Психологические основы отбора в игровых видах спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:39, реферат

Описание работы

Актуальность работы. Непрерывный рост достижений в спорте вообще, и в спортивных играх, в частности, предъявляет все больше требований к системе подготовки спортсменов, в которой существенное место занимает поиск одаренных людей. Поэтому среди желающих заниматься спортом необходимо повысить качество отбора, и осуществить поиск наиболее талантливых и перспективных детей, которые могут показать выдающиеся спортивные результаты.

Работа содержит 1 файл

диссертация.docx

— 79.66 Кб (Скачать)

Наиболее полно проявляется  зависимость овладения техникой настольного тенниса от уровня развития психических качеств, зафиксированных  в конце первого года занятий (г = 0,82).

В гандболе наблюдается такая же тенденция, однако отмечается иной характер взаимосвязи между уровнем развития физических и психических качеств  новичков с успешностью овладения  тактикой. Уровень развития физических качеств к концу первого года занятий имеет отрицательную  корреляцию с овладением тактикой игровых  действий, в то время как психические  качества выступают в качестве доминантного фактора успешности обучения (г = 0,90).

Эти факты свидетельствуют, что  уже на начальном этапе обучения подтверждается зависимость технико-тактической  подготовленности от уровня развития ряда наиболее важных психических качеств, которая особенно значимо обнаруживается у спортсменов высокой квалификации.

Следовательно, предикаторами первичного отбора в спортивных играх становятся психические качества на фоне достаточно высоких показателей физических качеств, физического развития.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Оптимальный возраст для начала  занятий спортивными играми - 7-10 лет. В этом возрастном диапазоне  следует проводить первичный  отбор детей с целью поиска  спортивно одаренных детей.

2. Первичный отбор следует осуществлять  по комплексным показателям - таким, как антропометрические  показатели, данные медосмотра, развитие  спортивно-важных качеств, оценки  в школе и др.

3. При отборе желающих заниматься  спортивными играми следует отдавать  предпочтение детям, имеющим высокие  характеристики психической деятельности, в то время как все другие  спортивно-важные качества часто  имеют дополняющее значение.

4. При оценке перспективности  на первом месте по важности  находятся психические качества, определяющие способности к ориентировочной  деятельности - внимание, память, восприятие, мышление. Уровень развития этих  качеств у перспективных спортсменов  должен быть выше среднего.

Показатели мыслительной деятельности не должны быть низкими (не более 1-2 ошибки по тесту Равена, по разделу "А").

Мотивация достижения, выражающаяся в интересе к занятиям спортом, должна иметь у новичков максимальные значения (100 баллов по шкале "Градусник Киселева").

Эмоциональная устойчивость должна иметь  положительные значения по предложенной нами методике.

Психомоторные качества - быстрота реакции, координация и темп движений должны соответствовать возрастным нормативам. Так, быстрота простой реакции должна находиться в диапазоне 0,20,4 сек.

5. Тестирование психических и  физических качеств следует проводить  минимум два раза в первый  год специализированных занятий  спортивными играми - в начале  и конце учебного года.

6. Для оценки уровня развития  психических качеств в процессе  первичного отбора целесообразно  применить созданную нами комплексную  методику, представляющую собою  батарею из 10 психологических тестов, адаптированных к работе с  детьми младшего школьного возраста. Это:

1) Оценка интереса к занятиям  данным игровым видом спорта  с помощью шкалы "Градусник  Киселева".

2) Оценка времени простой реакции  по электрорефлексометру.

3) Оценка оперативной памяти  по тесту "Фигуры".

4) Оценка внимания посредством  теста "Черно-красные таблицы".

5) Оценка эмоциональной устойчивости  с помощью теста "Черно-красные  таблицы" при наличии помех  и соревновательных условий.

6) Оценка быстроты движений с  помощью теппинг-теста.

7) Оценка координации и быстроты  движений путем попеременного  бросания теннисного мяча правой  и левой рукой в стену.

8) Оценка способности к ориентировке  в пространстве и координации  посредством теста "Классики".

9) Оценка интеллекта по тесту  Равена, раздел "А".

10) Оценка способности к переработке  информации по тесту "Кольца  Ландольта".

7. Для оценки перспективности  юных спортсменов-игровиков в  развитии физических качеств  целесообразно, в первую очередь,  применять тесты, выявляющие степень  развития быстроты. Не рекомендуется  при этом тестирование уровня  развития силовых качеств.

8. В течение первого года занятий  спортивными играми рекомендуется  с помощью тестирования лишь  контролировать успешность овладения  технико-тактическими приемами. Первые  оценки перспективности можно  давать не ранее конца первого  года занятий.

9. На протяжении всей спортивной  карьеры прошедшего первичный  отбор спортсмена-игровика следует  продолжать его тестировать по  мотивационному, интеллектуальному  и эмоциональным аспектам его  личности, реализующихся и совершенствующихся  в условиях профессиональной  деятельности. Следует учесть, что  наиболее высокие значения (кроме  мотивации) психологические показатели  приобретают по достижению высших  ступеней мастерства спортсмена.

10. В качестве модельных  тестов предлагаются подвижные  игры, предусмотренные программой  по физическому воспитанию для  начальной школы. Наряду с оценкой  уровня развития физических качеств  можно оценивать также психические  показатели по приведенной ниже  классификации. Оценки даются  по 5-ти балльной шкале. Оценки  по мотивационным показателям  - не ниже 5 баллов, по показателям  игрового интеллекта - не ниже 4 баллов, по показателям эмоциональной  устойчивости - не ниже 3 баллов определяют  пригодность испытуемого к занятиям спортивными играми. Отличные оценки по большинству психических показателей указывают на наличие доминантных способностей к спортивным играм.

Возможно также постоянное применение данных подвижных игр в русле  развивающего обучения.

Мотивационные показатели

Интерес к игре "Выстрел в  небо", "Посадка картофеля", эстафеты с различными спортивными  мячами. Выявляется успешность игры мячом "своей" спортивной специализации  по сравнению с игрой "чужими" мячами

Уровень притяза- "Лягушки и цапля", "Мышеловка", ний "Проползи - не урони".

Дается несколько вариантов  игры различной степени сложности. За выбор более сложного варианта начисляется большее количество очков, но при проигрыше игрок  выбывает. Оценивается стремление к  выбору более сложных вариантов  игры.

Стремление к ли- "Бой петухов", "Лиса и куры", "Попади в дерству  мяч".

Оценивается стремление стать победителем, быть водящим, первым попасть в цель.

Интеллектуальные показатели

Психомоторика

Простая реакция "Пройди бесшумно", "Стоп", "День и ночь",

Догонялки на марше".

Сложная реакция "Рыбки", "Горелки", "Мышеловка",

Конники-спортсмены". РДО "Передача мячей", "Мяч среднему", "Мяч соседу".

РДО с выбором "Увертывайся от мяча".

Время одиночного "Медвежата за медом", движения

Двигательная ко- "Пингвины с  мячом", "Не оступись", "Раки", ординация "Петрушки на скамейке", "Больная птица",

Метко в цель", "Парашютисты", "Веревочка под ногами".

Перцепция

Воспроизведение "Змейка", "Иголка и нитка", "Тройка". пространственных признаков

Память

Кратковременная "Что изменилось", память

Оперативная па- "Альпинисты", мять

Мышление

Быстрота и ра- "Серая утка", "Волк во рву", "У медведя  во циональность бору", "Два мороза", "Невод", "Пионербол", мышления

Внимание

Переключение внимания

Распределение внимания

Устойчивость внимания

Брось - поймай", "За мной'

Космонавты", "Перемена мест".

Запрещенное движение", "Третий лишний"

Показатели эмоциональной устойчивости

Специальное тес- "Салки, не попади в болото", "Эстафета с тирование  обручами", "Прокати быстрее  мяч".

Выявляется разница в  успешности действий в обычных условиях и с применением: эмо-циогенного стимулирования, реакции зрителей, необъективного судейства, зрительных и акустических помех.

Список литературы диссертационного исследования доктор психологических наук Серова, Лидия Константиновна, 1999 год

1. Аболин Л.М. О факторах устойчивости к стрессу. В ки: Психический стресс в спорте - Пермь, изд-во ПГПИ, - 1973. - С.67-68

2. Агеевец В.У., Выдрин В.М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности. В кн: Спорт в современном обществе / Под ред. В.М. Вы-дрина - М: Физкультура и спорт, - 1980. - С. 110-123

3. Акрамов Р.А. Исследование методов отбора перспективных юных футболистов: Автореф. дис. канд. пед. наук М., - 1977. -29с.

4. Алов В.А. Комплексная оценка перспективности детей 7-9 лет для занятий футболом на этапе спортивной ориентации: Автореф. дис. канд. пед. наук СПб, - 1988. - 23с.

5. Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис М: Физкультура и спорт, - 1980.- 112с.

6. Анализ подготовки и  выступления сборной команды СССР по настольному теннису в чемпионате Европы 1984. Метод, рекомендации М: Госкомспорт, 1984. - 55с.

7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М: Изд-во АПН РСФСР, - 1960. - 486с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л: Изд-во ЛГУ, - 1968. - 339с.

9. Андреев В. Программа  29 командного чемпионата по настольному  теннису Оренбург, - 1987. - 46с.

10. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональной системы. М: Медицина, - 1975. - 448с.

11. Антонов С.Г. Общедидактические и методические основы подготовки начинающих спортсменов к выбору специализации вспортивном единоборстве. Автореф. дис. д-ра пед. наук СПб, СПбГУ, 1997. - 43с.

12. Аунин X. О динамике  психического состояния волейболистов  в дни соревнований и тренировок // Конференция по психологии и  социологии спорта Тарту, - 1969. - С.50

13. Байгулов Ю.П. Исследование методов отбора и прогнозирование процессов развития способностей юных спортсменов (настольный теннис): Автореф. дис. канд. пед. наук М, 1975. -22с.

14. Байгулов Ю.П., Романин А.И. Определение психологических показателей для отбора юных теннисистов В кн: Психология физического воспитания и спорта. Тез. докладов - М: ГЦОЛИФК, - 1973. -С.116-117

15. Байгулов Ю.П., Романин А.И. Основы настольного тенниса.- М: Физкультура и спорт, 1979. - 160с.

16. Баландин В.И., Коваленко В.А., Митин Е.А. Спортивный отбор в волейболе. Л: ВДКИФК, - 1982. - 45с.

17. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. М: Физкультура и спорт, - 1986. - 192с.

18. Барчукова Г.В. Формирование технико-тактического мастерства в индивидуальных видах спорта / на примере настольного тенниса/: Автореф. дис. д-ра пед. наук М., РГАФК, 1995. - 45с.

19. Барчукова Г.В. Контроль за технико-тактической подготовленностью игроков в настольный теннис // Настольный теннис, 1997.- № 3. С.12-13

20. Барчукова Г.В., Титов Д. Структура скоростных качеств в настольном теннисе: Настольный теннис. 1997. № 6. - С. 12

21. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения М: Госполитиздат, - 1941. - С.396

22. Бернштейн Н.А. Природа навыка и тренировки. В кн: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти - М: Изд-во МГУ, - 1979. - С.81-84

23. Благуш П. К теории  тестирования двигательных способностей. М: Физкультура и спорт. - 1982. - 165с.

24. Блонский П.П. Память и мышление. М: - Л., 1935. - 214с.

25. Богданова Д.Я. Личностные особенности спортсмена. Л: ГДОИФК, - 1974. - 58с.

26. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М: Педагогика, - 1972. - 351с.

27. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М: Изд-во МГУ, - 1985. - 192с.

28. Братко А.А., Кочергин А.Н. Информация и психика. Новосибирск: Наука, - 1977. - 197с.

29. Бриль М.С. Исследование индивидуальных особенностей детей с целью отбора в детско-юношеские спортивные школы (на материале баскетбола): Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1968. - 18с.

30. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. М: Физкультура и спорт, - 1980.- 127с.

31. Бриль М.С. Принципы и методические основы активного отбора школьников для спортивного совершенствования: Автореф. дис. д-ра пед. наук М., - 1987. - 47с.

32. Бриль М.С., Иванова Т.С. Отбор теннисистов // Теннис, 1976. Вып. 2. - С.55-60

33. Бриль М.С., Клещев Ю.И. Использование модельных характеристик волейболистов высшей квалификации в процессе отбора в спортивные школы. М: ГЦОЛИФК, - 1988. - 59с.

Информация о работе Психологические основы отбора в игровых видах спорта