Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:06, курсовая работа
Цель: изучить развитие анаэробной алактатной выносливости
Задачи:
1. Выявить, по данным современной научно-методической литературы основные проблемы и противоречия в процессе анаэробной алактатной выносливости у волейболистов.
2. Определить (по литературным данным) эффективные методы развития анаэробной алактатной выносливости у данной группы людей и информативные показатели для ее оценки.
3. Определить оптимальное соотношение физических упражнений различной направленности, обеспечивающее положительную динамику состояния занимающихся.
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Методика развития анаэробной алактатной выносливости…………
1.1 Средства развития анаэробной алактатной выносливости………………..
1.2 Методы воспитания анаэробной алактатной выносливости…………….
1.3 Особенности процесса воспитания анаэробной алактатной выносливости у волейболистов…………………………………………………………………
Глава 2. Программа развития анаэробной алактатной выносливости………
2.1 Характеристика школьного возраста 14-17 лет…………………………...
2.2 Конспект урока по развитию анаэробной алактатной выносливости…...
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..31
Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обеспечения и характеризуется решением двух задач:
1) повышение мощности гликолитического (лактатного) механизма;
2) повышение мощности креатинфосфатного (алактатного) механизма. Для этого используются основные и специально подготовительные упражнения соответствующей интенсивности. При этом применяются методы повторного и переменного интервального упражнения.
К упражнениям, применяемым в качестве средств совершенствования гликолитического механизма, предъявляются следующие требования. Работа должна выполняться с интенсивностью 90—95% от максимальной мощности для данного отрезка дистанции, продолжительность работы от 20 с до 2 мин (длина отрезков от 200 до 600 м в беге; от 50 до 200 м в плавании). Число повторений в серии для начинающих 2—3, для хорошо подготовленных 4—6. Интервалы отдыха между повторениями постепенно уменьшаются: после первого — 5—6 мин, после второго — 3—4 мин, после третьего — 2—3 мин. Между сериями должен быть отдых для ликвидации лактатного долга в 15—20 мин.
К упражнениям, применяемым в качестве средств совершенствования креатинфосфатного механизма, предъявляются следующие требования. Интенсивность работы должна быть околопредельной (95% от максимума); продолжительность упражнений — 3—8 с (бег — 20—70 м, плавание — 10—20 м); интервалы отдыха между повторениями — 2—3 мин, между сериями (каждая серия состоит из 4—5 повторений) — 7—10 мин. Интервалы отдыха между сериями заполняются упражнениями очень низкой интенсивности, число повторений определяется исходя из подготовленности занимающихся.
Развитие аэробных и анаэробных возможностей сочетается между собой. Гликолиз зависит от дыхательных возможностей и в то же время сам является основой для алактатного процесса. Исходя из этого в системе занятий целесообразно планировать преимущественное развитие этих возможностей в следующей последовательности: аэробные — лактатные — алактатные. В процессе одного занятия решение задач на воспитание выносливости должно происходить в обратном порядке.
Основными методами развития общей выносливости являются:
1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;
2) метод повторного интервального упражнения;
3) метод круговой тренировки;
4) игровой метод;
5) соревновательный метод.
Для развития специальной выносливости применяются:
1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);
2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);
3) соревновательный и игровой методы.
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.
Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т. п.
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1—3 мин (иногда по 15—30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение «упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6—10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.
Соревновательный метод предусматривает использование различных соревнований в качестве средства повышения уровня выносливости занимающегося. Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.
В тренировках целесообразно использовать разнообразные прыжковые упражнения, чтобы не было однотонной физической работы, которая угнетает психику спортсмена. Кроме этого, разнообразность не позволяет проявлять пассивность при выполнении упражнений.
Метод прыжковой подготовки – повторный, который имеет две разновидности:
а) многократное преодоление непредельного сопротивления с предельной скоростью сокращения мышц (максимальные мышечные усилия в короткое время);
б) многократное повторение непредельного сопротивления с непредельным числом повторений (сила мышечных усилий – прыжки с отягощением и без отягощения; за счет сгибания ног в коленных суставах – 120°, 90°, 45° и т.д.).
Варьируя компоненты физической нагрузки, можно добиться различного тренировочного эффекта при выполнении одного и того же упражнения.
Пример:
— имитация блока после перемещения (приставной шаг вправо – прыжок, влево — прыжок и т.д.) со следующими дозировками:
- продолжительность одной серии — 15—20 с;
- интенсивность — без пауз между прыжками;
- отдых между сериями – 1-2 мин;
- количество серий — 5—6.
Исходя из особенностей физиологических сдвигов, вызываемых в организме, данная прыжковая нагрузка оказывает анаэробно-алактатное воздействие, то есть энергообеспечение этого вида работы идет за счет быстрых механизмов энергообразования, время действия каждого на высоком уровне до 15—20 с (нагрузка скоростно-силового характера). В приведенном примере количество серий и интервалы отдыха оптимальны, то есть упражнение выполняется не на фоне утомления — совершенствуется прыгучесть.
Увеличив продолжительность упражнения до 30-40 с и количество серий до 6—8, мы получим усилие анаэробных процессов энергообразования, в особенности гликолиза, который функционирует при работе на специальную выносливость (в нашем примере — прыжковая выносливость). Паузы отдыха увеличиваются до снижения пульса до 120-130 уд/мин.
Для совершенствования прыгучести особое внимание рекомендуется уделять развитию силы в соответствии со структурой движения и характером нервно-мышечной деятельности в каждом виде прыжков.
В целенаправленной тренировке главной задачей является специальная подготовка: укрепление мышц-разгибате- лей коленного, тазобедренного суставов и сгибателей стопы.
В практике волейбола выделяют две основные группы упражнений, способствующих совершенствованию прыгучести.
1 группа — прыжковые упражнения общего воздействия с отягощением и без отягощения (неспецифические упражнения).
2 группа — прыжковые упражнения структурно-тождественные соревновательному прыжку (специфические упражнения).
Неспецифические упражнения используются, в основном, на этапе ОФП и частично на втором этапе подготовительного периода; специфические — на втором и на предсоревновательном этапах подготовки и в соревновательном периоде.
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.
В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время (табл. 1).
В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов [1]: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).
К неспецифическим тестам определения выносливости относят:
1) бег на тредбане;
2) педалирование на велоэргометре;
3) степ-тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.).
Таблица 1
Оценка выносливости по 6-минутному бегу (по Г.П.Богданову)
Классы
| По пробегаемой дистанции, м
| По времени бега, с
| ||||||
Мальчики
| Девочки
| Дистанция, м*
| ||||||
Удовлетворительно | Хорошо
| Отлично
| Удовлетворительно
| Хорошо
| Отлично
| Мальчики
| Девочки
| |
I
| 830
| 930
| 1030
| 800
| 890
| 980
| 900
| 900
|
II
| 1000
| 1100
| 1290
| 850
| 950
| 1050
| 1100
| 950
|
III
| 1070
| 1160
| 1250
| 970
| 1070
| 1160
| 1150
| 1050
|
IV
| 1070
| 1200
| 1320
| 900
| 1040
| 1170
| 1200
| 1050
|
V
| 960
| 1100
| 1230
| 920
| 1020
| 1120
| 1100
| 1050
|
VI
| 1090
| 1200
| 1310
| 1000
| 1110
| 1200
| 1200
| 1100
|
VII
| 1170
| 1290
| 1400
| 980
| 1080
| 1180
| 1300
| 1100
|
VIII
| 1150
| 1260
| 1370
| 910
| 1010
| 1120
| 1300
| 1100
|
IX
| 1330
| 1430
| 1530
| 960
| 1050
| 1140
| 1400
| 1050
|
X
| 1330
| 1430
| 1530
| 1120
| 1180
| 1240
| 1450
| 1150
|
Указанная в таблице дистанция оценивается по времени бега следующим образом: отлично — 5 мин 20 с, хорошо — 6 мин, удовлетворительно — 6 мин 40 с.
Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.
Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных учитываются. Предположим, что два бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолютный показатель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как равные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные скоростные возможности Vmax у них тоже будут равными. Но если у одного из них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100 м за 14,5 с), чем у другого (100 м за 15 с), то уровень развития выносливости у каждого из них по отношению к своим скоростным возможностям неодинаков.
Вывод: второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.
Запас скорости (Н.Г.Озолин, 1959) определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.
Запас скорости 3c = t n - t k
где t n — время преодоления эталонного отрезка;
t k — лучшее время на этом отрезке.
Индекс выносливости (T.Cureton, 1951) — это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.
Индекс выносливости = t — t k х п,
где t — время преодоления какой-либо длинной дистанции;
t k — время преодоления короткого (эталонного) отрезка;
п — число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.
Коэффициент выносливости (Г. Лазарев, 1962) — это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.
Информация о работе Развитие анаэробной алактатной выносливости