Развитие анаэробной алактатной выносливости

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить развитие анаэробной алактатной выносливости
Задачи:
1. Выявить, по данным современной научно-методической литературы основные проблемы и противоречия в процессе анаэробной алактатной выносливости у волейболистов.
2. Определить (по литературным данным) эффективные методы развития анаэробной алактатной выносливости у данной группы людей и информативные показатели для ее оценки.
3. Определить оптимальное соотношение физических упражнений различной направленности, обеспечивающее положительную динамику состояния занимающихся.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Методика развития анаэробной алактатной выносливости…………
1.1 Средства развития анаэробной алактатной выносливости………………..
1.2 Методы воспитания анаэробной алактатной выносливости…………….
1.3 Особенности процесса воспитания анаэробной алактатной выносливости у волейболистов…………………………………………………………………
Глава 2. Программа развития анаэробной алактатной выносливости………
2.1 Характеристика школьного возраста 14-17 лет…………………………...
2.2 Конспект урока по развитию анаэробной алактатной выносливости…...
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

УралГУФК Развитие анаэробной алактатной выносливости.doc

— 153.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….

Глава 1. Методика развития анаэробной алактатной выносливости…………

1.1 Средства развития анаэробной алактатной выносливости………………..

1.2 Методы воспитания анаэробной алактатной выносливости…………….

1.3 Особенности процесса воспитания анаэробной алактатной выносливости у волейболистов…………………………………………………………………

Глава 2. Программа развития анаэробной алактатной выносливости………

2.1 Характеристика школьного возраста 14-17 лет…………………………...

2.2 Конспект урока по развитию анаэробной алактатной выносливости…...

Заключение………………………………………………………………………

Список использованных источников…………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная проблема в наше время очень актуальна, т.к. выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности.

Время, в которое мы живем, требует от всех нас высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности - качества, для воспитания которых вряд ли можно обойтись без физической культуры. Долгое время роль и значение выносливости, одного из основных, наряду с силой, гибкостью и быстротой, физических качеств человека недооценивались, оставались нераскрытыми. Забывалось, что планомерно, систематически и настойчиво развивать выносливость должен не только стайер, мечтающий о победах на длинных дистанциях (да и вообще любой без исключения спортсмен), но и каждый разумный человек с тем, чтобы:

1. Заложить основу крепкого здоровья - укрепить сердце и улучшить физическую подготовленность - приобрести способность выполнять повседневные обязанности энергично и четко, не испытывая при этом чрезмерной усталости, создать резервы высокой работоспособности;

2. Улучшить обмен веществ, нормализовать вес тела;

3. Укрепить нервную систему, зарядиться оптимизмом и хорошим настроением;

4. Продлить активную жизнь и добиться творческого долголетия.

Не случайно тысячи лет условием выживания наших предков являлась именно выносливость. Добывание пищи, защита от врагов, а затем примитивная трудовая деятельность были связаны с почти непрерывной на протяжении дня мышечной работой. В процессе эволюции человек, его нервная и гормональная системы, обмен веществ приспособились к напряженной физической работе. Чтобы оставаться здоровым, двигательная активность человеку столь же необходима, как еда, отдых, сон.

Под воздействием упражнений на выносливость, таких, как ускоренная ходьба, бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, разные виды гребли, в организме происходит глубокая перестройка, обеспечивающая возможность противостоять утомлению и переносить самые различные нагрузки - физические, эмоциональные, умственные. Конечно, было бы наивно искать связь между, скажем, работоспособностью токаря, педагогическим мастерством учителя, достижениями исследователя и их показателями в беге или плавании. Но следует знать, что, развивая выносливость, человек укрепляет свое здоровье, а это является важным условием для успешной деятельности в любой области.

Цель: изучить развитие анаэробной алактатной выносливости

Задачи:

1. Выявить, по данным современной научно-методической литературы основные проблемы и противоречия в процессе анаэробной алактатной выносливости у волейболистов.

2. Определить (по литературным данным) эффективные методы развития анаэробной алактатной выносливости у данной группы людей и информативные показатели для ее оценки.

3. Определить оптимальное соотношение физических упражнений различной направленности, обеспечивающее положительную динамику состояния занимающихся.


Глава 1. Методика развития анаэробной алактатной выносливости

 

1.1 Средства развития анаэробной алактатной выносливости

 

Выносливость тесно связана с уровнем развития механизмов энергетического обеспечения: алактатным анаэробным, лактатным анаэробным и аэробным. Первые два могут действовать без участия кислорода, последний при его участии.

Алактатный анаэробный механизм отличается наибольшей подвижностью. Максимальной интенсивности он может достичь уже через 2 сек. после начала интенсивной мышечной работы. Для алактатного анаэробного механизма характерна и наивысшая мощность, значительно превосходящая мощность других процессов энергообеспечения.

Метаболическая емкость этого процесса невысока; ее хватает лишь на выполнение работы с максимальной интенсивностью в течение 6 – 7 сек.

Лактатный анаэробный механизм значительно уступает алактатному. Максимальной интенсивности он может достичь через 20 – 30 сек. после начала работы. Его максимальная мощность приблизительно в 2 раза ниже по сравнению с алактатным процессом. Однако лактатный анаэробный механизм значительно превосходит алактатный по своей метаболической емкости – у тренированных спортсменов при напряженной мышечной работе он обеспечивает энергией в течение 40 сек. и более.

Аэробный процесс – это основной механизм энергообеспечения организма. Он функционирует на протяжении всей жизни, не прекращаясь ни на минуту. Если мышцы в определенных условиях (например, при напряженной мышечной работе) могут обеспечивать себя энергией за счет анаэробных процессов, то такие органы, как мозг, сердце и некоторые другие, получают энергию исключительно за счет аэробных процессов. В отличие от анаэробных деятельность аэробного механизма не сопровождается накоплением в организме промежуточных продуктов обмена. Главными недостатками аэробного процесса являются его малая подвижность и сравнительно невысокая мощность. Эти недостатки имеют общую основу: они зависят от возможностей систем, обеспечивающих поступление в организм кислорода и его транспортировку к работающим мышцам. У хорошо тренированного спортсмена, предварительно выполнившего разминку, поступление в организм кислорода и, следовательно, мощность аэробного процесса достигают своего максимума через 40 – 60 сек. работы. По максимальной мощности аэробный процесс значительно уступает анаэробным. Что же касается его метаболической емкости, то она неизмеримо выше.

Кратковременные упражнения самой высокой интенсивности (приблизительно до 10 сек.) обеспечиваются энергией преимущественно за счет алактатного анаэробного механизма. В упражнениях продолжительностью до 2 – 3 мин. основную долю энергии дает анаэробный лактатный механизм. Дальнейшее увеличение продолжительности работы снижает значимость анаэробных процессов и повышает роль аэробных.

В соответствии с тремя основными механизмами энергообеспечения различают три компонента выносливости: алактатный анаэробный, лактатный анаэробный, аэробный, каждый из которых определяется уровнем развития соответствующего механизма энергообеспечения.

Все упражнения, применяемые в тренировке велосипедиста, оказывают преимущественное влияние на какой-то один механизм энергообеспечения. В зависимости от физиологического воздействия на организм упражнения по направленности можно разделить на пять основных групп (Н. И. Волков):

(Максимальный пульс можно высчитать 220 минус возраст. Это число, и будет равно 1. 0. Следуя этим вычислениям получаем в скобках)

1) алактатной анаэробной (от 1 до 1, 06);

2) лактатной (гликолитической) анаэробной: пульс 180 – 200 уд/мин и более (0, 94 до 1);

3) аэробно-анаэробной: пульс 150 – 190 уд/мин (0, 89 до 0, 93);

4) аэробной: пульс 130 – 150 уд/мин (0, 82 до 0, 88);

5) анаболической направленности (больше 130 уд. мин. до 0, 81)

Увеличивать возможности алактатного анаэробного механизма можно с помощью сравнительно небольшого числа методических приемов, тогда как добиться достаточно высокого развития лактатного анаэробного и особенно аэробного механизма можно только используя разнообразные методические приемы. Каждый конкретный метод тренировки совершенствует механизмы преобразования энергии, воздействуя преимущественно на какой-то один из факторов, определяющих возможности этих процессов.

Анаэробные возможности, и прежде всего алактатные, обладают высокой специфичностью, т. е. в наибольшей степени проявляются в том виде работы, которую спортсмен выполнил во время специальной тренировки. Это связано с тем, что основные факторы, определяющие возможности анаэробных механизмов, имеют преимущественно внутримышечную природу. Поэтому для их совершенствования надо использовать в основном специальную работу, т. е. работу на велосипеде.

Кроме того, выносливость спортсмена (как аэробный, так и анаэробный компоненты) зависит от энергозатрат на единицу работы, т. е. от эффективности и экономичности спортивной техники, которая, в свою очередь, совершенствуется во время выполнения специальной работы.

Аэробные возможности определяются возможностями дыхательной, сердечно-сосудистой систем, кислородной емкостью крови и др. Они могут совершенствоваться под влиянием любых видов мышечной деятельности (бег, плавание, ходьба на лыжах).

При распределении тренировочных нагрузок по этапам годичного тренировочного цикла необходимо учитывать следующие общие правила. В основной части тренировочного занятия целесообразно использовать упражнения из одной группы, имеющие преимущественное воздействие на один компонент выносливости или смешанное воздействие.

Тренировочным занятиям алактатной анаэробной направленности, применяемой в основном в соревновательном периоде, т. е. после прохождения спортсменами соответствующей специальной подготовки, должна предшествовать небольшая по объему разминка.

Упражнения алактатной анаэробной направленности целесообразно использовать в тренировке 1 – 2 раза в неделю в конце подготовительного и начале соревновательного периода, не ранее чем за 1, 5 – 2 месяца до главных соревнований сезона. В этих упражнениях ЧСС достигает более 180 уд/мин, что требует от спортсмена значительных усилий и терпения.

После нескольких повторений упражнений этой направленности (особенно работы с сокращающимися интервалами отдыха) скорость с наступлением утомления обычно снижается, но и в этом состоянии спортсмен должен стремиться преодолеть отрезок дистанции по возможности быстрее. С повышением тренированности предусматривается уменьшение интервала отдыха или увеличение длины отрезка дистанции с сохранением первоначального интервала отдыха.

При нагрузке аэробно-анаэробной направленности, которая выполняется со второго этапа подготовительного периода, ЧСС достигает 160 – 190 уд/мин (при беге на лыжах, на коньках и т. д.).

Упражнения анаболической направленности выполняются велосипедистами главным образом в подготовительном периоде. Основная их задача – способствовать росту мышечной массы и силы спортсмена. К основным средствам тренировки анаболической направленности относятся упражнения со штангой, с гантелями, эспандерами и различными снарядами типа «геркулес». Широко используется в тренировке круговой метод, который предусматривает воздействие упражнений на различные группы мышц.

Наиболее целесообразное распределение тренировочных нагрузок по направленности в недельном цикле, например, соревновательного периода следующее:

1-й день – отдых или аэробная (легкая тренировка);

2-й день – алактатная или лактатная;

3-й день – специальная выносливость (наиболее интенсивная и объемная тренировка). Для спринтеров – алактатная, для преследователей – лактатная, для шоссейников – аэробно-анаэробная;

4-й день – аэробная (легкая тренировка);

5-й день – для спринтеров и преследователей – аэробно-анаэробная, для шоссейников – аэробная;

6-й день – аэробная (настрой на соревнования);

7-й день – специальная выносливость или соревнования.

Воздействие на организм самой интервальной тренировки различается в зависимости от продолжительности и интенсивности используемых упражнений. После ряда исследований оказалось, что наиболее благоприятное влияние на развитие аэробных возможностей оказывает интервальная тренировка с использованием трехминутных упражнений.

Длительная непрерывная работа оказывает на организм очень широкое воздействие. Она способствует повышению кислородной емкости крови, повышает сердечную производительность и экономизацию деятельности организма, совершенствует регуляцию и согласованность в работе сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшает кровоснабжение мышц. Широкое воздействие длительной непрерывной работы на организм благоприятно сказывается на состоянии регуляторных механизмов, на свойстве самих мышц (повышается их эластичность), поэтому она является непременной со ставной частью тренировки на всех этапах годичного цикла, в том числе и в соревновательном периоде, где она используется и как тренировочное средство, и как средство восстановления после участия в соревнованиях.

Однако не всякая непрерывная длительная работа оказывает на организм достаточное тренирующее воздействие. Изучение эффективности влияния на организм непрерывной длительной работы, показало, что повышение работоспособности происходит лишь при работе, вызывающей повышение. ЧСС до 140 – 180 уд/мин. Наиболее благоприятное воздействие оказывает работа, способствующая увеличению частоты пульса до 160 – 180 уд/мин.

Кратковременная повторная работа высокой интенсивности (на отрезках до 200 м) оказывает преимущественное воздействие еще на один фактор аэробных возможностей – содержание миоглобина в мышцах, обеспечивающего эффективный переход кислорода в мышечную ткань.

Таким образом, учет особенностей воздействия на организм различных тренировочных средств делает процесс тренировки велосипедистов более целенаправленным и эффективным.

Информация о работе Развитие анаэробной алактатной выносливости