Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:02, реферат

Описание работы

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Содержание

1.Введение. Основные понятия……………………………….................3стр.


2.Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов……………………………………………………...4стр.


3.Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения……………………………………………7стр.


4.Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов

4.1. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме……………………………………9стр.

4.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения……………………………………………….……….10стр.


5.Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

5.1. Использование физических упражнений как средства активного отдыха………………………………………………………..…………....12стр.

5.2. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов………………………………………………………………….13стр.

5.3. Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности…………………………….......14стр.


6.Заключение……………………………………………………………..17стр.


7.Список литературы………………………………………………….....18стр.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 53.37 Кб (Скачать)

    систематическое изучение учебных предметов студентами в се 
местре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;

    ритмичную и системную организацию умственного  труда;

    постоянное  поддержание эмоции интереса;

    совершенствование межличностных отношений студентов  между 
собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

    организацию рационального режима труда, питания, сна и отды 
ха;

    отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркоти 
ков, курения и токсикомании;

    ДА  и физическую тренировку, постоянное поддержание организ 
ма в состоянии оптимальной физической тренированности;

    обучение  студентов методам самоконтроля за состоянием орга 
низма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной кор 
ректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

    5.1 Использование физических  упражнений как  средства активного  отдыха

    Различают отдых пассивный и активный, связанный  с двигательной деятельностью. Физиологическое  обследование активного отдыха связано  с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

    Этот  принцип стал основой организации  отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим  образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и  по его окончании оказывают высокий  эффект в сохранении и повышении  умственной работоспособности. Не менее  эффективны ежедневные самостоятельные  занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий  мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное  влияние на состояние мышечной, дыхательной  и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов. 
 

    5.2 "Малые формы"  физической культуры  в режиме учебного  труда студентов

    К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов  относятся утренняя гигиеническая  гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты).

    Утренняя  гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной  формой для ускоренного включения  студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма  в работоспособное состояние, усиливает  ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет  продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки  улучшает кровообращение, укрепляет  сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

    Ежедневная  УГГ, дополненная водными процедурами,- эффективное средство повышения  физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

    Физкультурная пауза является действенной и  доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

    Многочисленные  исследования свидетельствуют о  том, что после второй пары учебных  часов умственная работоспособность  студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных  занятий работоспособность восстанавливается  до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

    С учетом динамики работоспособности  студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов  занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются  так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие  в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

    Исследования  показывают, что эффективность влияния  физкультурной паузы проявляется  при 10-минутном ее проведении в повышении  работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

    Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.

    В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища (рис.5.1).

    При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

    Рис.5.1.Комплекс позотонических упражнений.

    Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов  играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособно

    5.3 Учебные и самостоятельные  занятия по физической  культуре в режиме  учебно-трудовой  деятельности

    Эффективная подготовка специалистов в вузе требует  создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом  и физическим совершенствованием. Этому  требованию должно отвечать такое использование  средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию  достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности  студентов. Обеспечение данной функции  физического воспитания является одной  из ведущих в социальном отношении.

    В цикле исследований (М.Л.Виленский, В.П.Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

    Динамика  работоспособности в течение  рабочего дня характеризуется тремя  периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.

    Полученные  материалы свидетельствуют о  том, что проведение занятий физическими  упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности  и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.

    Занятия с нагрузками средней интенсивности  обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового  дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное  воздействие таких занятий сохраняется  на протяжении последующих 2-3 дней, после  чего оно постепенно затухает.

    Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности  в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень  умственной работоспособности. В последующие  часы учебного труда она снижается  до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень  возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.

    Проведенные исследования позволяют рассмотреть  ряд вариантов проведения занятий  в зачетный и экзаменационный  период, каждый из которых оказывает  положительное воздействие на работоспособность  и психоэмоциональное состояние  студентов:

    1-й  вариант - занятия проводятся  раз в неделю после сдачи  экзаменов. Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные  игры, легкоатлетические и общеразвивающие  упражнения умеренной интенсивности;

    2-й  вариант - два занятия в неделю  по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие  - 10 мин., подвижные и спортивные  игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;

    3-й  вариант - два занятия в неделю  по 45 мин. по возможности после  экзамена. Их содержание включает  общеразвивающие упражнения, разнообразные  двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной  УГГ, а после 55-60 мин. учебного  труда - физкультурной паузой  до 5-10 мин.;

    4-й  вариант - ежедневные занятия  по 60-70 мин. умеренной интенсивности,  в содержание которых включаются  плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений;

    5-й  вариант - отличается комплексной  организацией ЗОЖ студентов в  экзаменационный период. Его содержание  охватывает четкую рег ламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 »<асов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20-минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий - во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом.

    Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные  игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера.

    При проведении исследований наблюдались  три группы студентов: 1-я группа имела произвольный режим организации  жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й  группы была нормализована физическая активность при неупорядоченном  сне, питании, самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение  сессии сохраняла комплексно упорядоченный  образ жизни. Полученные во время  весенней сессии данные об изменении  умственной работоспособности приведены  в табл. 9.3.

    Из  таблицы видно, что градиент снижения работоспособности под влиянием экзаменов существенно меньше в 3-й группе. Это свидетельствует  о том, что только при комплексно упорядоченном образе жизни нормализуется  процесс восстановления работоспособности  в течение дня и недели. Если же ДА оптимально организована, но не связана  с общей структурой жизнедеятельности, полноценное оздоровление условий  жизни студентов в период экзаменов  не обеспечивается.

    При проведении учебно-тренировочных занятий  в период экзаменов следует снижать  их интенсивность до 60-70% от обычного уровня.

                         

    Нецелесообразно изучать технику новых упражнений и пытаться совершенствовать ее. Направленность этих занятий можно характеризовать как профилактическую, а для занимающихся спортом - как поддерживающую уровень тренированности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    6. Заключение

    Динамика  учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией  во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма  студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние  гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

    Позитивный  характер изменений умственной работоспособности  достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании  средств физической культуры, методов  и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности