Развитие физических качеств волейболист

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: подбор средств и методов для эффективного развития физических качеств волейболистов.
Задачи: 1 определение физической подготовленности учащихся.
2 развитие физических качеств.
3 эффективность применения физических упражнений
для развития физических качеств.
Исходя из цели, я определил объект и предмет исследования.

Работа содержит 1 файл

курсовая развитие физ качеств волейболист пед.1.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

   

1.2. Сила, средства и методы ее воспитания

 

Сила- это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

  Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие ''сила''. Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают различные факторы, вклад которых в каждом конкретно случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные, 2) центрально-нервные, 3) личностно-психические, 4) биомеханические, 5) биохимические, 6) физиологические факторы, а так же различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

  К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон, активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество мышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности эффекторных импульсов, посылаемым к мышцам, в координации их сокращения и расслабления, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

  От  личностно психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а так же эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное  влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирование периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.

  Различают  собственно силовые способности  и их соединения с другими  физическими способностями (скоростно-силовые,  силовая ловкость, силовая выносливость).

  Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно медленных сокращения мышц, в упражнениях, с около предельными, предельными отягощениями (например, при приседании со штангой достаточно большого веса). 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длинны мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу.

  Собственно  силовые способности характеризуются  большим мышечным напряжениям  и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах  работы мышц. Они определяются  физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.

  Скоростно-силовые способности характеризуются не предельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей предельной величены. Они проявляются и в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (отталкивание в прыжках в длину, высоту, финальное усилие при метании снарядов). При этом чем значительнее отягощение, тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента.        

  К  скоростно-силовым способностям  относят: 1) быструю силу она характеризуется  не предельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, недостающей предельной величины. 2) взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях).

  Взрывная  сила характеризуется двумя компонентами: стартовая сила- это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила- способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условии их начавшегося сокращения.

Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость.

  Силовая  ловкость проявляется там, где  есть сменный характер режима  работы мышц, меняющиеся и непредвиденные  ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.).

  В  физическом воспитании и на  спортивной тренировке для оценки  степени развития собственно  силовых способностей различают  абсолютную силу- это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении независимо от массы тела. Относительная сила- это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 килограмм собственного веса.

  Самыми  благоприятными периодами развития  силы у мальчиков и юношей  от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек  и девушек от 11-12 до 15-16 лет.

Средства  воспитания силы

 

Средствами  развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют  увеличение степени увеличения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

  Основные  средства:

  1. упражнения с весом внешних предметов
  2. упражнения, отягощенные весом собственного тела
  3. устройства с использованием тренажерных устройств общего типа
  4. рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антогонистов.
  5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения). В которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий, без использования внешних предметов в сопротивлении.

  Дополнительные  средства:

  1. упражнения с использованием внешней среды
  2. упражнения с использованием упругих предметов
  3. упражнения с противодействием партнера

  Силовые  упражнения выбираются в зависимости  от характера задач воспитания  силы. 

Методы воспитания силы 

В практике физического  воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных  видов силовых способностей.

  Метод максимальных усилий. Предусматривает выполнение заданий связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, при необходимости обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений.

  Метод не предельных  усилий. Предусматривает использование не предельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения зависит количество повторений.

  Метод динамических  усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения по средствам работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнения при этом выполняются с полной амплитудой. Его применяют при развитии быстрой силы.

  ''Ударный'' метод. Предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударного воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц, (спрыгивания с возвышения с последующим прыжком вверх или в длину).

  Метод статических  (изометрических) усилий. В зависимости от задач, применяются различные по величине изометрических напряжений. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление.

  Статодинамический  метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц: изометрического и динамического. Применяют изометрические упражнения 2-6 секунд с последующей динамической работой.

  Метод круговой  тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, что бы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц.

  Игровой метод.  Предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма.

  Педагог  по физической культуре и спорту  всегда должен творчески подходить  к выбору методов воспитания  силовых способностей занимающихся, учитывая природный, индивидуальный  уровень их развития и требования, предусмотренные программа по физическому воспитанию и характером соревновательной деятельности. 

1.3. Быстрота, средства и методы ее развития 

Под скоростными  способностями (быстротой) понимаются возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость единичного движения, частота (темп) движений. Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на 2 группы простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал называется простой реакцией. Время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 секунды.

  Сложные  двигательные реакции встречаются  в видах спорта, характеризующихся  постоянной и внезапной сменой  ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт  и др.). Большинство сложных двигательных  реакций в физическом воспитании  и спорте  это реакции ''выбора'' (когда из нескольких возможных действий требуется выбрать одно, адекватное данной ситуации).

  В  различных видах деятельности  элементарные формы проявления  скоростных способностей выступают  в различных ситуациях и в  совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей, к ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимально возможную скорость и способность длительно поддерживать ее.

  Способность  как можно быстрее набрать  максимальную скорость определяют  по фазе стартового разгона  или стартовой скорости. В среднем  это время составляет 5-6 секунд. Способность  как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

  В  играх и единоборствах есть  еще одно специфическое проявление  скоростных качеств - быстрота  торможения, когда в связи с  изменением ситуации необходимо мгновенно остановится, и начать движение в другом направлении.

  Проявление  форм быстроты и скорости движений  зависит от целого ряда факторов: 1) состояние центральной нервной  системы и нервно-мышечного аппарата, 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. соотношение быстрых и медленных волокон), 3)силы мышц, 4) способность мышц переходить из напряженного состояния в расслабленное, 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах, 7) способности к координации движений при скоростной работе, 8) биологического режима жизнедеятельности организма, 9) возраста и пола, 10) скоростных природных способностей человека.

  С  физиологической точки зрения  быстрота реакции зависит от  скорости протекания следующих  фаз: 1) возникновение возбуждения в рецепторе участвующем в восприятии сигнала, 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему, 3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и информирования эфферентного сигнала, 4) проведение эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышцам, 5) возбуждение мышцы и проявления в них механизма активности.

Информация о работе Развитие физических качеств волейболист