Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:02, реферат
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
1.Введение. Основные понятия……………………………….................3стр.
2.Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов……………………………………………………...4стр.
3.Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения……………………………………………7стр.
4.Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов
4.1. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме……………………………………9стр.
4.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения……………………………………………….……….10стр.
5.Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов
5.1. Использование физических упражнений как средства активного отдыха………………………………………………………..…………....12стр.
5.2. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов………………………………………………………………….13стр.
5.3. Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности…………………………….......14стр.
6.Заключение……………………………………………………………..17стр.
7.Список литературы………………………………………………….....18стр.
Федеральное
государственное
Среднего профессионального образования
Прокопьевский
промышленно-экономический техникум
Реферат
по предмету: Физическая культура
Тема: «Психофизиологические
основы учебного труда и интеллектуальной
деятельности»
Выполнил: студентка гр.0612-07
Проверил: Трушина Наталья Юрьевна
г.Прокопьевск,2011
Содержание
1.Введение. Основные
понятия………………………………...........
2.Объективные
и субъективные факторы
3.Изменение состояния
организма студента под
4.Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов
4.1. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме……………………………………9стр.
4.2. Общие закономерности
5.Средства физической
культуры в регулировании
5.1. Использование физических
5.2. "Малые формы" физической
культуры в режиме учебного
труда студентов………………………………………
5.3. Учебные и самостоятельные
занятия по физической
6.Заключение………………………………………………
7.Список литературы……………………………
1. Введение. Основные понятия
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.
Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.
Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.
Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.
Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)
Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.
Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.
Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.
2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:
Эти
противоречия создают высокое нервно-
Учет и понимание студентами такого рода противоречий необходимы для нормального протекания их учебной деятельности.
Студенческий
возраст характеризуется
Студенческий
возраст является также заключительным
этапом поступательного возрастного
развития психофизиологических и двигательных
возможностей организма. Молодые люди
в этот период обладают большими возможностями
для напряженного учебного труда, общественно-политической
деятельности. Трудности обучения в
вузе связаны не только с необходимостью
творческого усвоения большого объема
знаний, выработкой нужных для будущей
профессии умений и навыков, их практическим
применением. Эти трудности явные.
Но существуют еще и скрытые трудности,
которые сказываются порой
К
ним относится целый ряд
резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом;
отсутствие
хорошо налаженных межличностных отношений,
а
стало быть, и группового контакта, что
характерно для всякого формирующегося
коллектива;
ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве жизненного стереотипа и формирование нового, "вузовского";
сопутствующие
поступлению в вуз новые
возникают у студентов, проживающих в
общежитии (самообслуживание,
самостоятельное ведение бюджета, планирование
и организация своего
учебного и свободного времени и др.)
Особенно
в затруднительном положении
оказываются студенты младших курсов.
С одной стороны, они должны сразу
включаться в напряженную работу,
требующую применения всех сил и
способностей, с другой, - само по себе
преодоление новизны условий
учебной работы требует значительной
затраты сил организма. Включение
студентов в новую систему
жизнедеятельности может
Для
становления личности специалиста
особое значение имеют профессиональная,
социально-психологическая и
Профессиональная
адаптация означает идентификацию
(отождествление) себя с избранной
профессией, с социальной ролью, которую
предстоит выполнять после
Социально-психологическая адаптация означает интеграцию личности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет изменение направленности потребностей.
На процесс внутренней переориентации личности оказывают влияние факторы межличностных отношений, в процессе которых складываются установки, удовлетворяющие личностный статус студента, формирующие уровень его притязаний. По мере укрепления межличностных отношений студент активно включается в деятельность коллектива учебной группы.
Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психической и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения. Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приводит к психической усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д.
Высшая школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают данные опроса студентов - первокурсников, характеризующие основные причины, вызывающие трудности при переходе на вузовские формы обучения. Среди причин отмечены: необходимость организовывать самостоятельную работу - 31% опрошенных студентов; изменение системы контроля за успеваемостью - 23,8%; изменение опросной системы - 16,4%; необходимость конспектировать лекции - 7,6%; сложность лабораторных и практических занятий - 6,9% (Виленский М.Я.,1993 г.).
На
психофизическом состоянии
Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем которых все время возрастает.
Критическим
и сложным фактором перенапряжения
студентов является экзаменационный
период - один из вариантов стрессовой
ситуации, протекающей в большинстве
случаев в условиях дефицита времени
и характеризующейся повышенной
ответственностью с элементами неопределенности.
Отрицательное воздействие на организм
усиливается при суммарном
Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности