Психологические основы отбора в игровых видах спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:39, реферат

Описание работы

Актуальность работы. Непрерывный рост достижений в спорте вообще, и в спортивных играх, в частности, предъявляет все больше требований к системе подготовки спортсменов, в которой существенное место занимает поиск одаренных людей. Поэтому среди желающих заниматься спортом необходимо повысить качество отбора, и осуществить поиск наиболее талантливых и перспективных детей, которые могут показать выдающиеся спортивные результаты.

Работа содержит 1 файл

диссертация.docx

— 79.66 Кб (Скачать)

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Психологические основы отбора в игровых видах спорта"

Актуальность работы. Непрерывный  рост достижений в спорте вообще, и  в спортивных играх, в частности, предъявляет все больше требований к системе подготовки спортсменов, в которой существенное место  занимает поиск одаренных людей. Поэтому среди желающих заниматься спортом необходимо повысить качество отбора, и осуществить поиск наиболее талантливых и перспективных  детей, которые могут показать выдающиеся спортивные результаты.

В спорте период проявления максимальных результатов невелик, колеблется около 2-10 лет, и поэтому в большинстве  случаев оказывается недостаточным  для достижения высокого уровня подготовленности. Поэтому надо отдавать предпочтение детям, имеющим нужный уровень развития спортивно-важных качеств. Кроме того, спорт есть экстремальный вид  деятельности, где нельзя обойтись без отбора эмоционально-устойчивых людей.

Кроме всего прочего, в нашей  стране, где в силу объективных  причин массовый приток детей в спортивные школы существенно снизился, все  большую сложность и значимость приобретает выявление среди  новичков спортивных талантов в СПСР.

Научная новизна. В рамках деятельностного  подхода реализована концепция  системы психологического обеспечения  спортивно-игровой деятельности, где  отбор трактуется как структурная  составляющая этапа профессионального  самоопределения. Особенностью этого  этапа является пролонгированность отбора в многолетней спортивной подготовке. Выявлено значение гностического  компонента личности спортсмена в процессе игровой деятельности, определяющего  в большой мере его квалификацию. В процессе игровой деятельности в спорте при относительном равенстве  техникотактической подготовленности, показателей физического состояния, приоритетное значение имеет развитие психических познавательных процессов, связанных, в частности, с оперативным  мышлением. Показано, что в психологическом  отборе спортсменов-игровиков высокого класса наиболее важной является информация, получаемая о спортсменах в их юном возрасте. Она раскрывает перспективы  их роста и более эффективного применения индивидуального подхода  в тренировке.

Определено, что важнейшие спортивно-значимые качества, потенциально проявившиеся в юном возрасте, достигают затем  своего наиболее полного развития у  спортсменов только на высшем этапе  их мастерства.

Впервые составлена психоспортограмма спортсмена-игровика, включающая три информационных блока - мотивация достижения, игровой интеллект (психические и психомоторные процессы) и эмоциональная устойчивость. Она основана на изучении психической деятельности в настольном теннисе. Характеристики деятельности спортсмена в других ИБС даны в сравнительном анализе. Психоспортограмма представлена как в описательном варианте, так и в графическом виде.

Теоретическая и практическая ценность работы. Экспериментально доказывается, что в понятии спортивной работоспособности  дифференцируются два блока: переработки  информации и преобразования энергии, при этом в спортивных играх переработка  информации является приоритетной, а  блок преобразования энергии играет соподчиненную роль.

Даны конкретные значения модельных  характеристик игрока по трем направлениям - мотивационному, интеллектуальному, эмоциональному.

Получены материалы, показывающие, что у основной массы спортсменов  определяются относительно средние  по уровню показатели психомоторных, физических качеств и мышления, но это лишь до уровня второго, иногда первого спортивного  разряда. Затем наблюдается диссоциация  этих качеств за счет отставания когнитивного компонента, и лишь у спортсменов  очень высокого класса можно видеть в равной мере высокие моторные и  когнитивные показатели.

Показано, что первичный отбор  с акцентом на изучение и оценку физических качеств, физического развития (как это обычно осуществляется на практике) без учета показателей  интеллекта, мотивации, эмоционально-волевой сферы является мало эффективным для прогноза одаренности спортсмена-игровика.

Представлен блок методик психодиагностики, который может быть использован для оценки психических качеств спортсменов в процессе первичного отбора в любой детской спортивной школе.

Доказано, что первичный отбор  должен проводиться не ранее конца  первого года обучения.

Основные положения, выносимые  на защиту:

• концепция психологического обеспечения  профессионального отбора в спорте в рамках деятельностного подхода; принципы, методы и структура психологического отбора в ИБС;

• концепция ведущей роли гностического  компонента в игровой деятельности на фоне относительно высоких показателей  физического развития; концепция  структуры и динамики развития важнейших  спортивно-значимых качеств спортсмена-игровика в свете деятельностного подхода;

• трехкомпонентная структура психоспортограммы спортсмена-игровика;

• экспериментальное обоснование  приоритетности переработки информации над преобразованием энергии  в ИБС; концепция выделения психологического фактора как доминантного критерия первичного отбора в игровых видах  спорта; методика психодиагностики для  первичного отбора детей, желающих заниматься спортивными играми.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Целью работы явилось выявление  роли психологического компонента личности в определении перспективности  в спортивной специализации в  игровых видах спорта.

Гипотезами работы являются:

1. Психоспортограмма спортсмена-игровика  включает три основных информационных  блока: мотивация достижения, игровой  интеллект и эмоциональная устойчивость.

2. Оценка по психическим качествам  спортсменов в процессе отбора  является обязательной составной  частью в спортивных играх,  поскольку ее значение не перекрывается  оценками по другим компонентам  структуры личности спортсменов-игровиков.

3. Так как игра является формой  познавательной деятельности, гностический  компонент личности является  ведущим. Следовательно, способности  к ориентировочной деятельности  представляют собой доминантное  качество спортсмена-игровика.

4. Оценка по психическим качествам  прогностичнее определения уровня  развития физических качеств,  так как психические качества  генетически более консервативны  и в онтогенезе менее динамичны,  чем физические качества. Кроме  того, развитие физических качеств  более зависит от возрастных  изменений, а развитие психических  качеств более зависит от повышения  уровня квалификации спортсмена-игровика.

5. Важнейшие спортивно-значимые  качества в свете деятельно-стного  подхода достигают своего наиболее  полного развития у спортсменов  только на высшей стадии их  мастерства.

Исходя из целей и гипотез  исследования были поставлены следующие  задачи:

1. Изучить состояние вопроса  по литературным источникам.

2. Определить принципы, методы и  структуру психологического отбора  в ИБС.

3. Составить психоспортограмму спортсмена на примере игрока в настольный теннис.

4. Выявить мнение тренеров по  игровым видам спорта о роли  оценки детей по психическим  качествам в процессе первичного  отбора.

5. Проследить динамику уровня  развития психических качеств  в зависимости от квалификации  спортсменов.

6. Выяснить зависимость становления  технико-тактического мастерства  спортсменов-игровиков на начальном  этапе обучения от уровня развития  психических и физических качеств.

Для решения поставленных задач  использовались следующие методы:

1. Анализ литературных источников.

2. Хронометрирование соревновательной  деятельности.

3. Анкетирование.

4. Метод экспертных оценок.

5. Психологическое и функциональное  тестирование.

6. Составление психоспортограмм.

7. Педагогический эксперимент.

8. Математико-статистическая обработка  данных.

В литературном обзоре рассматривалось  понятие отбора как в профессиональной деятельности, вообще, так и в  спорте, в частности. Из спортивных игр для анализа были выбраны  виды спорта, культивируемые на кафедре  спортивных игр Академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта: баскетбол, волейбол, гандбол и настольный теннис. Были приведены имеющиеся в литературе данные по модельным характеристикам  представленных видов спорта и сделан вывод о том, что психологические  параметры личности спортсменов-игровиков  раскрыты недостаточно.

Далее, были рассмотрены принципы составления психоспорто-граммы. Ее структура рассматривалась по трем направлениям: моти-вационные качества спортсменов-игровиков, интеллектуальные качества и качество эмоциональной  устойчивости.

В экспериментальной части была составлена модель структуры психологических  качеств игрока в настольный теннис. Затем модель была наполнена реальным содержанием с помощью методов  наблюдения, тестирования и анкетирования.

Наблюдение велось путем хронометрирования  соревновательной деятельности и использовалось для характеристики интеллектуальных качеств спортсмена.

Использованные в работе психологические тесты и опросники, анкеты можно распределить по трем направлениям: изучение мотивации; изучение психических и психомоторных процессов (особенности интеллекта, игрового интеллекта, изучение эмоциональной сферы). Это представлено в таблице 1.

На основании проведенных исследований нами был предложен как описательный вариант психоспортограммы, так  и модель ее графического выражения.

Исходя из выбранной нами схемы  психоспортограммы, состоящей из трех структурных блоков - мотивационного, интеллектуального и эмоционального, мы разделили эти блоки на несколько  узловых составляющих и каждую из них оценивали тестированием, а  также с помощью опроса тренеров и спортсменов в условной 5-ти балльной шкале:

5 - самый высокий показатель, требования  самые высокие; самая высокая  оценка;

4 - показатель более положительный,  чем отрицательный, требования  достаточно выражены; оценка ближе  к высокой, чем к средней;

3 - среднее значение показателя, требования к нему средние;  оценка средняя или нет четких  критериев;

2 - показатель более низкий, чем  средний, требования невысокие;  оценка ниже среднего уровня;

1 - показатель безусловно низкий, требования к нему практически  не выражены; оценка самая низкая.

Особенность нашего подхода состоит  в том, что в основу градации брались  результаты тестирования наиболее успешных спортсменов, а по данным опроса учитывались  показатели минимально допустимого  уровня, ниже которого опуститься нельзя (иначе невозможно функционирование в данном виде спорта).

В мотивационном блоке (названном  блоком мотивации достижения) были выделены показатели интереса к игре, уровня притязаний и выраженность стремления к лидерству; педагогическая оценка мотивации к овладению техникой и тактикой спортивных игр.

В интеллектуальном блоке (блоке психических  и психомоторных процессов, условно  названном нами блоком игрового интеллекта) для графического выражения были выделены показатели:

• сенсомоторный - результаты тестирования простой реакции, сложной  реакции, РДО, РДО с выбором, времени одиночного движения; педагогическая оценка сенсомоторного развития;

• перцептивный - результаты тестирования точности воспроизведения  пространственных признаков, внимания, КЧСМ;

• мнемический - результаты измерения кратковременной и оперативной памяти, тест " Фигуры";

• мыслительный - результаты теста Равена, арифметический тест. Педагогическая оценка тактического мышления.

Таблица 1

Комплекс психологических методик, использованных в экспериментальном  исследовании психологических качеств

Методики

Мотивационные Интеллектуальные Эмоциональные

1. Опрос детей из 1. Время простой  реакции. 1. Стресссостава секций. 2. Время сложной реакции. симптом-тест

2. Шкала мотивации 3. РДО. Р.Фрестера  достижения. 4. РДО с выбором. 2. Шкала  си

3. 8-ми цветный тест 5. Измерение  времени оди- туативной тре

М. Люшера. ночного движения. вожности Ч.

4. Мотивационное 6. Теппинг-тест. Спилбергера.  тестирование на за- 7. Измерение  точности вос- 3. Тест Р. Кетдержку  дыхания. произведения пространст- телла.

5. Мотивационное венных  признаков. 4. Тест М. тестирование ЖЕЛ. 8. Тест КЧСМ. Люшера.

6. Измерение энер- 9. Тест "Числа". 5. Специальное гетической стоимо- 10. Тест "Слова". тестирование с  сти пульсового уда- 11. Тест "Фигуры". инструктира (ЭЭП). 12. Тест "Черно-красные рованием.

Информация о работе Психологические основы отбора в игровых видах спорта