Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:39, реферат
Актуальность работы. Непрерывный рост достижений в спорте вообще, и в спортивных играх, в частности, предъявляет все больше требований к системе подготовки спортсменов, в которой существенное место занимает поиск одаренных людей. Поэтому среди желающих заниматься спортом необходимо повысить качество отбора, и осуществить поиск наиболее талантливых и перспективных детей, которые могут показать выдающиеся спортивные результаты.
7. Опросник Айзен- таблицы". ка. 13. Арифметический тест.
8. Опросник Р. Кет- 14. Кольца Ландольта. телла. 15. Тест Равена.
В эмоциональном блоке (названном
блоком эмоциональной устойчивости)
учитывались показатели: стресс-симптом-теста
Фресте-ра, шкалы ситуативной тревожности
Схемы описательного и графического
выражения психоспорто-граммы представлены
в главе экспериментальных
Для педагогического эксперимента встала задача отбора методик, подходящих для работы с детьми 7-9 лет. Кроме того, это должны быть экспресс-методики, батарею которых можно было бы использовать в течение одного учебного занятия.
Для психологических исследований мы выбрали 10 экспресс-методик.
Для выявления интереса к занятиям был использован "Градусник" Ю.Киселева. Перед испытуемым находится шкала с баллами от 0 до 100. Он должен сделать отметку на этой шкале на том уровне интереса к занятиям, который у него на сегодняшний день имеется (97).
Для измерения времени простой реакции нами сконструирован электронный рефлексометр (245). Испытуемый при появлении светового сигнала на пульте должен как можно быстрее нажать на кнопку. Результат латентного времени двигательной реакции высвечивается на табло. Число попыток - 10. Итоговое время - среднее арифметическое от десяти попыток.
Для выявления быстроты движений руки был использован теп-пинг-тест. Количество нажатий на рычаг измерялось за 30 сек.
Ловкость обращения с
теннисным мячом и общую
Перцептивный компонент
В первом тесте испытуемому нужно было за 30 сек найти разбросанные в случайном порядке красные цифры от 1 до 25.
Во втором тесте - найти за 1 минуту определенное кольцо в строке и зачеркнуть его. Подсчитывается число правильно зачеркнутых полей.
Мнемический аспект интеллекта измерялся с помощью теста "Фигуры". В девяти квадратах нарисовано 9 геометрических фигур. Испытуемым предлагается изучить картинку за 30 сек, а затем воспроизвести ее по памяти. Подсчитывается число правильно воспроизведенных фигур.
Мыслительный компонент
Эмоциональная устойчивость оценивается путем создания помех и стрессовой обстановки при работе на внимание. Сначала испытуемые ищут цифры по "черно-красным таблицам" в спокойных условиях поодиночке. Затем они повторяют ту же самую работу, но на другой таблице вдвоем, соревнуясь, кто быстрее и мешая друг другу тем, что называют цифры вслух. Эмоциональная устойчивость высчи-тывается путем разности между первым и вторым испытанием. Улучшение работы в экстремальных условиях обозначается знаком "+", ухудшение работы - знаком "-", одинаковое количество найденных цифр за оба раза - цифрой "О".
Далее в экспериментах были использованы
тесты по физической подготовленности
и технико-тактической
Для настольного тенниса тесты, оценивающие физические качества следующие:
1. Бег 20 м.
2. Прыжки в длину с места.
3. Передвижение приставными
4. Передвижение вперед-назад за 1 минуту в 3-х метровой зоне.
5. Прыжки через скамейку боком за 30 сек.
Тесты взяты из нормативов для ДЮСШ (164).
Тесты по физической подготовленности для гандбола следующие:
1. Бег 20 м.
2. Бег 30 м.
3. Бег 20 м с хода.
4. Бег 30 м с хода.
Тесты технической подготовленности
для настольного тенниса
1. Удар с верхним вращением мяча (накат) на количество раз до ошибки.
2. Накаты слева и справа из середины стола попеременно на количество раз до ошибки.
Тесты тактической подготовленности
для настольного тенниса
1. Испытуемым предлагается 4 рисунка,
на которых обозначено
2. Испытуемым предлагается
1. Что ты видишь (на что смотришь) во время игры кроме мяча?
2. В какой момент ты видишь летящий к тебе мяч?
3. Когда ты отбиваешь мяч,
учитываешь ли ты
4. Ставишь ли ты перед собой какую-нибудь задачу, когда готовишься выполнить удар?
5. Со всеми соперниками ты играешь одинаково тактически?
На каждый вопрос есть несколько вариантов ответов, оцениваемых баллами. Наиболее предпочтительный ответ оценивается наибольшим количеством баллов.
В гандболе тесты технической
1. Ведение мяча 30 м. Оценивается в секундах.
2. Броски в цель. Считается количество точно произведенных бросков из 12-ти.
В гандболе тесты тактической
1. Испытуемым предлагается три
картинки, в которых: а) Нарисован
игрок, его партнер и ворота.
Спрашивается, будет ли игрок
сам вести мяч до ворот или
передаст партнеру. Правильный ответ
оценивается большим
2. Анкета для тренеров включает
вопросы: о возрасте детей для
начального отбора, какие показатели
учитывают тренеры при отборе
(антропометрические данные, ростовые
характеристики родителей,
Выявлено процентное соотношение ответов, а также произведено ранжирование качеств по их предпочтению тренерами.
Все представленные методики имеют числовые измерения или результаты, выраженные в баллах по разработанным нами шкалам.
М.С.Бриль предлагает в первичном отборе в качестве главных методик использовать подвижные игры (30). Но к подвижным играм трудно применить числовые измерения, поэтому они нами рассматриваются только в качестве дополнительных методик.
Тем не менее, игра как своеобразная модель элементов реальной жизни, воспроизводящая практическое поведение человека в границах заранее определенных условностей (222) может и должна найти свое применение в методике первичного отбора в спортивных играх. Подвижные игры как низшая ступень спортивных игр позволяют при отсутствии должного уровня технико-тактической подготовленности выявить наличие у ребенка многих способностей к спортивным играм, в том числе, психических.
В качестве модельных тестов нами
предложены подвижные игры, предусмотренные
программой по физическому воспитанию
для I-IV классов (137). 50 игр классифицированы
по психическим показателям в
рамках разработанной нами психоспортограммы,
отражающей требования к психическим
качествам спортсменов в
Тренер в процессе проведения подвижных
игр оценивает по 5-ти балльной шкале
проявление того или иного психического
качества у новичка. Наличие положительных
экспертных оценок по всем разделам психоспортограммы
у занимающегося
Приведенные в наших методических рекомендациях подвижные игры могут использоваться в качестве модельных тестов и учителями начальных классов на уроках физкультуры и на факультативных занятиях с целью выявления детей двигательно и умственно одаренных для направления их в игровые отделения ДЮСШ.
При длительном применении в процессе
специализированных занятий рекомендованные
нами подвижные игры будут выполнять
не только подготовительную, развлекательную
функцию, а также функцию формирования
отношений между людьми (222), но и
иметь развивающий эффект. В частности,
спортивные игры весьма способствуют
развитию зрительного анализатора.
Это согласуется с современными
педагогическими инновациями
В процессе игры интеллект проходит три стадии развития: сен-сомоторику, представление и размышление (127).
Поэтому, по мнению специалиста по педагогике спорта Э. Майнберга игровой метод должен стать ведущим в современной педагогике.
Организация исследования. Исследование
проводилось в период с 1986 по 1997 год.
За это время осуществлялся анализ
литературных источников, осмыслялся
опыт собственной спортивной жизни.
Также постоянно проводились
экспериментальные
1 этап - с 1986 по 1995 год.
Это период создания структуры
модельных характеристик игрока
в настольный теннис. В качестве испытуемых участвов
Всего на этом этапе проведено 370 человеко-исследований.
2 этап - с 1995 по 1996 год.
Было проведено тестирование психологических
качеств групп начальной
Всего на этом этапе было проведено 1260 человеко-исследований.
3 этап - с 1996 по 1997 год.
Проводились эксперименты по определению
роли психических качеств в
Всего на этом этапе было осуществлено 1428 человеко-исследований.
Все полученные материалы экспериментальных исследований подвергались математико-статистической обработке.
Из математических величин использовались: средняя арифметическая, ошибка средняя, процентное соотношение, критерий Стью-дента, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, корреляционный анализ, факторный анализ.
Объем и структура диссертации. Работа изложена на 275 страницах машинописного текста, состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии (311 наименований, из них 58 на иностранных языках) и приложений. Материал иллюстрирован 44 таблицами и 20-ю рисунками.
Информация о работе Психологические основы отбора в игровых видах спорта