Развитие выносливости у спортсменов. Специальная выносливость. Выносливость у пловцов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:21, реферат

Описание работы

Выносливость является важнейшим физическим качеством, отражающим общий уровень работоспособности человека и проявляющимся как в спортивной, так и в повседневной жизни. Выносливость нужно развивать для того, чтобы иметь способность к длительному перенесению каких-либо физических нагрузок, в общем, чтобы как можно дольше не утомиться. Выносливость, это как привычка - привычка тела к определённому количеству нагрузок. Зависимость выносливости естественно зависит от возраста человека, то есть с возрастом она изменяется; есть момент, когда выносливость увеличивается, а потом идёт на спад. Существуют методы и программы развития выносливости. Это различные тренировки, имеющие свои особенности. Естественно, что слабо подготовленному человеку большие нагрузки тренировок не выдержать, поэтому методы применяют разные, иногда индивидуальные.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Развитие выносливости у спортсменов……………………………………….4
1.1 Общая и специальная выносливость………………………………...………4
1.2 Факторы, обеспечивающие проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности………………………………………………………5
2. Средства воспитания выносливости………………………………….……….8
3. Методы воспитания выносливости…………………………………….…….13
3.1 Методика воспитания общей выносливости………………………………14
4. Методика воспитания анаэробной выносливости…………………….…….16
5. Особенности воспитания специфических типов выносливости…….……..18
5.1 Тесты, используемые для определения уровня развития выносливости...20
6. Выносливость у пловцов………………………………………………….….23
6.1 Оптимальные пути повышения физической работоспособности……..….23
6.2 Недопустимость большого объема тренировочной работы для детей…..24
6.3 Акцент на развитии общей выносливости…………………………………25
6.4 Выводы по развитию выносливости у юных пловцов…………………….26

Работа содержит 1 файл

Выносливость реферат.docx

— 44.03 Кб (Скачать)

     С практически здоровыми людьми работа осуществляется на скорости 1 км за 5—7 мин. Для людей, имеющих хорошую  физическую подготовку, скорость колеблется в пределах 1 км за 3,5— 4 мин. Продолжительность  работы от 30 до 60—90 мин.

     В занятиях с тренированными людьми используют метод переменного упражнения. Сущность этого метода заключается в изменении  скорости на отдельных участках и  во включении спуртов и ускорений  на отдельных участках дистанции  в сочетании с равномерной  работой. Это позволяет осваивать  большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. Работу постепенно доводят до 120 мин, если в  этом есть необходимость. Переменная непрерывная  работа предъявляет более повышенные требования к сердечно-сосудистой системе, нежели равномерная. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен.

     Значительный  эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.

     Если  интенсивность работы выше критической (75—85% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд./мин, то повторная  работа дается тогда, когда ЧСС снижается  до 120—130 уд./мин. Длительность повторной  работы 1—1,5 мин, характер отдыха —  активный. Число повторений определяется возможностью поддержания достигнутого уровня МПК (3—5 повторений). Метод повторно-интервального  упражнения используется в работе только с достаточно квалифицированными спортсменами. Его применение свыше 2—3 месяцев  не рекомендуется 

     4. Методика воспитания анаэробной выносливости. 

       Воспитание выносливости путем  воздействия на анаэробные возможности  человека 

     Воспитание  выносливости путем воздействия  на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обеспечения  и характеризуется решением двух задач: 1) повышение мощности гликолитического (лактатного) механизма; 2) повышение  мощности креатинфосфатного (алактатного) механизма. Для этого используются основные и специально подготовительные упражнения соответствующей интенсивности. При этом применяются методы повторного и переменного интервального упражнения.

     К упражнениям, применяемым в качестве средств совершенствования гликолитического механизма, предъявляются следующие  требования. Работа должна выполняться  с интенсивностью 90—95% от максимальной мощности для данного отрезка  дистанции, продолжительность работы от 20 с до 2 мин (длина отрезков от 200 до 600 м в беге; от 50 до 200 м в  плавании). Число повторений в серии  для начинающих 2—3, для хорошо подготовленных 4—6. Интервалы отдыха между повторениями постепенно уменьшаются: после первого  — 5—6 мин, после второго — 3—4 мин, после третьего — 2—3 мин. Между сериями  должен быть отдых для ликвидации лактатного долга в 15—20 мин.

     К упражнениям, применяемым в качестве средств совершенствования креатинфосфатного  механизма, предъявляются следующие  требования. Интенсивность работы должна быть околопредельной (95% от максимума); продолжительность упражнений — 3—8 с (бег — 20—70 м, плавание — 10—20 м); интервалы  отдыха между повторениями — 2—3 мин, между сериями (каждая серия состоит  из 4—5 повторений) — 7—10 мин. Интервалы  отдыха между сериями заполняются  упражнениями очень низкой интенсивности, число повторений определяется исходя из подготовленности занимающихся.

     Развитие  аэробных и анаэробных возможностей сочетается между собой. Гликолиз зависит  от дыхательных возможностей и в  то же время сам является основой  для алактатного процесса. Исходя из этого в системе занятий  целесообразно планировать преимущественное развитие этих возможностей в следующей  последовательности: аэробные — лактатные  — алактатные. В процессе одного занятия решение задач на воспитание выносливости должно происходить в  обратном порядке.  
 

     5. Особенности воспитания специфических типов выносливости. 

     Анализ  литературных источников показывает, что в настоящее время можно  назвать свыше 20 типов специальной  выносливости.

     Скоростная  выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной  и максимальной мощности работ.

     Скоростная  выносливость в максимальной зоне обусловлена  функциональными возможностями  анаэробного креатинфосфатного  энергетического источника. Предельная продолжительность работы не превышает 15—20 с. Для ее воспитания используют интервальный метод. Часто используют прохождение соревновательной дистанции  с максимальной интенсивностью. В  целях увеличения запаса прочности  практикуют прохождение более длинной  дистанции, чем соревновательная, но опять же с максимальной интенсивностью.

     Скоростная  выносливость в зоне субмаксимальных  нагрузок в основном обеспечивается за счет анаэробно-гликолитического механизма  энергообеспечения и часто аэробного, поэтому можно говорить, что работа совершается в аэробно-анаэробном режиме. Продолжительность работы не превышает 2,5—3 мин.

     Основным  критерием развития скоростной выносливости является время, в течение которого поддерживаются заданная скорость либо темп движений.

     Силовая выносливость отражает способность  длительно выполнять силовую  работу без снижения ее эффективности. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, циклической  и смешанной.

     Для воспитания выносливости к силовой  работе используют разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые методом  повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления  до значительного утомления или  «до отказа», а также методом круговой тренировки. В тех случаях, когда хотят воспитать выносливость к силовой работе в статическом режиме работы мышц, используют метод статических усилий. Упражнения подбираются с учетом оптимального угла в том или ином суставе, при котором в специализируемом упражнении развивается максимум усилий.

     Одним из критериев, по которому можно судить о развитии силовой выносливости, является число повторений контрольного упражнения, выполняемого «до отказа»  с отягощением — 30— 75% от максимума.

     Координационная выносливость . Проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся  многообразием сложных технико-тактических  действий (спортивная гимнастика, спортивные игры, фигурное катание и т.п.).

     Методические  аспекты повышения координационной  выносливости достаточно разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинации, сокращают интервалы отдыха, повторяют  комбинации без отдыха между ними.

     Для воспитания выносливости в игровых  видах и единоборствах с учетом присущих этим видам характеристик  двигательной деятельности увеличивают  продолжительность основных упражнений (периодов, раундов, схваток), повышают интенсивность, уменьшают интервалы  отдыха. Например, чтобы добиться высокого уровня выносливости в баскетболе, можно поступить следующим образом. Время игры в баскетболе (2 х 20 мин) делят на 8 периодов по 5 мин. Игроки получают задание играть с высокой  интенсивностью. Постепенно с ростом тренированности игроков время  отдыха между периодами сокращается  и уменьшается число самих  периодов. 
 
 
 

     5.1 Тесты, используемые для определения уровня развития выносливости.

     Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения  выносливости.

     При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и  спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности  испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с  ходу), затем вычислить для каждого  из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.

     В практике физического воспитания в  основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.

     В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов: неспецифических (по их результатам  оценивают потенциальные возможности  спортсменов эффективно тренироваться  или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают  на степень реализации этих потенциальных  возможностей).

     К неспецифическим тестам определения  выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время выполнения теста  измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические  показатели (максимальное потребление  кислорода — МПК, частота сердечных  сокращений — ЧСС, порог анаэробного  обмена — ПАНО и т.п.).

     Специфическими  считают такие тесты, структура  выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

     Выносливость  конкретного спортсмена зависит  от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых  и т.д.). В этой связи следует  учитывать абсолютные и относительные  показатели выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных  учитываются. Предположим, что два  бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолютный показатель) можно  оценить уровни их скоростной выносливости как равные. Эта оценка будет справедлива  лишь в том случае, если максимальные скоростные возможности F max у них  тоже будут равными. Но если у одного из них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100 м за 14,5 с), чем у другого (100 м за15 с), то уровень развития выносливости у  каждого из них по отношению к  своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод: второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это  различие можно оценить по относительным  показателям. Наиболее известными в  физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.

     Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления  какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.

     Запас скорости З с = t a - t k ,

     где t n — время преодоления эталонного отрезка; t k — лучшее время на этом отрезке.

     Пример (В.И.Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 м (/ л ) ученика16 лет равно 14,0 с. Время  его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с" или 450 с, а среднее время  пробегания на 100 м ( t k ) в беге на 2000 м равно 450 : 20 = 22,5 с. Запас скорости в данном примере: 22,5 — 14,0 = 8,5 с. Чем  меньше З с , тем выше уровень развития выносливости. Подобным образом можно  оценить запас скорости в плавании, лыжных гонках, при езде на велосипеде и других циклических видах спорта.

     Индекс  выносливости ( T . Cureton , 1951) — это  разность между временем преодоления  длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал  бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.

     Индекс  выносливости    = / — t k x п, где / — время преодоления какой-либо длинной дистанции; t k — время  преодоления короткого (эталонного) отрезка; и — число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

Информация о работе Развитие выносливости у спортсменов. Специальная выносливость. Выносливость у пловцов