Развитие анаэробной алактатной выносливости

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить развитие анаэробной алактатной выносливости
Задачи:
1. Выявить, по данным современной научно-методической литературы основные проблемы и противоречия в процессе анаэробной алактатной выносливости у волейболистов.
2. Определить (по литературным данным) эффективные методы развития анаэробной алактатной выносливости у данной группы людей и информативные показатели для ее оценки.
3. Определить оптимальное соотношение физических упражнений различной направленности, обеспечивающее положительную динамику состояния занимающихся.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Методика развития анаэробной алактатной выносливости…………
1.1 Средства развития анаэробной алактатной выносливости………………..
1.2 Методы воспитания анаэробной алактатной выносливости…………….
1.3 Особенности процесса воспитания анаэробной алактатной выносливости у волейболистов…………………………………………………………………
Глава 2. Программа развития анаэробной алактатной выносливости………
2.1 Характеристика школьного возраста 14-17 лет…………………………...
2.2 Конспект урока по развитию анаэробной алактатной выносливости…...
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

УралГУФК Развитие анаэробной алактатной выносливости.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Коэффициент выносливости = t : t k,

где t — время преодоления всей дистанции;

t k — лучшее время на эталонном отрезке.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (напри­мер, количество повторений теста с отягощением) нужно соот­носить с уровнем максимальной силы в этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеха­нические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания об­щего центра масс в движении и т.п. (М.А. Годик, 1988). Сравнива­ют их значения в начале, середине и конце упражнений. По вели­чине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изме­няются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.

 


Глава 2. Программа развития анаэробной алактатной выносливости

 

2.1 Характеристика школьного возраста 14-17 лет

 

Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые требования к качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.

Одним из основных критериев биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается поясничный, а медленнее - шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами.

У старших школьников рост тела в длину замедляется (у некоторых заканчивается). Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у старших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены [6].

К 14-15 годам мышцы по своим функциональным свойствам уже мало отличаются от мышц взрослого человека. Происходит параллельное развитие мышц верхних и нижних конечностей. Вес мышц мальчиков в 12 лет составляет 29, 4% веса тела, в 15 лет - 33, 6%. Увеличивается абсолютная и относительная сила мышц. Наибольший прирост силовых показателей мышечных групп наблюдается в период от 13 до 15 лет.

Учитывая, что силовые возможности детей невелики, воспитание силы в этом возрасте целесообразно осуществлять осторожно, используя кратковременные силовые напряжения динамического и отчасти статического характера. Основное внимание должно быть сосредоточено на укреплении мышечных групп всего двигательного аппарата, особенно слаборазвитых мышц живота, косых мышц туловища, отводящих мышц верхних конечностей, мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц ног.

У подростков 11-14 лет увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает ударный объем, уменьшается частота дыхания и пульса. Так, у 13-летних частота пульса в покое равна 70 уд/мин, а при работе значительно увеличивается до 190-200 уд/мин. Кровяное давление у детей обычно ниже, чем у взрослых. К 11-12 годам оно равняется 107/70 мм рт. ст., к 13-15 годам - 117/ 73 мм рт. ст.

Организм подростков быстро настраивается на работу. Это объясняется большой подвижностью нервных процессов, поэтому разминка в занятиях должна занимать не более 8-10 мин.

Таким образом, в возрасте 11-14 лет организм мальчиков в основном сформировался, что дает возможность постепенно переходить к углубленной спортивной тренировке [5].

К 13-15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора, которое особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит не равномерно. Прежде всего, развиваются быстрота и ловкость движений. Наиболее значительные темпы увеличения показателей гибкости в движениях, совершаемых с участием крупных звеньев тела (например, в предельных наклонах туловища), наблюдаются, как правило, до 13-14летнего возраста. Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять упражнений, направленно воздействующих на гибкость, начинают значительно уменьшаться уже в юношеском возрасте [9].

Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно увеличивается сила с 10-12 до 13-15 лет. У девочек прирост силы происходит несколько раньше, с 10-12 лет, а у мальчиков - с 13 -14. Тем не менее, мальчики по этому показателю во всех возрастных группах превосходят девочек, но особенно четкое различие проявляется в 13-14лет.

Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.

У подростков и юношей после мышечной нагрузки наблюдаются лимфоцитарный и нейтрофильный лейкоцитозы, и некоторые изменения в составе красной крови. У 15-18летних школьников интенсивная мышечная работа сопровождается увеличением количества эритроцитов на 12-17%, гемоглобина на 7%. Это происходит главным образом за счет выхода депонированной крови в общий кровоток. Под воздействием физической нагрузки изменяется секреция гормонов коры надпочечников. Наблюдения показали, что после тренировки с силовыми нагрузками у юных спортсменов увеличивается экскреция (выделение с мочой) гормонов коркового слоя надпочечников.

Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) выше всего у подростков и юношей, занимающихся циклическими видами спорта.

С возрастом повышается устойчивость к недостатку кислорода в крови (гипоксемия). Наименьшей устойчивостью отличаются дети младшего школьного возраста. К 13-14 годам отдельные ее показатели достигают уровня 15-16-летних подростков, а по скорости восстановления даже превышают их.

У подростков и юношей быстрее, чем у взрослых снижается содержание сахара в крови. Это объясняется не только меньшей экономичностью в расходовании энергетических ресурсов, но и совершенствованием регуляции углеводного обмена, выражающимся в недостаточной мобилизационной способности печени к выделению сахара в кровь.

Абсолютных запасов углеводов у подростков и юношей также меньше, чем у взрослых. Поэтому возможность длительной работы подростками и юношам ограничена.

Одним из наиболее информативных показателей работоспособности организма, интегральным показателем дееспособности основных энергетических систем организма, в первую очередь, сердечно-сосудистой и дыхательной, является величина максимального потребления кислорода.

С возрастом, по мере роста и формирования организма, повышаются как абсолютные, так и относительные размеры сердца. Важным показателем работы сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом ЧСС понижается. В 14-15 лет она приближается к показателям взрослых и составляет 70-78 уд/мин. ЧСС также зависит от пола: у девочек пульс несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста. При постепенном снижении пульса увеличивается систолический объем (СО). В 13-16 лет СО составляет 50-60 мл.

У подростков с низкими показателями физического развития биологический возраст может отставать от паспортного на 1-2 года, а у подростков с высоким физическим развитием опережать на 1-2 года [11].

2.2 Конспект урока по развитию анаэробной алактатной выносливости

 

Цели и задачи:

1. Оздоровительная:

- Укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие на основе требований программы физического развития.

2. Образовательные:

- Обучать передаче мяча двумя руками сверху в прыжке.

- Совершенствование приема мяча от сетки.

- Совершенствовать нападающий удар.

3. Воспитательные:

- Воспитание у детей дисциплины и любви к занятиям физической культурой.

- Воспитание ловкости, меткости, согласованности действий.

Инвентарь: Волейбольные мячи.

Ход урока

Частные задачи

Содержание

Дозировка

О. М. У.

Организовать занимающихся.

Подготовить организм к основной части занятия.

Подготовить кисти,  пальцы, суставы к работе с мячом.

Разогреть мышцы ног.

Совершенствовать передачу мяча.

 

Подготовительная часть

1. Построение, сдача рапорта.

Сообщение задач урока.

2. Ходьба с подбрасыванием мяча впереди:

- спиной, вперед

- приставным шагом правым и левым боком

3. Бег с подбрасыванием мяча

- с высоким подниманием бедра, мяч держим в согнутых руках впереди.

- с захлестывание голени

мяч держим сзади

4. Прыжки: – на правой

- на левой

- на обеих

5. Подвижная игра

“Не дай мячу упасть”

Команды располагаются в кругах. По свистку игра начинается и по свистку игра заканчивается.

Задача игроков – не давать мячу коснуться пола, как можно дольше продержать его в воздухе. Как только мяч коснулся пола, в чей ни будь команде, так учитель останавливает игру.

10 мин.

1 мин

 

10 р

 

10 р

10 р

 

 

10 р

 

 

10 р

 

10 р

10 р

10 р

 

 

Обратить внимание на внешний вид.

Слушаем внимательно задание, соблюдать дистанцию.

Дыхание не задерживать, следить за мячом, коленями задеваем мяч.

захлестывать больше

выпрыгиваем вверх

Класс разделить на 2-3 команды

Перед игрой следует напомнить технику передачи мяча. Побеждает команда, дольше удерживавшая мяч.

 

Разогреть, мышцы спины, рук, усовершенствовать прием и передачу мяча.

 

 

Усовершенствовать нападающий удар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование приема мяча снизу и передача его игрокам задом.

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать технику игры.

Основная часть

1. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке.

27 мин.

6 мин

 

Ученики построены в колонны.

Девочки и мальчики отдельно выполняют.

Выполнить передачи над собой, выпрыгнуть вторую передачу сделать через сетку своему партнеру в прыжке.

Передачу в прыжке выполнить точно и в наивысшей точке.

2. Нападающий удар после передачи партнера

7-8 мин.

Класс делится пополам. Колонны выстраиваются на трехметровой линии. Один из команды у сетки, набрасывает мячи. Остальные выполняют нападающий удар, подбирают мяч свой и передают его следующему, сам становится в конец колонны. Мячи у игроков в колонне. Они передают мяч игроку, у сетки получают навесную передачу удара и выполняют нападающий удар.

3. Прием мяча от сетки

3 мин.

Построение в две шеренги лицом к сетке, первая шеренга – в 1, 5 м от сетки, вторая в 2 м.

Игроки второй шеренги подают мяч в сетку, а игроки первой шеренги производят прием и передачу назад игрокам второй шеренги. По команде учителя игроки меняются местами. Стараться выполнять передачи мяча точнее.

Учебная игра

10 мин.

Условия игры; подача мяча в зону 6. Прием подачи игрокам зоны 6, передача в зону 3, из зоны 3 навесные передачи для атаки в зоны 2 или 4. Из зоны 2 или 4 нападающий удар.

 

Успокоить и восстановить занимающихся.

Заключительная часть

Построение.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

3 мин.

 

 

Анализ наиболее встречающихся ошибок.

Выполнение подъема туловища из исходного положения, лежа на спине и сгибание разгибание рук в упоре лежа (отжимание).

 


Заключение

 

Упражнения аэробно-анаэробной направленности наилучшим образом способствуют улучшению сердечной деятельности атлета. Последнее, в свою очередь, приводит к увеличению максимального потребления кислорода, являющегося основным показателем общей выносливости спортсмена. 

Функциональной подготовке бойца хортинга должно отводиться значительное место на первом этапе подготовительного периода. В это время закладываются основы общей выносливости спортсмена. Единоборцы высокой квалификации должны сравнительно легко пробегать кросс 6-10 км в равномерном темпе. Длительный непрерывный бег способствует также тренировке волевых качеств спортсмена. На общеподготовительном этапе целесообразно широко использовать «работу на дороге», заключающуюся в длительном беге с разной скоростью по пересеченной местности (лучше в лесу) и чередовании бега с различными общеразвивающими и специальными упражнениями. Такая тренировка носит аэробно-анаэробный характер. Во время спуртов и ускорений происходит активизация анаэробных реакций в организме атлета. Образовавшиеся продукты анаэробного распада способствуют стимуляции аэробных процессов и более быстрому их развертыванию в периоды умеренной «работы на дороге». 

Установлено, что дыхательные возможности спортсменов относительно малоспецифичны и не зависят от вида упражнений. Однако следует учитывать, что перенос общей выносливости имеет место лишь в сходных по характеру выполнения тренировочной работы упражнениях. 

Под специальной выносливостью в спорте понимается выносливость атлета по отношению к специфической (соревновательной) деятельности. В хортинге специальная выносливость обуславливается силовой и скоростной выносливостью. 

Скоростная выносливость единоборца проявляется в способности в течение всего поединка многократно выполнять быстрые движения. Развитие скоростной выносливости зависит от способности организма к алактатному и гликолитическому обеспечению мышечной деятельности в анаэробных условиях. исходя из этого, необходимо отметить, что для развития скоростной выносливости у бойцов хортинга целесообразно широко применять интервальный метод. 

Для повышения алактатной способности многократно чередуются кратковременные спурты, выполняемые с максимальной скоростью, и работа в среднем и низком темпе. Так, например, во время упражнений на легких снарядах или со скакалкой через каждые 20-25 секунд выполняются 10-15 секундные ускорения в работе. 

В конце раунда пульс должен быть в пределах 150-180 уд/мин, а после 1-2 минутного отдыха - не ниже 130 уд/мин. 

Информация о работе Развитие анаэробной алактатной выносливости