Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:39, реферат
Актуальность работы. Непрерывный рост достижений в спорте вообще, и в спортивных играх, в частности, предъявляет все больше требований к системе подготовки спортсменов, в которой существенное место занимает поиск одаренных людей. Поэтому среди желающих заниматься спортом необходимо повысить качество отбора, и осуществить поиск наиболее талантливых и перспективных детей, которые могут показать выдающиеся спортивные результаты.
Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Психологические основы отбора в игровых видах спорта"
Актуальность работы. Непрерывный рост достижений в спорте вообще, и в спортивных играх, в частности, предъявляет все больше требований к системе подготовки спортсменов, в которой существенное место занимает поиск одаренных людей. Поэтому среди желающих заниматься спортом необходимо повысить качество отбора, и осуществить поиск наиболее талантливых и перспективных детей, которые могут показать выдающиеся спортивные результаты.
В спорте период проявления максимальных
результатов невелик, колеблется около
2-10 лет, и поэтому в большинстве
случаев оказывается
Кроме всего прочего, в нашей стране, где в силу объективных причин массовый приток детей в спортивные школы существенно снизился, все большую сложность и значимость приобретает выявление среди новичков спортивных талантов в СПСР.
Научная новизна. В рамках деятельностного
подхода реализована концепция
системы психологического обеспечения
спортивно-игровой
Определено, что важнейшие спортивно-
Впервые составлена психоспортограмма с
Теоретическая и практическая ценность работы. Экспериментально доказывается, что в понятии спортивной работоспособности дифференцируются два блока: переработки информации и преобразования энергии, при этом в спортивных играх переработка информации является приоритетной, а блок преобразования энергии играет соподчиненную роль.
Даны конкретные значения модельных характеристик игрока по трем направлениям - мотивационному, интеллектуальному, эмоциональному.
Получены материалы, показывающие, что у основной массы спортсменов определяются относительно средние по уровню показатели психомоторных, физических качеств и мышления, но это лишь до уровня второго, иногда первого спортивного разряда. Затем наблюдается диссоциация этих качеств за счет отставания когнитивного компонента, и лишь у спортсменов очень высокого класса можно видеть в равной мере высокие моторные и когнитивные показатели.
Показано, что первичный отбор с акцентом на изучение и оценку физических качеств, физического развития (как это обычно осуществляется на практике) без учета показателей интеллекта, мотивации, эмоционально-волевой сферы является мало эффективным для прогноза одаренности спортсмена-игровика.
Представлен блок методик психодиагностики, который может быть использован для оценки психических качеств спортсменов в процессе первичного отбора в любой детской спортивной школе.
Доказано, что первичный отбор должен проводиться не ранее конца первого года обучения.
Основные положения, выносимые на защиту:
• концепция психологического обеспечения профессионального отбора в спорте в рамках деятельностного подхода; принципы, методы и структура психологического отбора в ИБС;
• концепция ведущей роли гностического
компонента в игровой деятельности
на фоне относительно высоких показателей
физического развития; концепция
структуры и динамики развития важнейших
спортивно-значимых качеств спортсмена-игровика
в свете деятельностного
• трехкомпонентная структура психоспортограммы сп
• экспериментальное обоснование
приоритетности переработки информации
над преобразованием энергии
в ИБС; концепция выделения
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Целью работы явилось выявление роли психологического компонента личности в определении перспективности в спортивной специализации в игровых видах спорта.
Гипотезами работы являются:
1. Психоспортограмма спортсмена-
2. Оценка по психическим
3. Так как игра является формой
познавательной деятельности, гностический
компонент личности является
ведущим. Следовательно,
4. Оценка по психическим
5. Важнейшие спортивно-значимые
качества в свете деятельно-
Исходя из целей и гипотез исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
2. Определить принципы, методы и
структуру психологического
3. Составить психоспортограмму сп
4. Выявить мнение тренеров по
игровым видам спорта о роли
оценки детей по психическим
качествам в процессе
5. Проследить динамику уровня развития психических качеств в зависимости от квалификации спортсменов.
6. Выяснить зависимость
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Анализ литературных
2. Хронометрирование
3. Анкетирование.
4. Метод экспертных оценок.
5. Психологическое и
6. Составление психоспортограмм.
7. Педагогический эксперимент.
8. Математико-статистическая
В литературном обзоре рассматривалось
понятие отбора как в профессиональной
деятельности, вообще, так и в
спорте, в частности. Из спортивных
игр для анализа были выбраны
виды спорта, культивируемые на кафедре
спортивных игр Академии физической
культуры им. П.Ф.Лесгафта: баскетбол, волейбол,
гандбол и настольный теннис. Были
приведены имеющиеся в
Далее, были рассмотрены принципы
составления психоспорто-
В экспериментальной части была составлена модель структуры психологических качеств игрока в настольный теннис. Затем модель была наполнена реальным содержанием с помощью методов наблюдения, тестирования и анкетирования.
Наблюдение велось путем хронометрирования соревновательной деятельности и использовалось для характеристики интеллектуальных качеств спортсмена.
Использованные в работе
психологические тесты и опросн
На основании проведенных
Исходя из выбранной нами схемы
психоспортограммы, состоящей из трех
структурных блоков - мотивационного,
интеллектуального и
5 - самый высокий показатель, требования самые высокие; самая высокая оценка;
4 - показатель более
3 - среднее значение показателя, требования к нему средние; оценка средняя или нет четких критериев;
2 - показатель более низкий, чем
средний, требования невысокие;
1 - показатель безусловно низкий, требования к нему практически не выражены; оценка самая низкая.
Особенность нашего подхода состоит в том, что в основу градации брались результаты тестирования наиболее успешных спортсменов, а по данным опроса учитывались показатели минимально допустимого уровня, ниже которого опуститься нельзя (иначе невозможно функционирование в данном виде спорта).
В мотивационном блоке (названном блоком мотивации достижения) были выделены показатели интереса к игре, уровня притязаний и выраженность стремления к лидерству; педагогическая оценка мотивации к овладению техникой и тактикой спортивных игр.
В интеллектуальном блоке (блоке психических и психомоторных процессов, условно названном нами блоком игрового интеллекта) для графического выражения были выделены показатели:
• сенсомоторный - результаты тестирования простой реакции, сложной реакции, РДО, РДО с выбором, времени одиночного движения; педагогическая оценка сенсомоторного развития;
• перцептивный - результаты тестирования точности воспроизведения пространственных признаков, внимания, КЧСМ;
• мнемический - результаты измерения кратковременной и оперативной памяти, тест " Фигуры";
• мыслительный - результаты теста Равена, арифметический тест. Педагогическая оценка тактического мышления.
Таблица 1
Комплекс психологических
Методики
Мотивационные Интеллектуальные Эмоциональные
1. Опрос детей из 1. Время простой
реакции. 1. Стресссостава секций. 2.
Время сложной реакции.
2. Шкала мотивации 3. РДО. Р.Фрестера достижения. 4. РДО с выбором. 2. Шкала си
3. 8-ми цветный тест 5. Измерение времени оди- туативной тре
М. Люшера. ночного движения. вожности Ч.
4. Мотивационное 6. Теппинг-тест. Спилбергера.
тестирование на за- 7. Измерение
точности вос- 3. Тест Р. Кетдержку
дыхания. произведения
5. Мотивационное венных признаков. 4. Тест М. тестирование ЖЕЛ. 8. Тест КЧСМ. Люшера.
6. Измерение энер- 9. Тест "Числа". 5. Специальное гетической стоимо- 10. Тест "Слова". тестирование с сти пульсового уда- 11. Тест "Фигуры". инструктира (ЭЭП). 12. Тест "Черно-красные рованием.
Информация о работе Психологические основы отбора в игровых видах спорта