптимальные  пути повышения физической работоспособности……..….23

6.2 Недопустимость  большого объема тренировочной  работы для детей…..24

6.3 Акцент  на развитии общей выносливости…………………………………25

6.4 Выводы  по развитию выносливости у  юных пловцов…………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Выносливость  является важнейшим физическим качеством, отражающим общий уровень работоспособности  человека и проявляющимся как  в спортивной, так и в повседневной жизни. Выносливость нужно развивать  для того, чтобы иметь способность  к длительному перенесению каких-либо физических нагрузок, в общем, чтобы  как можно дольше не утомиться. Выносливость, это как привычка - привычка тела к определённому количеству нагрузок. Зависимость выносливости естественно  зависит от возраста человека, то есть с возрастом она изменяется; есть момент, когда выносливость увеличивается, а потом идёт на спад. Существуют методы и программы развития выносливости. Это различные тренировки, имеющие  свои особенности. Естественно, что  слабо подготовленному человеку большие нагрузки тренировок не выдержать, поэтому методы применяют разные, иногда индивидуальные.

 

     

     1. Развитие выносливости у спортсменов 

     Выносливость  — это способность противостоять  физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

     Мерилом выносливости является время, в течение  которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах  физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время  преодоления заданной дистанции. В  игровых видах деятельности и  единоборствах замеряют время, в  течение которого осуществляется уровень  заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных  видах деятельности, связанных с  выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного  выполнения действия.  

     1.1 Общая и специальная выносливость

     Общая выносливость — это способность  длительно выполнять работу умеренной  интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще  называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными  компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая  экономизация.

     Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент  физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной  выносливости.  

     Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного  действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая  выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой  решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам  взаимодействия с другими физическими  качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная  выносливость и т.д.).

     Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

     Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно  обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или  низкой координационной выносливостью. 

     1.2 Факторы, обеспечивающие проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности.

     Проявление  выносливости в различных видах  двигательной деятельности зависит  от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической  экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.

     Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его  систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование  энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме.

     Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые  обеспечивают, определенную долю энергии  в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности  организма после работы любой  продолжительности и мощности, обеспечивая  быстрейшее удаление продуктов метаболического  обмена.

     Анаэробные  алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности  в упражнениях максимальной интенсивности  продолжительностью до 15—20 с.

     Анаэробные  гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения  работы, продолжающейся от 20 с до 5—6 мин.

     Факторы функциональной и биохимической  энономизации определяют соотношение  результата выполнения упражнения и  затрат на его достижение. Обычно экономичность  связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так  как энергоресурсы (субстраты) в  организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или  за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить  работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих  проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

     Экономизация  имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую  от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая  доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.

     Факторы функциональной устойчивости позволяют  сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных  сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность  человека сохранять заданные технические  и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

     Личностно-психические  факторы оказывают большое влияние  на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят  мотивацию на достижение высоких  результатов, устойчивость установки  на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые  качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть  неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

     Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно  воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62—0,75) обнаружены в статической выносливости; для  динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды  примерно одинаковы.

     Наследственные  факторы больше влияют на женский  организм при работе субмаксимальной  мощности, а на мужской — при  работе умеренной мощности.

     Специальные упражнения и условия жизни существенно  влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.

     Развитие  выносливости происходит от дошкольного  возраста до 30 лет (а к нагрузкам  умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается  с 14 до 20 лет.

     Задачи  по развитию выносливости. Главная  задача по развитию выносливости у  детей школьного возраста состоит  в создании условий для неуклонного  повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для  освоения в обязательных программах физического воспитания.

     Существуют  также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их — значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально  высокого уровня развития тех видов  и типов выносливости, которые  играют особенно важную роль в видах  спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.  

     2. Средства воспитания выносливости.

      

     Средствами  развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно  аэробного источника; интенсивность  работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

Информация о работе Развитие выносливости у спортсменов. Специальная выносливость. Выносливость у пловцов