Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:39, реферат
Актуальность работы. Непрерывный рост достижений в спорте вообще, и в спортивных играх, в частности, предъявляет все больше требований к системе подготовки спортсменов, в которой существенное место занимает поиск одаренных людей. Поэтому среди желающих заниматься спортом необходимо повысить качество отбора, и осуществить поиск наиболее талантливых и перспективных детей, которые могут показать выдающиеся спортивные результаты.
Заключение диссертации по теме "Психология труда; инженерная психология", Серова, Лидия Константиновна
ВЫВОДЫ
1. Вопросы профессионального
С этой позиции определена структура игровой деятельности, имеющая свои мотивы, цели, действия и операции.
Определен также субъект спортивно-
В рамках деятельностного подхода
реализована концепция системы
психологического обеспечения спортивно-игровой
деятельности, где отбор трактуется
как структурная составляющая этапа
профессионального
Структура психологического отбора состоит из трех взаимосвязанных этапов: 1) этап выявления спортивной одаренности к спортивным играм; 2) этап характеристики пригодности к конкретной игровой специализации; 3) этап определения игрового амплуа и формирования индивидуального стиля.
В данной работе проанализированы все выделенные нами этапы отбора, но главное внимание уделено первому этапу - этапу выявления спортивной одаренности к ИВС как наиболее важному из всех этапов отбора, так как здесь психологический фактор имеет решающее значение для всего процесса отбора.
2. Спортивные игры отличаются
от других видов спорта тем,
что в них ведущая роль
Определение способностей для занятий
спортивными играми тесно связано
с поиском детей, не только обладающих
потребными показателями физических качеств,
физического развития, но также особо
одаренных в интеллектуальном отношении,
которые могут быстро и правильно
ориентироваться в игровом
Многие специалисты выделяют эти качества как действительно необходимые, но вместе с тем не придают им должного значения.
Проведенные нами исследования показали, что у детей младшего школьного возраста, желающих заниматься спортивными играми, обобщенные способности к переработке информации представляют собою доминантное качество. Этот факт позволяет считать, что оценка перспективности в процессе первичного отбора по способности к переработке разнообразной (сенсорной и др.) информации является обязательной составной частью в спортивных играх, поскольку ее значение не перекрывается оценками по другим компонентам структуры личности спортсменов-игровиков.
3. Изучение практического
По результатам анкетирования видно, что преподаватели выделяют в качестве необходимых процедур начального отбора оценку соматотипа, моторики и уровня развития избранных психических качеств.
Доминантными критериями перспективности в проявлениях моторики спортивные педагоги считают быстроту и ловкость.
Доминантными критериями перспективности
среди психомоторных и
Интеллектуальная деятельность спортсмена не выдвигается преподавателями в качестве ведущей. Однако с повышением стажа, и особенно, квалификации, по данным факторного анализа, имеется тенденция во мнениях респондентов к повышению роли мыслительной деятельности, как критерия перспективности.
В то же время опрошенные специалисты не выделяют в качестве необходимых такие важные параметры личности как мотивация и эмоциональная устойчивость.
4. Психоспортограмма спортсмен
Подсистема мотивации
Подсистема игрового интеллекта базируется на психомоторном, перцептивном, мнемическом и мыслительном компонентах, представляющих собою подструктуры различной степени сложности.
Подсистема эмоциональной
Оценка степени наполняемости
этих трех подсистем психоспортограммы пр
5. Установлены значения
Каждому уровню спортивного мастерства
соответствует свой уровень мотивации
достижения. Высокий уровень мотивации
способствует высоким достижениям
только до показателей 1-го разряда
и мастера спорта, а затем уровни
результатов и мотивации
Мотивация достижения в условиях соревнования в группе повышается по сравнению с индивидуальной работой (р < 0,01). Причем способность к мобилизации сил у представителей спортивных игр во время соревнований значимо выше, чем у представителей неигровых видов спорта.
У высококлассных игроков в настольный теннис (KMC, МС, МСМК) отмечаются высокие уровни простой реакции (Х=Ю,219±0,003), сложной реакции выбора (Х=0,263±0,013), оперативной памяти, внимания, переработки информации. Теннисисты также обладают высоким общим интеллектом. Результаты оценки логичности, критичности мышления по шкале Равена у них находятся в диапазоне 100-110 баллов, что соответствует уровню выше среднего.
Выявлено, что играющие в настольный теннис характеризуются подвижной и лабильной нервной системой. Их отличительная особенность заключается в преобладании холерического типа темперамента (54% испытуемых).
Вместе с тем эмоциональная устойчивость оценивается у них только на среднем уровне, что отрицательно сказывается на соревновательной деятельности (более половины испытуемых не проявили эмоциональной устойчивости к стресс-факторам ответственных состязаний).
Этот факт позволяет сделать заключение, что уже на начальном этапе обучения нужно выявлять среди занимающихся спортивными играми лиц, непригодных по критерию эмоциональной устойчивости.
6. Психолого-педагогическое
тестирование в аспектах
Начинающие спортсмены-
Следовательно, оценка пропускной способности каналов информации является ведущим предикатором при отборе перспективных спортсменов, специализирующихся в спортивных играх.
7. Прослежена динамика роста
уровня развития психических
качеств в зависимости от
При сравнении результатов
Далее, сравнение результатов
Таким образом, способности к восприятию
и переработке информации можно
отнести к категории
Следовательно, в процессе первичного
отбора оценка перцептивных и мыслительных
характеристик имеет
8. При сравнении результатов
тестирования новичков в
Установлено в исследованных нами спортивных играх определенное психологическое сходство: наибольшие показатели в темпах прироста отмечены в качествах, связанных с переработкой информации. Это подтверждает их наибольшую взаимосвязь со спецификой игровой деятельности, заключающейся в приоритете переработки информации над преобразованием энергии в деятельности спортсмена.
9. Популярность и массовость
спортивных игр предопределяет
включение в число
В обследованном нами контингенте
новичков из разных отделений ДЮСШ
часть имеет низкие показатели эмоциональной
устойчивости, другая часть - высокие
показатели, причем в большом количестве
случаев они стабильно
10. Важнейшие спортивно-значимые
качества достигают своего
Об этом свидетельствуют результаты психологического тестирования спортсменов высокой квалификации (МС и МСМК), которые достоверно превосходят результаты спортсменов более низших разрядов, при этом у МСМК и перспективных МС характеристики игрового интеллекта и эмоциональной устойчивости наиболее высокие.
Эти факты позволяют также
11. Годичная динамика овладения
техникой и тактикой
В настольном теннисе в начале обучения
технико-тактическим приемам
Информация о работе Психологические основы отбора в игровых видах спорта