Отбор и ориентация спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Обьект: система спортивного отбора и ориентации спортсменов
Предмет: критерии спортивного отбора и ориентации спортсменов

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Анализ и обобщение литературных источников
1. .Основные закономерности развития детей
а) Общая характеристика развития растущего организма………….4
б) Возрастная периодизация ………………………………………….6
в) Развитие движений …………………………………………………9
г) Развитие двигательных качеств……………………………………10
д) Развитие систем энергетического обеспечения мышечной деятельности
-14
1.2. Методы исследования ………………………………………………19
1.3.Этапы отбора и ориентации …………………………………………25
1.4. Методологические принципы спортивного отбора………………..34
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования……….36
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
ГЛАВА III . Методика отбора бегунов на средние дистанции.……….37
Выводы ……………………………………………………………………40
Приложения…………………………………………………………….….41
Список литературы………………………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

Курсовая Отбор и ориентация.doc

— 590.00 Кб (Скачать)
    • сдача контрольных нормативов ( таблица 4 )
    • контрольный бег 400м
    • контрольный бег 800 м
    • наблюдение тренера за перспективными индивидами
  • Медико – биологические методы:
  • фиксирование морфологических показателей(рост, масса тела, длина рук и ног, соотношение пропорций);
  • фиксирование физиологических показателей( ЧСС в покое и после 20 присяданий, ЖЕЛ, степ – тест)
  • биопсия мышц
  • биохимический анализ крови
  • исследование иммунитета
  • Психологические методы:
    • Анкетирование с целью определения удовлетворенности избранным видом спорта, тренировочным процессом, развитием спортивных результатов
    • Лабораторные исследования процессов возбуждения – торможения ЦНС( см.глава1.3.)
    • Соотношение результатов анкетирования и лабораторных исследований
    • Составление психологического портрета спортсмена
  • Социологические методы:
    • Анкетирование с целью определения темперамента(см. приложения)

    По итогам собранных в ходе этапа сведений о занимающихся ,выносится вердикт  о пригодности одних и непригодности  избранному виду спортсменах. Пригодные  переходят в группу дальнейшего  совершенствования способностей. Непрошедшим этап отбора в данном виде ,тренер обязан дать рекомендации по смене спортивного амплуа,основываясь все так же на данных собранных в ходе второго этапа отбора.

  • Третий этап отбора: предусматривает медицинское освидетельствование на всем протяжении соревновательной деятельности.

    Основным методом  данного этапа считаю педагогическое наблюдение за соревновательной деятельностью  спортсмена. Прослеживание периодов роста и снижения спортивных результатов, выявление причин этих изменений с помощью методов упомянутых в первых двух этапах ,но с большей научной углубленостью.

Четвертый этап отбора: проводяться просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следующих показателей(см.стр.32).  . В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья. 
 

Выводы.

         Проведенный в данной работе анализ существующих методик отбора и ориентации спортсменов дал мне возможность выделить основные, максимально иформативные педагогические, психологические, медико- биологические и социальные критерии отбора и тесты для их определения.

    Были  проанализированы этапы процесса отбора в многолетней  подготовке спортсмена и выявлены наиболее приемлемые  временные промежутки для отсева непригодных для данного  вида спорта .

    Также были сформулированы основные принципы по которым должен проводится отбор.

    Основываясь на полученной информации я попытался  создать методику отбора бегунов  на средние дистанции в легкой атлетике.

    Методика основывается на схеме 4 этапов отбора в процессе многолетней подготовки спортсменов. Включает в себя ряд тестов, анкет и процедур  помогающих максимально проанализировать кандидата с точки зрения пригодности к виду. Составляя данную программу , я основывался на проверенных годами научных данных, опыте специалистов в сфере наук о спорте .

    Поставленные в курсовой работе задачи считаю решенными. 
     

Приложение.

Анкета  для определения темперамента .

Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если нет. Итак,

Вы:

  1. Отличаетесь неусидчивостью.
  2. Вспыльчивы и импульсивны.
  3. Чаще всего нетерпеливы.
  4. Инициативны и решительны.
  5. Упорны, даже упрямы.
  6. Быстро ориентируетесь в спорах, находчивы.
  7. Ритм вашей деятельности неравномерный, скачкообразный.
  8. Любите рисковать.
  9. Легко прощаете обиды.
  10. Ваша речь быстрая и пылкая.
  11. Часто страдаете от своей неуравновешенности.
  12. Не терпите недостатков.
  13. Вас привлекает все новое.
  14. Ваше настроение часто меняется.
  15. Вы жизнерадостный и веселый человек.
  16. Энергия бьет ключом, вы всегда собранны.
  17. Часто бросаете начатое на полдороге.
  18. Не всегда адекватно оцениваете свои силы.
  19. Ваши интересы и увлечения часто меняются.
  20. К изменившимся планам и новым обстоятельствам привыкаете легко.
  21. Вам не трудно отвлекаться от своих дел, вы быстро разбираетесь с чужой проблемой.
  22. Тщательная проработка деталей и кропотливый труд не для вас.
  23. Вы отзывчивы, любите общение.
  24. Ваша речь внятная и громкая.
  25. Вы не паникуете даже в сложных ситуациях, у вас отличное самообладание.
  26. Легко засыпаете и быстро просыпаетесь.
  27. Вам сложно сосредоточиться, принять обдуманное решение.
  28. Вы рассеяны, невнимательны.
  29. Вы сдержанный и хладнокровный человек.
  30. В своих словах и делах вы отличаетесь последовательностью.
  31. Вы осторожны и рассудительны.
  32. Выдержанны, умеете выжидать.
  33. Неразговорчивы, не любите пусто-порожней болтовни.
  34. Ваша речь размеренна, спокойна.
  35. Вы грамотно распределяете свои силы, никогда не выкладываетесь полностью.
  36. У вас существует четкий режим дня, вы планируете свои рабочие дела.
  37. Спокойно воспринимаете критику, равнодушны к порицанию.
  38. Вам трудно с ходу переключиться на другую деятельность.
  39. С другими людьми у вас ровные, хорошие отношения.
  40. Аккуратны, педантичны в мелочах.
  41. Вам сложно приспособиться к новой обстановке и изменившимся планам.
  42. Вы не любите много двигаться, медлительны.
  43. Вы застенчивый человек.
  44. Новая обстановка вызывает у вас замешательство.
  45. Вы неуверенны в себе, своих силах.
  46. Одиночество не тяготит вас.
  47. Неудачи и неприятности надолго выбивают вас из колеи.
  48. В сложные жизненные периоды вы замыкаетесь в себе.
  49. Вы не слишком выносливы, быстро устаете.
  50. Ваша речь тихая, иногда невнятная.
  51. Вы автоматически перенимаете черты характера собеседника и его манеру говорить.
  52. Сентиментальны и впечатлительны.
  53. Вы перфекционист, у вас завышенные требования к себе и окружающему миру.
  54. Вам свойственна некоторая мнительность и подозрительность.
  55. Вас легко обидеть.
  56. Вам приятно, когда окружающие сопереживают вам.

А теперь давайте разберемся с результатами теста. В тесте 4 группы вопросов, в каждой группе 14 утверждений. Первые 14 (с первого по четырнадцатое утверждение) описывают холерический темперамент. Вторая группа, с 15-го по 28-ое утверждение описывает сангвиника. Третья группа, с 29 по 42 – флегматический тип темперамента. И последняя группа, с 43 по 56 утверждение описывает меланхолический темперамент. 
Если в какой-то из групп вы получили больше 10 плюсов, то этот тип темперамента у вас доминирующий. Если количество плюсов 5-9, то эти черты выражены у вас в значительной мере. И если положительных ответов меньше 4, то черты такого типа темперамента слабо выражены.
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Бриль М.С./ Отбор в спортивных играх -М.:Физкультура и спорт, 1980
  2. Волков В.М. ,Филин В.П./ Спортивный отбор.-М.:Физкультура и спорт,1983
  3. Гуминский А. А. /Возрастное развитие систем кислородного обеспечения организма и их совершенствование в процессе занятий спортом. Докт. дисс.М.,1973
  4. Дорохов Р. Н./Место и роль оценки физического развития и соматотипирования при отборе и ориентации детей и подростков в спорте- В сб.:Медицинские аспекты подросткового возраста. Смоленск 1979
  5. Дубровский В. И./ Спортивная медицина– М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998
  6. Коробков А.В. Шкурдова В.А. / Физическая культура людей разного возраста(биологические основы) .-М.: ФиС,1962
  7. Леонтьева Н. Н.  , Маринова К. В./Анатомия и физиология детского организма. - М.: Просвещение, 1976
  8. Попов А. Л. Спортивная психология / А. Л. Попов. – М.: Изд-во Флинта, 1999.
 
  1. Родионов  А. В. /Психодиагностика спортивных способностей.- М.: ФиС,1973
 
  1. Суслова Ф. П/ Теория и методика спорта: Учебное  пособие для училищ олимпийского резерва – М., 1997
 
  1. Фарфель В. С. Управление движениями  в  спорте. — М.:  ФиС,   1975.
  2. Филин В. П., Фомин Н.А.. Основы юношеского спорта. — М.: ФиС, 1980
  3. Xрипкова А. Г. /Возрастная физиология. ; - М.: Просвещение, 1978.

Информация о работе Отбор и ориентация спортсменов