Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 23:26, курсовая работа
Обьект: система спортивного отбора и ориентации спортсменов
Предмет: критерии спортивного отбора и ориентации спортсменов
Введение………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Анализ и обобщение литературных источников
1. .Основные закономерности развития детей
а) Общая характеристика развития растущего организма………….4
б) Возрастная периодизация ………………………………………….6
в) Развитие движений …………………………………………………9
г) Развитие двигательных качеств……………………………………10
д) Развитие систем энергетического обеспечения мышечной деятельности
-14
1.2. Методы исследования ………………………………………………19
1.3.Этапы отбора и ориентации …………………………………………25
1.4. Методологические принципы спортивного отбора………………..34
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования……….36
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
ГЛАВА III . Методика отбора бегунов на средние дистанции.……….37
Выводы ……………………………………………………………………40
Приложения…………………………………………………………….….41
Список литературы………………………………………………………..44
У детей 7-8 лет способность сохранять высокую скорость бега (скоростная выносливость) развита меньше, чем у подростков и юношей.
Прыжок
как сложный двигательный навык, требующий
значительного развития силы мышц и быстроты,
возникает лишь на третьем году жизни,
С возрастом происходит увеличение дальности
прыжка. Наибольший прирост отмечается
у мальчиков до 13 лет, а у девочек до 12 лет.
В последующие годы, до 17-18 лет, рост результатов
приостанавливается. У юных спортсменов
наиболее интенсивный прирост «прыгучести»
под влиянием спортивной тренировки зафиксирован
в возрасте от 13- 14 до 15-16 лет.
Развитие двигательных качеств.
Между
развитием двигательных качеств (сила,
быстрота, выносливость, ловкость, гибкость)
и формированием двигательных навыков
существует тесная взаимосвязь. Развитие
двигательных качеств происходит в процессе
совершенствования движений. Двигательные
качества формируются неравномерно и
неодновременно. Прирост в различные возрастные
периоды неодинаков. Наивысшие достижения
в силе, быстроте, выносливости достигаются
в разном возрасте. Развитие двигательных
качеств зависит от функционального состояния
ряда систем организма. Так, выносливость
в значительной мере определяется деятельностью
сердечно-сосудистой , дыхательной систем,
экономным расходованием энергии.
Сила мышц тесно связана с ростом костной и мышечной ткани, развитием суставно-связочного аппарата. Она зависит от способности управлять работой (координировать ее) отдельных мышц. Силу мышц удается измерить уже в возрасте 4-5 лет. Сила мышц-сгибателей и разгибателей кисти составляет соответственно 5,22 и 4,61 кг, туловища (становая сила) —8,17 и 14,65 кг (А. В. Коробков). Наибольший прирост силы отдельных мышц происходит в период от 14 до 17 лет. Так, сила разгибателей туловища увеличивается с 11 до 14 лет с 72,0 кг до 90,8 кг, а с 14 до 17 лет — до 144 кг. Наибольшее увеличение силы отмечается при разгибании бедра, туловища, наименьшее — при сгибании кисти, предплечья. Сила большинства мышц-разгибателей возрастает больше, чем мышц-сгибателей. В результате неравномерного прироста силы отдельных мышц в каждом возрастном периоде изменяется соотношение силы различных мышц. С 14 лет для развития силы мышц рекомендуют применять разнообразные упражнения с отягощением, умеренные статические усилия. Напротив, значительные силовые нагрузки могут отрицательно сказаться на растущем организме.
Быстрота характеризуется латентным временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существуе. Быстрота определяется подвижностью нервных процессов, координацией мышц со стороны центральной нервной системы, особенностями строения и сократительными свойствами мышц. Время реакции зависит от возраста. Впервые латентный период реакции удается определить в возрасте 2- 3 лет. Он составляет 0,50—0,90 с. Но уже в возрасте 5-7 лет время реакции снижается до 0,30—0,40 с. В последующие годы происходит дальнейшее снижение этого показателя быстроты, и к 13-14 годам он приближается к данным взрослых (0,15—0,20 с). Уменьшение с возрастом латентного периода происходит неравномерно. До 9-11 лет время реакции уменьшается быстро, в последующие годы, особенно после 13- 14 лет, — медленно. Наибольший прирост под влиянием тренировки происходит в возрасте 9—12 лет. В этом периоде преимущество тренирующихся детей перед нетренирующимися особенно велико. Если в это время нетре нироваться, то в последующие годы возникшее отставание трудно ликвидировать. Юные спортсмены уже в возрасте 13-14 лет характеризуются лучшим развитием скорости движений. В последующие возрастные периоды подобное превосходство юных спортсменов перед незанимающимися сохраняется, однако различие уменьшается. Это указывает на большую эффективность развития скорости движений в более ранние годы (9-13 лет). Важной характеристикой быстроты является частота (темп) движений. У детей, как и у взрослых, максимальная частота движений в различных звеньях тела неодинакова. Высокий темп движений характерен для движений кистью (в лучезапястном суставе), низкий - для движений в голеностопном суставе. Увеличение максимальной частоты движений в различные возрастные периоды неодинаково. Наибольший ежегодный прирост отмечается у детей от 4 до 6 лет и от 7 до 9 лет. В последующие возрастные периоды темпы прироста снижаются. У юных спортсменов под влиянием тренировки частота движений увеличивается. Наибольший прирост установлен в возрасте 9-12 лет. В другие возрастные периоды тренировка темпа движений дает меньший эффект. Считают, что на данном этапе индивидуального развития имеются наилучшие условия для формирования частоты движений (А. В. Коробков,1978).
Выносливость. С возрастом выносливость как при статических усилиях, так и при динамической работе заметно повышается. В возрасте от 8 до 11 лет небольшой выносливостью характеризуются разгибатели туловища, а высокой - сгибатели и разгибатели предплечья. В возрасте 11 -14 лет значительно повышается выносливость икроножных мышц. В 13-14 лет у подростков обоего пола наблюдается некоторое снижение статической выносливости сгибателей и разгибателей предплечья и разгибателей туловища. Наряду с этим заметно повышается работоспособность при напряженных динамических упражнениях на выносливость. Так, у мальчиков и девочек 14-15 лет работоспособность при упражнениях на велоэргометре по сравнению с мальчиками и девочками 8-9 лет увеличивается соответственно в 2,3 и 2 раза. Юные спортсмены характеризуются не только более высокой работоспособностью, но и более значительным ее приростом. Так, у юных пловцов-девочек от 8 до 15 лет работоспособность увеличилась в 3 раза, а у мальчиков - в 3,4 раза
С возрастом
удлиняется также возможная
Координация.
Способность к выполнению координированных
движений обеспечивается сложным взаимодействием
центральных механизмов управления движениями.
Одним из проявлений координации
является точность ориентации в
пространстве. У детей 4-6 лет эта способность
развита слабо. Наибольший рост этой способности
отмечается от 7 до 10 лет. В дальнейшем
(10-12 лет) пространственная точность движений
стабилизируется. В возрасте 14-15 лет способность
оценивать положение тела / отдельных
его частей в пространстве несколько ухудшается,
а в последующий возрастной период (16-
17 лет) эта способность достигает данных
взрослых. Систематическая тренировка
повышает способность к анализу пространственной
точности движений. По мере развития изменяется
способность различать темп движения.
Так, в 7-8 лет отмечаются значительные
отклонения от заданного темпа вращения
педалей велосипеда. С возрастом (до 13-14
лет) способность воспроизводить намеченный
темп движений улучшается и приближается
к данным взрослых. Таким образом,
по мере развития способность управлять
деятельностью мышц совершенствуется.
Подростки 11-14 лет уже могут совершать
сложные по координации движения (В. С.
Фарфель,1975).
Гибкость. Способность выполнять движение с большой амплитудой. Мерой гибкости является предельная амплитуда движений, которая зависит от подвижности в суставах, эластических свойств мышц и связок, от влияний центральной нервной системы. По мере развития организма гибкость изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14, а у девочек с 7 до 12 лет. В более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает в 7-10 лет, а в 11- 13 лет уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет. При активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных. В суставах плечевого пояса подвижность при сгибаниях и разгибаниях увеличивается до 12-13 лет. В тазобедренном суставе подвижность наиболее возрастает от 7 до 10 лет. В последующем прирост гибкости замедляется, а к 13-14 годам приближается к показателям взрослых.
Развитие систем энергетического обеспечения
мышечной деятельности.
Обмен белков, жиров и углеводов. Организм может расти и развиваться только при условии регулярного поступления питательных веществ, которые являются для него строительным (пластическим) материалом. Питательные вещества выполняют также роль источников тергии, необходимых растущему организму. Поэтому правильно организованное питание играет исключительную роль в физическом и умственном развитии детей. Волки являются основным веществом клеток. В организме белки участвуют во многих процессах, и в частности в построении органов и тканей растущего организма. Поэтому у юных спортсменов поступление белка должно превышать его расход. Белки являются и источником энергии. Белковый рацион юных спортсменов должен преимущественно состоять из белков животного происхождения.
Углеводы как источники энергии особенно важны для юных спортсменов. У детей и подростков меньше запасы углеводов в печени и мышцах, а возможности их мобилизации хуже, чем y взрослых, поэтому при напряженной мышечной деятельности повышенная потребность в углеводах приводит к более активному снижению содержания сахара в крови (Н. Н. Яковлев, 1962).
Жиры
составляют 30—35% общего количества калорий,
необходимого детям. Жиры не только важный
источник энергии. Они входят в состав
клеток, участвуют в превращениях витаминов,
необходимых для развития организма. (Н.
Н. Яковлев, 1962)
Кровь и кровообращение. Общее количество крови зависит от возраста: у детей 7—12 лет на 1 кг веса тела приходится 70 мл крови, у взрослых – 50-60 мл. Для детей характерно более низкое содержание глюкозы в крови: в 7 лет - 70—80 мг%, а в 12-14 лет - 90— 120 мг%, что соответствует данным взрослых. У детей несколько ниже содержание гемоглобина, что обусловливает меньшую кислородную емкость артериальной крови (Н. Н. Яковлев, 1962). После длительных и напряженных нагрузок у юношей по сравнению со взрослыми в большей степени увеличивается число тромбоцитов (миогенный тромбоцитоз). Напряженная мышечная нагрузка характеризуется резким ускорением свертывания крови. Юные спортсмены после одинаковых нагрузок отличаются более продолжительными послерабочими изменениями свертывания крови. У юношей восстановление происходит за 6 ч, у взрослых — за 1,5-2 ч. В условиях кислородной недостаточности (пребывание в горах, «подъем» в барокамере) изменения числа эритроцитов и содержания гемоглобина у юношей выражены резче и наступают раньше, чем у взрослых. По мере роста и формирования организма повышаются абсолютные размеры сердца. Систематическая тренировка, особенно в упражнениях на выносливость, вымывает увеличение массы сердечной мышцы (рабочая гипертрофия), которая все же не достигает размеров сердечной мышцы у взрослых спортсменов. Развитие сердца сопровождается увеличением просвета сосудов. В результате создаются условия для лучшего кровоснабжения тканей работающих органов. Мышечная деятельность обеспечивает формирование новых кровеносных сосудов, что усиливает периферическое кровообращение. В результате у юных спортсменов эффективность сосудистых реакций улучшается, а развитие сердца и сосудов протекает более гармонично. С возрастом изменяется продолжительность сердечного цикла. У детей 6-7 лет она составляет 0,64 с, 12- 14 лет - 0,72 с. В соответствии с этим урежается ЧСС (в 7 лет-85—90 уд/мин, в 14-15 лет-70—80 уд/мин). У детей нередко ЧСС под влиянием внутренних и внешних раздражителей значительно колеблется. У юных спортсменов, тренирующихся преимущественно в упражнениях на выносливость, ЧСС в покое урежается(брадикардия), но в меньшей степени, чем у взрослых . При напряженных упражнениях у юных спортсменов изменения ЧСС могут не только соответствовать данным взрослых, но и превышать их . Однако величина относительного прироста ЧСС (по отношению к исходному уровню) у них меньше. Таким образом, с возрастом увеличивается диапазон учащения ритма сердца, что указывает на рост его потенциальных возможностей (А. А. Маркосян, 1969).
Дыхание. Развитие организма сопровождается усилением функции дыхания. Увеличивается жизненная емкость легких (ЖЕЛ): в 13—14 лет она составляет 2447 мл, а в 17—18 лет — 4060 мл. У юных спортсменов увеличение ЖЕЛ с возрастом больше. В покое дети дышат несколько чаще, чем взрослые, а глубина дыхании у них меньше. Минутный объем дыхания повышается с возрастом, но при оценке на 1 кг веса наблюдается противоположная зависимость — чем старше дети, тем величина легочной вентиляции меньше. Это результат более высокой потребности растущего организма в кислороде. С возрастом повышается (особенно у юных спортсменов) возможный предел усиления дыхания, т. е. максимальная легочная вентиляция (МВЛ) Невысокая МВЛ ограничивает возможное усиление дыхания при работе. Например, у детей 11 —12 лет при упражнениях максимальной мощности потребление кислорода меньше, чем у юношей и взрослых . Вместе с тем чем старше возраст, тем выше кислородный пульс (КП — количество кислорода в мл, приходящееся на один удар пульса) и количество кислорода, извлекаемого из 1 л вентилируемого воздуха. Последнее свидетельствует о повышении с возрастом взаимосвязи функций дыхания и кровообращения (Л. З. Колчинская, 1973).
Обмен энергии. У детей относительные энергозатраты (на единицу веса или единицу поверхности тела)выше, чем у взрослых. Это в основном результат большей интенсивности окислительных процессов. При одинаковой работе дети расходуют больше энергии, у них ниже максимальный уровень усиления энергетического обмена, чем у взрослых. Так, у них меньше один из важных показателей аэробного обмена — максимальное потребление кислорода (МПК). С возрастом МПК увеличивается. Существует представление о том, что МПК в основном определяется наследственными факторами и тренировка влияет на него слабо. Исследования, проведенные на юных конькобежцах, лыжниках, легкоатлетах, показали, что систематические занятия спортом значительно повышают уровень максимального потребления кислорода (А. А. Гуминский, 1973; В. К. Ефимов, 1977, и др.). Способность юных спортсменов к МПК определяет особенности адаптации к мышечной работе. Оказалось что юные лыжники, для которых характерен невысокий уровень МПК, приспосабливались к физическим упражнениям и тренировочным нагрузкам менее совершенно. Дети характеризуются меньшей анаэробной производительностью, т. е. способностью работать в условиях недостатка кислорода за счет анаэробных источников энергии. Так, дети 9—10 лет прекращали напряженную деятельность на велоэргометре при нагрузке 8—9,3 кгм/с, когда кислородный долг составляет 800-1200 мл. Подростки 12-14 лет выполняли работу, равную 12- 17 кгм/с, при кислородном долге 2000-2500 мл. Предельная нагрузка для взрослых составляла 20-24 кгм/с, а кислородный долг - 6000 мл (А. 3. Колчинская, 1977). Таким образом, величина кислородного долга у детей меньше, чем у взрослых. Наряду с этим у детей кислородный долг составляет больший процент от кислородного запроса. Это является следствием меньшей способности удовлетворять кислородный запрос непосредственно в ходе работы. Максимальный кислородный долг (МКД) составляет у спортсменов III и II разрядов 7-9 л, а у мастеров спорта – 13-16 л и более. О повышении с возрастом анаэробных возможностей свидетельствуют изменения в содержании молочной кислоты. У детей 7-8 лет при упражнениях субмаксимальной интенсивности содержание молочной кислоты в крови повышается до 80 мг%, у 14-15-летних - до 100 мг%, а у взрослых-до 112 мг.%. В то же время у детей при напряженной работе выше, чем у взрослых, удельный вес анаэробных реакций. Так, выполнение подростками одинаковой со взрослыми работы сопровождается большим увеличением содержания молочной кислоты ( Н. Яковлев, 1960).
Меньшие
аэробные и анаэробные возможности
являются одним из факторов, ограничивающих
предельную мышечную работоспособность
юных спортсменов. Известно, что аэробный
механизм образования энергии наиболее
выгоден. Следовательно, более высокий
уровень МПК обеспечивает более выгодный
режим энергообеспечения. Поэтому усиление
в процессе тренировки МПК, а также способности
поддерживать на всем протяжении
работы высокий уровень потребления
кислорода обусловливают более эффективное
энергообеспечение.
1.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Педагогические методы.
Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов.
Большую роль в системе отбора играют педагогические контрольные
испытания (тесты), по результатам которых обычно судят о наличии
необходимых физических качеств и способностей индивида, для успешной
специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и
способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов,
существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные
качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и
совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и
способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и
подростков в спортивные школы. К их числу следует отнести быстроту,
относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и
пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода,
экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена.
В таблице 1 приведен комплекс контрольных испытаний (тестов), которые
целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах