Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:39, реферат
Актуальность работы. Непрерывный рост достижений в спорте вообще, и в спортивных играх, в частности, предъявляет все больше требований к системе подготовки спортсменов, в которой существенное место занимает поиск одаренных людей. Поэтому среди желающих заниматься спортом необходимо повысить качество отбора, и осуществить поиск наиболее талантливых и перспективных детей, которые могут показать выдающиеся спортивные результаты.
Наиболее полно проявляется зависимость овладения техникой настольного тенниса от уровня развития психических качеств, зафиксированных в конце первого года занятий (г = 0,82).
В гандболе наблюдается такая же
тенденция, однако отмечается иной характер
взаимосвязи между уровнем
Эти факты свидетельствуют, что
уже на начальном этапе обучения
подтверждается зависимость технико-
Следовательно, предикаторами первичного отбора в спортивных играх становятся психические качества на фоне достаточно высоких показателей физических качеств, физического развития.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Оптимальный возраст для
2. Первичный отбор следует
3. При отборе желающих
4. При оценке перспективности
на первом месте по важности
находятся психические
Показатели мыслительной деятельности не должны быть низкими (не более 1-2 ошибки по тесту Равена, по разделу "А").
Мотивация достижения, выражающаяся в интересе к занятиям спортом, должна иметь у новичков максимальные значения (100 баллов по шкале "Градусник Киселева").
Эмоциональная устойчивость должна иметь положительные значения по предложенной нами методике.
Психомоторные качества - быстрота реакции, координация и темп движений должны соответствовать возрастным нормативам. Так, быстрота простой реакции должна находиться в диапазоне 0,20,4 сек.
5. Тестирование психических и
физических качеств следует
6. Для оценки уровня развития
психических качеств в
1) Оценка интереса к занятиям данным игровым видом спорта с помощью шкалы "Градусник Киселева".
2) Оценка времени простой
3) Оценка оперативной памяти по тесту "Фигуры".
4) Оценка внимания посредством теста "Черно-красные таблицы".
5) Оценка эмоциональной
6) Оценка быстроты движений с помощью теппинг-теста.
7) Оценка координации и быстроты
движений путем попеременного
бросания теннисного мяча
8) Оценка способности к
9) Оценка интеллекта по тесту Равена, раздел "А".
10) Оценка способности к
7. Для оценки перспективности
юных спортсменов-игровиков в
развитии физических качеств
целесообразно, в первую
8. В течение первого года
9. На протяжении всей спортивной
карьеры прошедшего первичный
отбор спортсмена-игровика
10. В качестве модельных
тестов предлагаются подвижные
игры, предусмотренные программой
по физическому воспитанию для
начальной школы. Наряду с
Возможно также постоянное применение данных подвижных игр в русле развивающего обучения.
Мотивационные показатели
Интерес к игре "Выстрел в небо", "Посадка картофеля", эстафеты с различными спортивными мячами. Выявляется успешность игры мячом "своей" спортивной специализации по сравнению с игрой "чужими" мячами
Уровень притяза- "Лягушки и цапля", "Мышеловка", ний "Проползи - не урони".
Дается несколько вариантов игры различной степени сложности. За выбор более сложного варианта начисляется большее количество очков, но при проигрыше игрок выбывает. Оценивается стремление к выбору более сложных вариантов игры.
Стремление к ли- "Бой петухов", "Лиса и куры", "Попади в дерству мяч".
Оценивается стремление стать победителем, быть водящим, первым попасть в цель.
Интеллектуальные показатели
Психомоторика
Простая реакция "Пройди бесшумно", "Стоп", "День и ночь",
Догонялки на марше".
Сложная реакция "Рыбки", "Горелки", "Мышеловка",
Конники-спортсмены". РДО "
РДО с выбором "Увертывайся от мяча".
Время одиночного "Медвежата за медом", движения
Двигательная ко- "Пингвины с мячом", "Не оступись", "Раки", ординация "Петрушки на скамейке", "Больная птица",
Метко в цель", "Парашютисты", "Веревочка под ногами".
Перцепция
Воспроизведение "Змейка", "Иголка и нитка", "Тройка". пространственных признаков
Память
Кратковременная "Что изменилось", память
Оперативная па- "Альпинисты", мять
Мышление
Быстрота и ра- "Серая утка", "Волк во рву", "У медведя во циональность бору", "Два мороза", "Невод", "Пионербол", мышления
Внимание
Переключение внимания
Распределение внимания
Устойчивость внимания
Брось - поймай", "За мной'
Космонавты", "Перемена мест".
Запрещенное движение", "Третий лишний"
Показатели эмоциональной
Специальное тес- "Салки, не попади в болото", "Эстафета с тирование обручами", "Прокати быстрее мяч".
Выявляется разница в успешности действий в обычных условиях и с применением: эмо-циогенного стимулирования, реакции зрителей, необъективного судейства, зрительных и акустических помех.
Список литературы диссертационного исследования доктор психологических наук Серова, Лидия Константиновна, 1999 год
1. Аболин Л.М. О факторах устойчивости к стрессу. В ки: Психический стресс в спорте - Пермь, изд-во ПГПИ, - 1973. - С.67-68
2. Агеевец В.У., Выдрин В.М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности. В кн: Спорт в современном обществе / Под ред. В.М. Вы-дрина - М: Физкультура и спорт, - 1980. - С. 110-123
3. Акрамов Р.А. Исследование методов отбора перспективных юных футболистов: Автореф. дис. канд. пед. наук М., - 1977. -29с.
4. Алов В.А. Комплексная оценка перспективности детей 7-9 лет для занятий футболом на этапе спортивной ориентации: Автореф. дис. канд. пед. наук СПб, - 1988. - 23с.
5. Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис М: Физкультура и спорт, - 1980.- 112с.
6. Анализ подготовки и
выступления сборной команды СС
7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М: Изд-во АПН РСФСР, - 1960. - 486с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л: Изд-во ЛГУ, - 1968. - 339с.
9. Андреев В. Программа
29 командного чемпионата по
10. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональной системы. М: Медицина, - 1975. - 448с.
11. Антонов С.Г. Общедидактические и методические основы подготовки начинающих спортсменов к выбору специализации вспортивном единоборстве. Автореф. дис. д-ра пед. наук СПб, СПбГУ, 1997. - 43с.
12. Аунин X. О динамике
психического состояния
13. Байгулов Ю.П. Исследование методов отбора и прогнозирование процессов развития способностей юных спортсменов (настольный теннис): Автореф. дис. канд. пед. наук М, 1975. -22с.
14. Байгулов Ю.П., Романин А.И. Определение психологических показателей для отбора юных теннисистов В кн: Психология физического воспитания и спорта. Тез. докладов - М: ГЦОЛИФК, - 1973. -С.116-117
15. Байгулов Ю.П., Романин А.И. Основы настольного тенниса.- М: Физкультура и спорт, 1979. - 160с.
16. Баландин В.И., Коваленко В.А., Митин Е.А. Спортивный отбор в волейболе. Л: ВДКИФК, - 1982. - 45с.
17. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. М: Физкультура и спорт, - 1986. - 192с.
18. Барчукова Г.В. Формирование технико-тактического мастерства в индивидуальных видах спорта / на примере настольного тенниса/: Автореф. дис. д-ра пед. наук М., РГАФК, 1995. - 45с.
19. Барчукова Г.В. Контроль за технико-тактической подготовленностью игроков в настольный теннис // Настольный теннис, 1997.- № 3. С.12-13
20. Барчукова Г.В., Титов Д. Структура скоростных качеств в настольном теннисе: Настольный теннис. 1997. № 6. - С. 12
21. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения М: Госполитиздат, - 1941. - С.396
22. Бернштейн Н.А. Природа навыка и тренировки. В кн: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти - М: Изд-во МГУ, - 1979. - С.81-84
23. Благуш П. К теории
тестирования двигательных
24. Блонский П.П. Память и мышление. М: - Л., 1935. - 214с.
25. Богданова Д.Я. Личностные особенности спортсмена. Л: ГДОИФК, - 1974. - 58с.
26. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М: Педагогика, - 1972. - 351с.
27. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М: Изд-во МГУ, - 1985. - 192с.
28. Братко А.А., Кочергин А.Н. Информация и психика. Новосибирск: Наука, - 1977. - 197с.
29. Бриль М.С. Исследование индивидуальных особенностей детей с целью отбора в детско-юношеские спортивные школы (на материале баскетбола): Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1968. - 18с.
30. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. М: Физкультура и спорт, - 1980.- 127с.
31. Бриль М.С. Принципы и методические основы активного отбора школьников для спортивного совершенствования: Автореф. дис. д-ра пед. наук М., - 1987. - 47с.
32. Бриль М.С., Иванова Т.С. Отбор теннисистов // Теннис, 1976. Вып. 2. - С.55-60
33. Бриль М.С., Клещев Ю.И. Использование модельных характеристик волейболистов высшей квалификации в процессе отбора в спортивные школы. М: ГЦОЛИФК, - 1988. - 59с.
Информация о работе Психологические основы отбора в игровых видах спорта