Отбор и ориентация спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Обьект: система спортивного отбора и ориентации спортсменов
Предмет: критерии спортивного отбора и ориентации спортсменов

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Анализ и обобщение литературных источников
1. .Основные закономерности развития детей
а) Общая характеристика развития растущего организма………….4
б) Возрастная периодизация ………………………………………….6
в) Развитие движений …………………………………………………9
г) Развитие двигательных качеств……………………………………10
д) Развитие систем энергетического обеспечения мышечной деятельности
-14
1.2. Методы исследования ………………………………………………19
1.3.Этапы отбора и ориентации …………………………………………25
1.4. Методологические принципы спортивного отбора………………..34
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования……….36
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
ГЛАВА III . Методика отбора бегунов на средние дистанции.……….37
Выводы ……………………………………………………………………40
Приложения…………………………………………………………….….41
Список литературы………………………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

Курсовая Отбор и ориентация.doc

— 590.00 Кб (Скачать)

отбора.

В системе  отбора контрольные испытания должны проводиться с таким

расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать поступающий, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, то есть, выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1

Комплекс  контрольных  испытаний (тестов),  которые  целесообразно  применять  в различных видах спорта на начальных этапах отбора

Примечание: ++ –  тестирование  обязательно; + –  тестирование  не

обязательно, – тестирование не проводится

тестов  и очень мало говорят о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня развития физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности человека к обучению в том или ином виде деятельности. 

    2. Медико  – биологические методы

      На  основе  медико-биологических  методов  выявляются  морфо –функциональные  особенности,  уровень  физического развития,  состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья.

Морфологические показатели: рост, масса тела, относительная длина рук и ног, соотношение туловища и ног и другие показатели.

Физиологические  показатели:  частота  сердечных  сокращений (ЧСС)  в покое и реакция на  нагрузку,  ЧД,  ЖЕЛ,  степ-тест,  проба Ромберга, подвижность в суставах, позвоночнике и др. После 18—20-летнего возраста у здоровых , но медленно прогрессирующих спортсменов  можно  произвести  дополнительные  исследования  с  включением биопсии  мышц,  тестирования,  биохимического  анализа,  в  частности, исследование иммунитета, общий  анализ крови и др. Полученные показатели, возможно,  дадут  основание  для  переориентировки  спортсмена  на  другой  вид спорта или на  другую  дистанцию (например, пловца-спринтера на  стайерские дистанции или, наоборот, стайера — в спринтеры и т. П.).

Биохимические показатели: иммуноглобулины, лимфоциты, гемоглобин и др.,  биопсия  мышц (определение  типа  мышечных  волокон,  их соотношения, метаболизма в тканях после выполнения интенсивных физических нагрузок и т. п.) (Дубровский В. И. ,1998). К участию в соревнованиях и контрольных испытаниях на первом этапе спортивного отбора могут быть допущены дети и подростки с медицинским заключением о состоянии здоровья, полученным в общеобразовательной школе. При наличии отклонений в состоянии здоровья, не препятствующих занятиям физической культурой и спортом, врач общеобразовательной школы указывает в справке диагноз. Заключение школьного врача остается действительным па протяжении первых месяцев пребывания в ДЮСШ.    Медицинская экспертиза на втором этапе спортивного отбора осуществляется врачом ДЮСШ или кабинетом врачебного контроля (районным, городским), врачебно-физкультурным диспансером

На протяжении всего испытательного срока занимающиеся подвергаются медицинскому освидетельствованию, которое должно исключить наличие скрыто протекающих патологических изменений в организме учащихся, препятствующих занятиям спортом в объеме, предусмотренном программой спортивных школ. (В. П. Филин, 1969) 
3.Психологические методы

     Практика спорта показала , а научные исследования подвердили зависимость спортивных достижений от психических особенностей спортсмена, которые в значительной степени обусловлены свойствами высшей нервной деятельности(И.П.Павлов,1949). Исследования этих свойств выявили их влияние на успешность обучения и тренировки , уровень достижений, способность демонстрировать результаты в напряженных условиях соревнований.. В целом ряде исследований отмечается зависимость между свойствами высшей нервной деятельности и спортивной специальностью. Каждый вид спорта требует наличия у спортсмена таких свойств процессов возбуждения и торможения, которые бы в полной мере обеспечивали достижение спортивного мастерства именно в даной специализации. Привлечение отдельных лиц  к тем или иным видам спорта должно основываться на изучении индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности и их соответствия требованиям вида спорта (А.В. Родионов,1965 ; З.И. Бирюкова,1958)

Лабораторные  исследования процессов : определение степени реактивности нервной системы на раздражители слухового и зрительного анализатора; сила процесса возбуждения; лабильность нервных процессов; функциональное состояние нервной системы определяется путем регистрации кожно – гальванической реакции. Полученные данные обрабатывались методами математической статистики. Для исследования психологической надежности и устойчивости используется метод анамнеза (сбор сведений об особенностях поведения кандидата). Средством данного метода является анкетирование с тремя вариантами ответа каждый из которых оценивается положительно или отрицательно. Полученные данные сопоставляются с результатами лабораторных исследований, после чего составляются определенные шкалы по которым можно определить количественные и качественные показатели нервной системы и степень их соответствия требованиям вида спорта (И.В. Соколова ,1974)

    4.Социологические  методы

     В  ходе  социологических  обследований  выявляются  интересы  детей  и подростков  к  занятиям  тем  или  иным  видом  спорта,  эффективные  средства  и методы  формирования  этих  интересов,  формы  соответствующей разъяснительной  и  агитационной  работы  среди  детей  школьного  возраста. Социологические критерии включают  характеристику мотивов , интересов и запросов учащихся: показатели характеризующие  формирующее влияние спорта,семьи ,коллектива. Эффективность отбора во многом зависит от своевременного и обьективного выявления интереса детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта. Важное значение имеет всесторонний анализ причин отсева юных спортсменов, проявивших задатки для успешного спортивного совершенствования на первых этапах многолетней тренировки. (В. П. Филин ,1984)

    Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного подхода на первых ступенях отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т. д.). 
 
 

1.3. ЭТАПЫ ОТБОРА

    Отбор это длительный процесс. Невозможно моментально оценить спортивную пригодность , какими бы совершенными небыли методы оценки. Какова же длительность отбора? Исходя из определения отбора она равна длительности спортивной жизни спортсмена, начиная от зачисления в ДЮСШ и заканчивая комплектованием сборных команд. Поэтому имеет смысл говорить о разных этапах отбора.

Этап  ориентации к определенным видам спорта.

 Организованно проводится среди младших школьников до их приема в подготовительные группы. Определить пригодность к группе видов значительно проще чем к одному виду. Ориентация в данном случае как бы готовит , предворяет отбор , но не является его этапом или формой.

1 Этап – Привлечение большого числа детей в ДЮСШ, предварительный просмотр и начальная физическая подготовка.

      Основными задачами первого этапа являются массовый просмотр

контингенте в детей 6-10 лет (I-IV классы общеобразовательной школы) с

целью их ориентации на занятия тем или  иным видом спорта.

На основе массового просмотра детей в  различных городах и сельских

районах страны с помощью ЭВМ разрабатывается  автоматизированная

информационно-справочная система для привлечения одаренных детей в

детско-юношеские  спортивные школы. К показателям ,  определяющим целесообразность привлечения детей к занятиям многими видами спорта относятся: рост, вес, особенности телосложения ребенка. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются все желающие

школьники в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта.

   Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя

физкультуры, данные медицинского обследования, антропометрические

измерения и их оценка с позиций перспективы. Эти критерии максимально

упрощены  и доступны каждому учителю физкультуры  в школе и врачу.

Критериями, на основе которых обычно формируется  суждение о спортивной

одаренности ребенка, являются данные о его росте, весе, телосложении,

двигательных способностях (табл. 2). Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта.

Существенные  индивидуальные различия в биологическом  развитии

начинающих  значительно затрудняет эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

В таблице 3 приведены прогностически значимые признаки, которые

необходимо  учитывать при массовом просмотре  и тестировании детей, а также при отборе юных спортсменов в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР и УОР. (Ф. П. Суслова , 1997) 

В таблицах 3 и 4 даны ориентировочные нормативы оценки физического

развития  и физической подготовленности юных спортсменов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2

Прогностически  значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом отборе юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3

Ориентировочные  нормативы  оценки  физического  развития  спортсменов (мальчики  и подростки) 

 

2 ЭТАП  – Оценка соответствия требованиям  данного вида спорта.

   Основная задача второго этапа отбора – выявление одаренных в

спортивном отношении  школьников для комплектования учебно-

тренировочных групп и групп спортивного  совершенствования СДЮШОР,

УОР и ШВСМ. Отбор  проводится в течение последнего года обучения в

группах начальной  подготовки. Его осуществляют тренеры  ДЮСШ, СДЮШОР  и УОР.

Отбор проводится по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ;

антропометрические  измерения; выявление темпов прироста физических

качеств и спортивных результатов. В течение последнего года обучения в

учебно-тренировочных  группах СДЮШОР и в классах  УОР, соответствующих этим группам, выявляются перспективные юные спортсмены для зачисления в группы спортивного совершенствования.                   Методы и процедура отбора остаются в основном теми же, что и на предыдущем этапе, однако их значимость и объем возрастают.

Программа отбора включает пять разделов: оценку состояния здоровья; спортивный анализ и оценку специальной подготовленности: определение морфофункционального состояния кислородотранспортной системы; психодиагностику; антропометрию. В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной

Информация о работе Отбор и ориентация спортсменов