Психологические основы отбора в игровых видах спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:39, реферат

Описание работы

Актуальность работы. Непрерывный рост достижений в спорте вообще, и в спортивных играх, в частности, предъявляет все больше требований к системе подготовки спортсменов, в которой существенное место занимает поиск одаренных людей. Поэтому среди желающих заниматься спортом необходимо повысить качество отбора, и осуществить поиск наиболее талантливых и перспективных детей, которые могут показать выдающиеся спортивные результаты.

Работа содержит 1 файл

диссертация.docx

— 79.66 Кб (Скачать)

Заключение диссертации по теме "Психология труда; инженерная психология", Серова, Лидия Константиновна

ВЫВОДЫ

1. Вопросы профессионального отбора  в игровых видах спорта рассматриваются  в нашем исследовании с теоретико-методологической  позиции деятельностного подхода.

С этой позиции определена структура  игровой деятельности, имеющая свои мотивы, цели, действия и операции.

Определен также субъект спортивно-игровой  деятельности, которым является спортсмен-профессионал, его игровая деятельность характеризуется  как тяжелый и сложный труд, освоить в совершенстве который  может только специфически талантливый  человек. Субъект спортивно-игровой  деятельности рассматривается нами как индивид, личность и субъект  труда.

В рамках деятельностного подхода  реализована концепция системы  психологического обеспечения спортивно-игровой  деятельности, где отбор трактуется как структурная составляющая этапа  профессионального самоопределения. Особенностью этапа "Входа в профессию" является пролонгированность отбора по всем этапам многолетней спортивной подготовки. Психологический отбор  как важнейшая подсистема психологического обеспечения (наряду с медицинским, образовательным и социальным) имеет  свои принципы (всего их десять), методы и свою структуру.

Структура психологического отбора состоит  из трех взаимосвязанных этапов: 1) этап выявления спортивной одаренности  к спортивным играм; 2) этап характеристики пригодности к конкретной игровой  специализации; 3) этап определения  игрового амплуа и формирования индивидуального  стиля.

В данной работе проанализированы все выделенные нами этапы отбора, но главное внимание уделено первому  этапу - этапу выявления спортивной одаренности к ИВС как наиболее важному из всех этапов отбора, так как здесь психологический фактор имеет решающее значение для всего процесса отбора.

2. Спортивные игры отличаются  от других видов спорта тем,  что в них ведущая роль принадлежит  информационным процессам, проходящим  в сенсорном поле с последующей  переработкой в высших отделах  мозга.

Определение способностей для занятий  спортивными играми тесно связано  с поиском детей, не только обладающих потребными показателями физических качеств, физического развития, но также особо  одаренных в интеллектуальном отношении, которые могут быстро и правильно  ориентироваться в игровом пространстве и времени, оценивать игровую  ситуацию и на этой основе принимать  решения.

Многие специалисты выделяют эти  качества как действительно необходимые, но вместе с тем не придают им должного значения.

Проведенные нами исследования показали, что у детей младшего школьного  возраста, желающих заниматься спортивными  играми, обобщенные способности к  переработке информации представляют собою доминантное качество. Этот факт позволяет считать, что оценка перспективности в процессе первичного отбора по способности к переработке разнообразной (сенсорной и др.) информации является обязательной составной частью в спортивных играх, поскольку ее значение не перекрывается оценками по другим компонентам структуры личности спортсменов-игровиков.

3. Изучение практического состояния  процесса начального отбора показало, что тренеры-преподаватели по  игровым видам спорта имеют  достаточно выраженное единство  взглядов по этой проблеме.

По результатам анкетирования  видно, что преподаватели выделяют в качестве необходимых процедур начального отбора оценку соматотипа, моторики и уровня развития избранных  психических качеств.

Доминантными критериями перспективности  в проявлениях моторики спортивные педагоги считают быстроту и ловкость.

Доминантными критериями перспективности  среди психомоторных и психических  качеств преподаватели считают  двигательную координацию, быстроту реакции  и волевые качества. То, что тренеры  на первое место поставили психомоторное  качество двигательной координации, свидетельствует  о том, что они достаточно четко  осознают связь физических качеств  и интеллектуальных процессов в  игре.

Интеллектуальная деятельность спортсмена не выдвигается преподавателями  в качестве ведущей. Однако с повышением стажа, и особенно, квалификации, по данным факторного анализа, имеется  тенденция во мнениях респондентов к повышению роли мыслительной деятельности, как критерия перспективности.

В то же время опрошенные специалисты  не выделяют в качестве необходимых  такие важные параметры личности как мотивация и эмоциональная  устойчивость.

4. Психоспортограмма спортсмена-игровика (настольный теннис) представляет собою системное образование, имеющее три подсистемы: мотивацию достижения, игровой интеллект, объединяющий психические и психомоторные процессы и эмоциональную устойчивость.

Подсистема мотивации достижения, в свою очередь, имеет следующие  подструктуры - выраженный интерес  к занятиям спортом, высокий уровень  притязаний, стремление к лидерству. Эти мотивы побуждают спортсмена к деятельности на протяжении всей его спортивной карьеры, но в разные ее периоды имеют различную динамику, тесно связанную со стажем и квалификацией  спортсмена.

Подсистема игрового интеллекта базируется на психомоторном, перцептивном, мнемическом и мыслительном компонентах, представляющих собою подструктуры различной степени сложности.

Подсистема эмоциональной устойчивости характеризуется наличием моторного, сенсорного и интеллектуального  аспектов, представляющих собою разные стороны толерантности спортсмена к стресс-факторам игровой деятельности.

Оценка степени наполняемости  этих трех подсистем психоспортограммы представляет из себя один из наиболее существенных этапов процедуры первичного отбора в игровых видах спорта.

5. Установлены значения модельных  характеристик высококвалифицированного  игрока в настольный теннис  по мотивационному, интеллектуальному  и эмоциональному блокам психоспортограммы.

Каждому уровню спортивного мастерства соответствует свой уровень мотивации  достижения. Высокий уровень мотивации  способствует высоким достижениям  только до показателей 1-го разряда  и мастера спорта, а затем уровни результатов и мотивации расходятся, что соответствует закономерности Йеркса-Додсона.

Мотивация достижения в условиях соревнования в группе повышается по сравнению  с индивидуальной работой (р < 0,01). Причем способность к мобилизации  сил у представителей спортивных игр во время соревнований значимо выше, чем у представителей неигровых видов спорта.

У высококлассных игроков  в настольный теннис (KMC, МС, МСМК) отмечаются высокие уровни простой реакции (Х=Ю,219±0,003), сложной реакции выбора (Х=0,263±0,013), оперативной памяти, внимания, переработки информации. Теннисисты также обладают высоким общим  интеллектом. Результаты оценки логичности, критичности мышления по шкале Равена у них находятся в диапазоне 100-110 баллов, что соответствует уровню выше среднего.

Выявлено, что играющие в  настольный теннис характеризуются  подвижной и лабильной нервной  системой. Их отличительная особенность  заключается в преобладании холерического  типа темперамента (54% испытуемых).

Вместе с тем эмоциональная  устойчивость оценивается у них  только на среднем уровне, что отрицательно сказывается на соревновательной деятельности (более половины испытуемых не проявили эмоциональной устойчивости к стресс-факторам ответственных состязаний).

Этот факт позволяет сделать  заключение, что уже на начальном  этапе обучения нужно выявлять среди  занимающихся спортивными играми лиц, непригодных по критерию эмоциональной  устойчивости.

6. Психолого-педагогическое  тестирование в аспектах оценки  перспективности новичков по  баскетболу, волейболу, гандболу  и настольному теннису выявило  совпадение оценок наиболее опытных  тренеров соответствующих отделений ДЮСШ с нашим прогнозом.

Начинающие спортсмены-игровики, показавшие в тестировании мышления лучшие результаты по переработке информации, по оценке тренеров превосходят в игровой  деятельности своих менее перспективных  сверстников. Таким образом высокие  характеристики процессов переработки  информации совпадают с высокими параметрами игровой деятельности уже на начальном этапе обучения спортивным играм.

Следовательно, оценка пропускной способности  каналов информации является ведущим  предикатором при отборе перспективных  спортсменов, специализирующихся в  спортивных играх.

7. Прослежена динамика роста  уровня развития психических  качеств в зависимости от квалификации  спортсменов на примере настольного  тенниса.

При сравнении результатов психологического тестирования новичков и мастеров спорта выявилось, что психомоторные качества обнаруживают большую динамику роста, нежели другие психические качества.

Далее, сравнение результатов тестирования перворазрядников и мастеров спорта показало, что рост макроструктурных компонентов деятельности, связанных  с переработкой информации, в большей  мере зависят от роста квалификации спортсмена, в то время как микроструктурные элементы, связанные с психомоторикой, более взаимодействуют с возрастными  особенностями спортсмена.

Таким образом, способности к восприятию и переработке информации можно  отнести к категории специальных  способностей, так как они обнаруживают значительную взаимосвязь с повышением квалификации спортсмена (от новичка  до МСМК). В то же время психомоторные  качества, зависящие главным образом, от возрастных изменений правомерно включить в категорию общих способностей.

Следовательно, в процессе первичного отбора оценка перцептивных и мыслительных характеристик имеет первостепенное значение. Психомоторные способности  также имеют существенное значение, обеспечивая эффективность, главным  образом, ориентировочной деятельности.

8. При сравнении результатов  тестирования новичков в начале  и конце первого года занятий  в гандболе и настольном теннисе  выявились одинаковые темпы развития  психических качеств. В то же  время физические качества у  обследованного нами контингента  развиваются не одновременно  с психическими качествами: в  настольном теннисе они опережают  развитие психических качеств,  а в гандболе - отстают от них.  Таким образом, оценка по физическим  качествам в процессе первичного отбора является малопрогностичной, так как высокий уровень физической подготовленности является результатом многолетнего гетерохронного развития.

Установлено в исследованных нами спортивных играх определенное психологическое  сходство: наибольшие показатели в  темпах прироста отмечены в качествах, связанных с переработкой информации. Это подтверждает их наибольшую взаимосвязь  со спецификой игровой деятельности, заключающейся в приоритете переработки  информации над преобразованием  энергии в деятельности спортсмена.

9. Популярность и массовость  спортивных игр предопределяет  включение в число занимающихся  в спортивных школах детей  с разными типовыми особенностями  нервной системы, которые выступают  физиологическими детерминантами  эмоциональной устойчивости.

В обследованном нами контингенте  новичков из разных отделений ДЮСШ часть имеет низкие показатели эмоциональной  устойчивости, другая часть - высокие  показатели, причем в большом количестве случаев они стабильно сохраняются  в течение года специализированных занятий, что свидетельствует о  необходимости ее оценки уже при  первоначальном отборе в ДЮСШ. Но как  оказалось, детские тренеры не уделяют  внимания оценке этого качества. Важнейшая  роль эмоциональной устойчивости в  соревновательной деятельности связана  с силой и уравновешенностью  нервных процессов и проявляется  уже на этапе начального обучения.

10. Важнейшие спортивно-значимые  качества достигают своего наиболее  полного развития только на  высшей стадии мастерства спортсменов.

Об этом свидетельствуют результаты психологического тестирования спортсменов  высокой квалификации (МС и МСМК), которые достоверно превосходят  результаты спортсменов более низших разрядов, при этом у МСМК и перспективных  МС характеристики игрового интеллекта и эмоциональной устойчивости наиболее высокие.

Эти факты позволяют также утверждать, что уровень мастерства в спортивных играх (настольный теннис) тесно взаимосвязан с уровнем развития психологических  показателей.

11. Годичная динамика овладения  техникой и тактикой спортивных  игр показывает различную их  зависимость от уровня развития  физических и психических качеств.

В настольном теннисе в начале обучения технико-тактическим приемам лучше  овладевают дети физически более  подготовленные. Этим, видимо, и объясняется, что на практике при отборе новичков тренеры обращают внимание, в основном, на уровень физического развития абитуриентов. Однако, уже к концу  первого года занятий дети, обладающие более высоким уровнем развития психических качеств, опережают  своих более физически подготовленных сверстников.

Информация о работе Психологические основы отбора в игровых видах спорта