Психологические основы отбора в игровых видах спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:39, реферат

Описание работы

Актуальность работы. Непрерывный рост достижений в спорте вообще, и в спортивных играх, в частности, предъявляет все больше требований к системе подготовки спортсменов, в которой существенное место занимает поиск одаренных людей. Поэтому среди желающих заниматься спортом необходимо повысить качество отбора, и осуществить поиск наиболее талантливых и перспективных детей, которые могут показать выдающиеся спортивные результаты.

Работа содержит 1 файл

диссертация.docx

— 79.66 Кб (Скачать)

7. Опросник Айзен- таблицы". ка. 13. Арифметический тест.

8. Опросник Р. Кет- 14. Кольца Ландольта.  телла. 15. Тест Равена.

В эмоциональном блоке (названном  блоком эмоциональной устойчивости) учитывались показатели: стресс-симптом-теста  Фресте-ра, шкалы ситуативной тревожности Ч.Спилбергера, раздела эмоциональной устойчивости в тесте Кеттелла, раздела оценки эмоционального состояния по цветному тесту Люшера.

Схемы описательного и графического выражения психоспорто-граммы представлены в главе экспериментальных исследований.

Для педагогического эксперимента встала задача отбора методик, подходящих для работы с детьми 7-9 лет. Кроме  того, это должны быть экспресс-методики, батарею которых можно было бы использовать в течение одного учебного занятия.

Для психологических исследований мы выбрали 10 экспресс-методик.

Для выявления интереса к  занятиям был использован "Градусник" Ю.Киселева. Перед испытуемым находится шкала с баллами от 0 до 100. Он должен сделать отметку на этой шкале на том уровне интереса к занятиям, который у него на сегодняшний день имеется (97).

Для измерения времени  простой реакции нами сконструирован электронный рефлексометр (245). Испытуемый при появлении светового сигнала на пульте должен как можно быстрее нажать на кнопку. Результат латентного времени двигательной реакции высвечивается на табло. Число попыток - 10. Итоговое время - среднее арифметическое от десяти попыток.

Для выявления быстроты движений руки был использован теп-пинг-тест. Количество нажатий на рычаг измерялось за 30 сек.

Ловкость обращения с  теннисным мячом и общую координацию  движений изучали с помощью тестов, предложенных Н.Б. Стамбуло-вой (218). Испытуемым требуется встать в 2,5 м от стены  и произвести подряд 10 бросков теннисным  мячом поочередно правой и левой  рукой. Фиксируется время десяти бросков мяча о стену. Следующий  тест - "Классики": квадрат со стороной 120 см разделен на 9 клеток со стороной 30 см. Клетки пронумерованы в случайном  порядке цифрами от 1 до 9. Нулевая  и десятая клетки расположены  снизу и сверху от большого квадрата на продолжении среднего ряда клеток. Испытуемому предлагается из нулевого квадрата выполнить 10 прыжков по клеткам согласно их нумерации. Фиксируется время выполнения упражнения от отталкивания в нулевой клетке до приземления в десятой клетке.

Перцептивный компонент изучался двумя тестами: "Черно-красные  таблицы" и "Кольца Ландольта". Оба теста были нами адаптированы для детей 7-9 лет.

В первом тесте испытуемому нужно  было за 30 сек найти разбросанные в случайном порядке красные  цифры от 1 до 25.

Во втором тесте - найти за 1 минуту определенное кольцо в строке и зачеркнуть его. Подсчитывается число правильно  зачеркнутых полей.

Мнемический аспект интеллекта измерялся  с помощью теста "Фигуры". В  девяти квадратах нарисовано 9 геометрических фигур. Испытуемым предлагается изучить  картинку за 30 сек, а затем воспроизвести  ее по памяти. Подсчитывается число  правильно воспроизведенных фигур.

Мыслительный компонент интеллекта изучался с помощью теста Равена, по которому нужно найти логическую взаимосвязь в представленных картинках  и определить недостающие детали. Тесты расположены в порядке  возрастающей трудности. Мы для детей  взяли тесты из первой группы "А", которые являются самыми легкими  и не включены автором в ключ ответов, а используются только в качестве тренировочных тестов. Всего тестов группы "А" - 12. Подсчитываетс я  количество ошибочных ответов.

Эмоциональная устойчивость оценивается путем создания помех  и стрессовой обстановки при работе на внимание. Сначала испытуемые ищут цифры по "черно-красным таблицам" в спокойных условиях поодиночке. Затем они повторяют ту же самую работу, но на другой таблице вдвоем, соревнуясь, кто быстрее и мешая друг другу тем, что называют цифры вслух. Эмоциональная устойчивость высчи-тывается путем разности между первым и вторым испытанием. Улучшение работы в экстремальных условиях обозначается знаком "+", ухудшение работы - знаком "-", одинаковое количество найденных цифр за оба раза - цифрой "О".

Далее в экспериментах были использованы тесты по физической подготовленности и технико-тактической подготовленности.

Для настольного тенниса тесты, оценивающие физические качества следующие:

1. Бег 20 м.

2. Прыжки в длину с места.

3. Передвижение приставными шагами  боком за 1 мин в 3-х метровой  зоне.

4. Передвижение вперед-назад за 1 минуту в 3-х метровой зоне.

5. Прыжки через скамейку боком  за 30 сек.

Тесты взяты из нормативов для ДЮСШ (164).

Тесты по физической подготовленности для гандбола следующие:

1. Бег 20 м.

2. Бег 30 м.

3. Бег 20 м с хода.

4. Бег 30 м с хода.

Тесты технической подготовленности для настольного тенниса следующие:

1. Удар с верхним вращением  мяча (накат) на количество раз  до ошибки.

2. Накаты слева и справа из  середины стола попеременно на  количество раз до ошибки.

Тесты тактической подготовленности для настольного тенниса следующие:

1. Испытуемым предлагается 4 рисунка,  на которых обозначено расположение  игрока и противника, который  занимает четыре различных положения  относительно центра стола: в  правом углу отдаленно от стола,  в левом углу отдаленно от  стола, в правом углу близко  от стола, в левом углу близко  от стола. Нужно указать наиболее  предпочтительное из 6-ти предложенных  направление своего удара. По  разработанной нами шкале (от 10 до 60 очков) наиболее отдаленное  от противника направление характеризуется  наибольшим количеством очков.

2. Испытуемым предлагается анкета, где нужно ответить на вопросы:

1. Что ты видишь (на что смотришь) во время игры кроме мяча?

2. В какой момент ты видишь  летящий к тебе мяч?

3. Когда ты отбиваешь мяч,  учитываешь ли ты местонахождение  соперника?

4. Ставишь ли ты перед собой  какую-нибудь задачу, когда готовишься  выполнить удар?

5. Со всеми соперниками ты  играешь одинаково тактически?

На каждый вопрос есть несколько  вариантов ответов, оцениваемых  баллами. Наиболее предпочтительный ответ  оценивается наибольшим количеством  баллов.

В гандболе тесты технической подготовленности следующие:

1. Ведение мяча 30 м. Оценивается  в секундах.

2. Броски в цель. Считается количество  точно произведенных бросков  из 12-ти.

В гандболе тесты тактической подготовленности следующие:

1. Испытуемым предлагается три  картинки, в которых: а) Нарисован  игрок, его партнер и ворота. Спрашивается, будет ли игрок  сам вести мяч до ворот или  передаст партнеру. Правильный ответ  оценивается большим количеством  баллов. б) Нарисованы различные  зоны ударов в ворота. Спрашивается, из какой зоны удобнее бросить  мяч в ворота? Ответ по зоне  чем ближе к центру, тем большим  количеством баллов оценивается.  в) Нарисованы обозначения игроков  на площадке. Нужно, через 30 сек  воспроизвести их местоположение. Оценивается: общее количество  воспроизведенных обозначений игроков,  и правильное их местоположение. Для каждого варианта разработана  своя шкала.

2. Анкета для тренеров включает  вопросы: о возрасте детей для  начального отбора, какие показатели  учитывают тренеры при отборе (антропометрические данные, ростовые  характеристики родителей, развитие  двигательных качеств, технические,  тактические нормативы). Выясняется  отношение тренеров к отбору  по психологическим качествам.  Выясняется отношение тренеров  к оценке следующих психологических  характеристик: внимание, зрительная  память, двигательная координация,  быстрота реакции, тип мыслительной  деятельности, уровень развития  волевых качеств, коллективизм, лидерство.

Выявлено процентное соотношение  ответов, а также произведено  ранжирование качеств по их предпочтению тренерами.

Все представленные методики имеют  числовые измерения или результаты, выраженные в баллах по разработанным  нами шкалам.

М.С.Бриль предлагает в первичном  отборе в качестве главных методик  использовать подвижные игры (30). Но к подвижным играм трудно применить  числовые измерения, поэтому они  нами рассматриваются только в качестве дополнительных методик.

Тем не менее, игра как своеобразная модель элементов реальной жизни, воспроизводящая  практическое поведение человека в  границах заранее определенных условностей (222) может и должна найти свое применение в методике первичного отбора в спортивных играх. Подвижные игры как низшая ступень спортивных игр  позволяют при отсутствии должного уровня технико-тактической подготовленности выявить наличие у ребенка многих способностей к спортивным играм, в том числе, психических.

В качестве модельных тестов нами предложены подвижные игры, предусмотренные  программой по физическому воспитанию для I-IV классов (137). 50 игр классифицированы по психическим показателям в  рамках разработанной нами психоспортограммы, отражающей требования к психическим  качествам спортсменов в спортивных играх.

Тренер в процессе проведения подвижных  игр оценивает по 5-ти балльной шкале  проявление того или иного психического качества у новичка. Наличие положительных  экспертных оценок по всем разделам психоспортограммы  у занимающегося свидетельствует  о его пригодности в психологическом  плане к специализированным занятиям спортивными играми.

Приведенные в наших методических рекомендациях подвижные игры могут  использоваться в качестве модельных  тестов и учителями начальных  классов на уроках физкультуры и  на факультативных занятиях с целью  выявления детей двигательно  и умственно одаренных для  направления их в игровые отделения  ДЮСШ.

При длительном применении в процессе специализированных занятий рекомендованные  нами подвижные игры будут выполнять  не только подготовительную, развлекательную  функцию, а также функцию формирования отношений между людьми (222), но и  иметь развивающий эффект. В частности, спортивные игры весьма способствуют развитию зрительного анализатора. Это согласуется с современными педагогическими инновациями такими, например, как достижение визуальной грамотности (240).

В процессе игры интеллект проходит три стадии развития: сен-сомоторику, представление и размышление (127).

Поэтому, по мнению специалиста по педагогике спорта Э. Майнберга игровой  метод должен стать ведущим в  современной педагогике.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 1986 по 1997 год. За это время осуществлялся анализ литературных источников, осмыслялся опыт собственной спортивной жизни. Также постоянно проводились  экспериментальные исследования. Экспериментальную  часть работы можно подразделить на 3 этапа:

1 этап - с 1986 по 1995 год.

Это период создания структуры  модельных характеристик игрока в настольный теннис. В качестве испытуемых участвовали члены центра олимпийской подготовки г. Санкт-Петербурга, учащиеся училища олимпийского резерва, студенты Академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта, члены молодежной сборной страны по настольному теннису, а также члены молодежных сборных города по баскетболу и волейболу.

Всего на этом этапе проведено 370 человеко-исследований.

2 этап - с 1995 по 1996 год.

Было проведено тестирование психологических  качеств групп начальной подготовки по баскетболу, волейболу, гандболу и  настольному теннису. Была прослежена динамика роста спортивных результатов  в зависимости от уровня развития психических процессов у групп  новичков, первого разряда, мастеров спорта, мастеров спорта международного класса по настольному теннису.

Всего на этом этапе было проведено 1260 человеко-исследований.

3 этап - с 1996 по 1997 год.

Проводились эксперименты по определению  роли психических качеств в успешности игровой деятельности на начальном  этапе отбора. Вначале были опрошены тренеры по четырем видам спорта. Затем произведено тестирование психических и физических качеств  новичков в настольном теннисе и  гандболе в начале и в конце  учебного года. По ходу эксперимента поэтапно проводилось тестирование уровня технической  и тактической подготовленности спортсменов.

Всего на этом этапе было осуществлено 1428 человеко-исследований.

Все полученные материалы экспериментальных  исследований подвергались математико-статистической обработке.

Из математических величин использовались: средняя арифметическая, ошибка средняя, процентное соотношение, критерий Стью-дента, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, корреляционный анализ, факторный анализ.

Объем и структура диссертации. Работа изложена на 275 страницах машинописного  текста, состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии (311 наименований, из них 58 на иностранных  языках) и приложений. Материал иллюстрирован 44 таблицами и 20-ю рисунками.

Информация о работе Психологические основы отбора в игровых видах спорта