Отбор и ориентация спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Обьект: система спортивного отбора и ориентации спортсменов
Предмет: критерии спортивного отбора и ориентации спортсменов

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Анализ и обобщение литературных источников
1. .Основные закономерности развития детей
а) Общая характеристика развития растущего организма………….4
б) Возрастная периодизация ………………………………………….6
в) Развитие движений …………………………………………………9
г) Развитие двигательных качеств……………………………………10
д) Развитие систем энергетического обеспечения мышечной деятельности
-14
1.2. Методы исследования ………………………………………………19
1.3.Этапы отбора и ориентации …………………………………………25
1.4. Методологические принципы спортивного отбора………………..34
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования……….36
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
ГЛАВА III . Методика отбора бегунов на средние дистанции.……….37
Выводы ……………………………………………………………………40
Приложения…………………………………………………………….….41
Список литературы………………………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

Курсовая Отбор и ориентация.doc

— 590.00 Кб (Скачать)

Национальный  государственный университет физической культуры ,спорта и здоровья имени  П. Ф. Лесгафта 

Кафедра теории и методики физической культуры и спорта 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

«Отбор  и ориентация спортсменов» 
 
 
 
 

      Выполнил  студент 2 курса 7 группы фак – та АФК

Мартынов  С.В.

Проверил (а):

________________________ 
 
 
 
 

Содержание.

Введение………………………………………………………………….3

 ГЛАВА I. Анализ и обобщение литературных источников

    1. .Основные закономерности развития детей

    а) Общая характеристика развития растущего организма………….4

     б) Возрастная периодизация ………………………………………….6

     в) Развитие движений …………………………………………………9

     г) Развитие двигательных качеств……………………………………10

    д) Развитие систем энергетического обеспечения мышечной деятельности

                                                                                                                     -14

1.2. Методы исследования ………………………………………………19

1.3.Этапы отбора  и ориентации …………………………………………25

1.4. Методологические принципы спортивного отбора………………..34

 ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация  исследования……….36

2.1. Цель и  задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация  исследования

 ГЛАВА III . Методика отбора бегунов на средние дистанции.……….37

Выводы ……………………………………………………………………40

Приложения…………………………………………………………….….41

Список литературы………………………………………………………..44

Введение.

Актуальность: Проблема отбора была и остается одной из самых важных для каждого вида спорта. Правильное ее решение обеспечивает развитие вида спорта и успехи спортсменов. Однако достижение значительного успеха на международной арене в настоящее время требует интенсивного и многолетнего периода тренировки. Такая тренировка связана со значительными финансовыми расходами. Отсюда правильное решение проблемы отбора приносит многочисленные выгоды: а) устраняет финансовые расходы, связанные с многолетней тренировкой бесперспективных спортсменов; б) оберегает тренирующихся от потери времени, неисполнения ожиданий, ухудшения здоровья вследствие не соответствующих возможностям спортсмена тренировочных нагрузок, не отпугивает от занятий спортом, необходимых для здоровья; в) избавляет тренеров от ненужной потери времени; г) обеспечивает качественные резервы для сборных команд разного уровня.

Обьект: система спортивного отбора и ориентации спортсменов

Предмет: критерии спортивного отбора и ориентации спортсменов  

Гипотеза: Предполагаемым результатом данной работы я вижу выявление наиболее приемлемой методики отбора которая могла бы оправдать затраченные время, силы и ресурсы , и выдать в итоге совершенно новое поколение спортсменов высшего класса ,занимающих нишу именно в том виде спорта который подходит для них идеально. Либо ,при отсутствии такой методики, попробовать смоделировать ее из наиболее удачных моментов ныне существующих методик. 
 
 

ГЛАВА I. Анализ и обобщение литературных источников

1.1.ОСНОВНЫЕ   ЗАКОНОМЕРНОСТИ   РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ.

 Общая  характеристика развития растущего  организма

В процессе развития организм претерпевает ряд  закономерных морфологических, биохимических и функциональных (физиологических) изменений. В науке об индивидуальном развитии — ауксологии — узловыми понятиями являются рост и развитие. Под ростом обычно понимают количественное приобретение организмом активной массы тела как результат преобладания процессов созидания над распадом. Развитие— процесс качественных преобразований, который подготавливается количественными изменениями. Ауксология исходит из ряда фундаментальных положений.

1.   Рост и развитие запрограммированы  генетически, но влияние наследственности определяет лишь общий план развития. Окончательная реализация генетической программы существенно зависит от влияний внешней среды.

2.  Рост  и развитие происходят только  в одном направлении и состоят в последовательном и необратимом «прохождении» отдельных фаз (периодов) жизни. Возрастные изменения носят неравномерный характер. Периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации.

3.  Индивидуальное  развитие организма происходит  неодновременно (гетерохронно), т. е. различные органы и системы формируются в разные сроки. В отдельные периоды жизни, например в период полового созревания, гетерохрония может усилиться.

4.  Влияние  наследственных и средовых факторов изменяется с возрастом. В первые годы жизни, а также в пубертатный период повышается чувствительность организма к воздействию факторов внешней среды.

5.  Эффект  влияния факторов внешней среды  зависит от их силы. Слабые воздействия не оказывают существенного влияния на организм, сильные могут затормозить развитие. Наибольший эффект оказывают средние (оптимальные) воздействия.

6.  Действие  внешней среды зависит также  и от так называемой нормы  реакции организма, которая строго  индивидуальна. Норма реакции  определяется возрастом, полом,  индивидуальными особенностями, тренированностью и другими факторами.

7.  На  различных этапах индивидуального  развития изменяется соотношение  между двумя сторонами обмена веществ и энергии — процессами ассимиляции (образование, усвоение веществ, накопление энергии) и диссимиляции (распад, окисление веществ, расходование энергии). В детстве в период роста и формирования организма преобладают процессы ассимиляции, происходит более интенсивный обмен веществ и энергии, образуются сложные органические соединения.

8.  С возрастом изменяется характер нервной и гуморальной регуляции функций. Например, возрастные изменения сердечно-сосудистой системы отражают влияния симпатического и блуждающего нервов. На ранних этапах развития преобладают симпатические влияния. Это проявляется, в частности, в более высокой частоте сердечных сокращений (ЧСС) у детей в условиях покоя. По мере развития организма усиливается влияние блуждающего нерва, что выражается в замедлении ритма сердечных сокращений.

9.  Для  формирования человека как личности исключительное значение имеют социальная среда, воспитание. Изменяя факторы социальной среды, воспитательные воздействия, можно целенаправленно влиять на становление личности.()

Возрастная  периодизация.

Возрастные  особенности в строении организма и развитии функций, которые присущи отдельным этапам жизни, позволили определить возрастные периоды развития человека. Школьный возраст разделяют на следующие периоды (А. Г. Хрипкова, 1978):

1.  Младший  школьный возраст                            8—12 лет мальчики

                                                                                   8—11 лет девочки

2.  Средний школьный или подростковый возраст           13—16 лет мальчики   

                             12-15 лет девочки                                                                   

3.  Юношеский  возраст                                         17—21 год юноши

                                                                              16—20 лет девушки 

Переход от одного возрастного периода к другому обычно обозначают как переломный этап индивидуального развития. В это время имеют место не только колличественные, но и качественные возрастные преобразования. На каждом переломном этапе происходит наследственно обусловленное созревание тех структур, которые должны обеспечить новые особенности физиологических изменений и поведенческих реакций, какие должны происходить в соответствующем возрастном периоде

«Паспортный»  и биологический возраст. Развитие организма происходит непрерывно, и границы возрастных периодов условны. Поэтому трудно точно определить окончание одного и начало другого этапа развития. К тому же каждый организм развивается индивидуально и имеет свой «почерк» развития. Помимо календарного («паспортного») возраста рекомендуют учитывать биологический (физиологический) возраст. Биологический возраст характеризуют уровнем физического развития, двигательными воможностями детей, степенью их полового созревания, возрастом окостенения различных костей скелета, развитием зубов. Календарный возраст может не совпадать с биологическим. Так, биологический возраст у подростков с низкими показателями физического развития может отставать от паспортного на 1-2 года, а у подростков с высоким физическим развитием биологический возраст может опережать паспортный на 1-2 года (И. А. Аршавский). 

Развитие  движений.

Двигательный  аппарат. В ходе развития детей происходит процесс окостенения скелета, т. е. замена хрящевой ткани костной. Окостенение различных частей скелета наступает в разные сроки. Так, окостенение заканчивается в ключице, лопатке в 20-25 лет, костях запястья- в 10-13 лет, фалангах пальцев рук - в 9- 11 лет. У девочек этот процесс происходит на 1-2 года раньше, чем у мальчиков.

Так как  сроки формирования отдельных костей относительно постоянны и тесно связаны с определенными этапами развития детей, «костный возраст» используют для определения истинного (биологического) возраста. Чаще всего с этой целью    производят рентгенографию костей  кисти,  на  которой    отчетливо   просматриваются пястные кости и фаланги пальцев.      Развитие характеризуется ростом костей в длину и ширину. Увеличение размеров костей происходит неравномерно. Отмечаются периоды ускоренного и замедленного роста. Полное формирование скелета завершается к 20—24 годам. С возрастом также изменяется химический состав костей. Увеличивается содержание солей кальция, фосфора, магния, повышается прочность костей. В костях также находятся органы кроветворения— красный костный мозг. С возрастом происходит совершенствование   кроветворной   функции.

Мышцы детей существенно отличаются от мышц  взрослых. С возрастом увеличивается масса мышц. Увеличение мышц происходит неравномерно. Так, в течение первых 15 лет вес мышц увеличивается на 9%, а за последующие 2—3 года (с 15 до 17—18 лет) на 12%. Высокие темпы роста характерны для мышц ног, меньшие для мышц рук. Темпы роста мышц-разгибателей опережают развитие мышц-сгибателей. Быстрее нарастает вес тex мышц, которые раньше начинают функционировать и являются более нагруженными.Мышечная масса увеличивается за счет роста мышц в толщину и длину. У подростков 12—14 лет уже большинство мышц укреплено всеми видами соединительнотканных структур, но все же в меньшей степени, чем мышцы взрослого. Строение, расположение нервных волокон скелетных мышц приобретают черты законченности, но окончательное формирование нервно-мышечного аппарата происходит позднее. С возрастом изменяются возбудимость и функциональная подвижность (лабильность) мышц. Они приобретают способность воспроизводить более высокий ритм раздражений. К 14—15 годам функциональная подвижность достигает данных взрослых.

По мере развития формируется двигательная сенсорная система, посредством которой оценивается величина усилия, скорость и пространственная точность движений. Это доказано экспериментом:   школьникам разного возраста предлагалось с закрытыми глазами совершить несколько шагов. При этом определялась величина отклонени от прямолинейного движения, т. е. способность оценивать направление ходьбы. С возрастом (до 13—14 лет ) точность анализа увеличивалась, а затем стабилизировалась. Наиболее точной оказалась ходьба у детей 13— 14 лет. Аналогичную закономерность удается проследить и при прыжках в длину с места, а также при анализе способности различать мышечные усилия (В.С. Фарфель, 1975). Становление двигательной сенсорной системы происходит одновременно с формированием основных движений и развитием двигательных качеств.

Развитие  движений

  В дошкольном возрасте у ребенка последовательно вырабатывается ряд важных двигательных актов: ходьба, бег, прыжки. Так, овладение ходьбой - сложным двигательным навыком - происходит в течение всего второго года жизни. Постепенно увеличивается длина шага, уменьшаются темп движений и колебания тела при ходьбе. В 3-4 года ходьбу ребенка уже можно отличить от бега. В 8 лет устанавливается четкая зависимость между длиной шага и темпом движений, характерная для взрослых.

Совершенствование двигательного навыка бега идет благодаря удлинению фазы полета и уменьшению длительности опоры. От 3 до 10 лет время полета увеличивается более чем в 2 раза. Увеличение длины шага определяет повышение с возрастом скорости бега. Так, максимальная скорость бега у детей 7 лет составляет 4,55 м/с, 12—13 — 5,78 м/с, 15—16 — 7,59 м/с, 19—29 лет (мастера спорта) — 9,77 м/с.

Информация о работе Отбор и ориентация спортсменов