Отбор и ориентация спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Обьект: система спортивного отбора и ориентации спортсменов
Предмет: критерии спортивного отбора и ориентации спортсменов

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Анализ и обобщение литературных источников
1. .Основные закономерности развития детей
а) Общая характеристика развития растущего организма………….4
б) Возрастная периодизация ………………………………………….6
в) Развитие движений …………………………………………………9
г) Развитие двигательных качеств……………………………………10
д) Развитие систем энергетического обеспечения мышечной деятельности
-14
1.2. Методы исследования ………………………………………………19
1.3.Этапы отбора и ориентации …………………………………………25
1.4. Методологические принципы спортивного отбора………………..34
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования……….36
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
ГЛАВА III . Методика отбора бегунов на средние дистанции.……….37
Выводы ……………………………………………………………………40
Приложения…………………………………………………………….….41
Список литературы………………………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

Курсовая Отбор и ориентация.doc

— 590.00 Кб (Скачать)

спортивной ориентации занимающегося. Каждый вид спорта предъявляет

специфические требования к физическому развитию и способностям

спортсмена. В  таблице 4 перечислены требования, предъявляемые к

занимающимся  рядом видов спорта, которые учитываются  в процессе отбора

детей и подростков в спортивные школы. В таблице  дана характеристика тех

качеств и морфо-функциональных показателей, которые являются наиболее

значимыми для  отбора в определенном виде спорта.

Основными методами отбора являются антропометрические обследования,

медико-биологические  исследования, педагогическое наблюдение,

педагогические  контрольные испытания (тесты), психологические

исследования, социологические  исследования. В ходе антропометрических

обследований  необходимо определить, насколько кандидаты  для зачисления в спортивную школу соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. (Р.Н.Дорохов, 1994) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

таблица 4

Ориентировочные  нормативы  оценки  физической  подготовленности  юных  спортсменов (мальчики и подростки) (по данным лаборатории  спортивного отбора ВНИИФК)

 

3 ЭТАП 

На третьем этапе отбора с целью поиска перспективных спортсменов и

зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР

проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов  с

экспертной оценкой  и с последующим их тестированием  в ходе

республиканских соревнований для младших юношеских  групп, то есть, в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования. 
 
 
 

4 ЭТАП 

    На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны

проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор  кандидатов

осуществляется  с учетом следующих показателей: 

  1. Спортивно-технические  результаты и их динамика (начало, вершина,

спад) по годам  подготовки. 

2. Степень закрепления  техники выполнения наиболее  неустойчивых

элементов при  выполнении упражнения в экстремальных  условиях. 

3. Степень технической  готовности и устойчивости спортсмена к

сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности. 

    По итогам соревнований, а затем и комплексного обследования тренерские

советы  определяют контингент спортсменов, индивидуальные показатели

которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор

кандидатов  в основные составы сборных команд областей, краев, России

осуществляется  на основе учета двигательного потенциала, возможности

дальнейшего развития физических качеств, совершенствования

функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых

двигательных  навыков, способности к перенесению  высоких тренировочных

нагрузок, психической  устойчивости спортсменов в соревнованиях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

   Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат

спортивные  соревнования. При этом учитываются  не только сегодняшние

спортивные  результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов  в течение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса.(Ф. П. Суслова,1997) 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Методологические принципы спортивного отбора.

       Исходя из особенностей спортивной деятельности , вся система отбора в спорте и применяемые в ней критерии должны отвечать некоторым методологическим принципам.

    Принцип системности – основополагающий метод научного познания,

требующий изучения явлений (в данном случае психологического отбора) с

позиций включенности явления в состав системы  более высокого порядка (в

культуру, государство), а также познания других системных механизмов:

целеполагания, иерархизации, дополнительности, взаимосодействия,

изоморфности.

    Принцип научной обоснованности в конечном счете требует от

специалистов, решающих задачи отбора, четкой ориентации в современных

направлениях  научных исследований, высокой научной  компетентности и

обоснованности  принимаемых решений.

    Принцип комплексности означает учет многочисленных факторов

подготовки  спортсмена, а в ряде случаев и  необходимость применения

специального  метода (например, моделирования или  математического анализа), который позволяет соотнести используемые критерии отбора, принять решение вероятностного порядка и при этом не забыть о корректности и форме доведения результата до спортсмена или команды.

    Принцип динамического прогнозирования в настоящее время получил

название  психологического мониторинга. Он означает постоянное

использование различных методов измерения  и контроля спортивных

способностей, функциональных состояний для изучения динамики развития и последующего прогнозирования.

     Принцип педагогической ценности реализует этическое и воспитательное

значение  диагностических процедур и управляющих решений. Он требует

корректного, педагогически грамотного подхода  к определению перспектив

личности  при использовании различных  психологических показателей и

моделей.

    Принцип адаптивности критериев отбора – один из самых важных и

противоречивых. Самим принципом предполагается использование гибких,

применимых  к конкретной ситуации критериев  отбора. Однако спортсменам

такая гибкость кажется чаще всего проявлением  субъективных симпатий

тренера. В связи с этим данный принцип отбора должен сочетаться с другими,

изложенными выше.

     Принцип актуальности предполагает постоянное подчеркивание

значимости  используемых критериев отбора и  их системы для обеспечения

роста спортивных результатов. Как правило, этот принцип побуждает тренеров и психологов, проводящих работу в русле психологического отбора, разрабатывать различного рода прогнозы выступлений в отношении не только спортивных результатов, но и психологических состояний, в которых они могут быть показаны. Одну из решающих ролей в актуализации критериев отбора играют методы саморегуляции и психогигиены.

    Принцип рентабельности требует разработки методов оценки

эффективности, практической полезности мероприятий  психологического

отбора  с различных позиций: целесообразности, прогностичности, временных затрат, себестоимости, оперативности получаемых рекомендаций, кадрового потенциала.

    Принцип гуманизма является принципом принципов, то есть интегративным принципом построения всей системы психологического отбора.

Человек – главная фигура спорта, ради его блага ведется работа по

психологическому  отбору. Даже тогда, когда спортсмену не рекомендовано

участие в конкретных соревнованиях или  предложено расстаться с командой,

он должен быть уверен, что решение принято в его же интересах (Бриль М. С., 1980) 

 ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация  исследования

2.1 Цель исследования: определить основные методы и критерии по которым производится отбор и ориентация юных спортсменов для последующего выведения идеального алгоритма отбора и ориентации юных спортсменов.

Задачи  исследования:

  1. Проанализировать существующие методики спортивного отбора
  2. выделить этапы отбора и ориентации спортсменов (организация отбора)
  3. выделить наиболее информативные параметры по которым следует вести отбор
  4. Смоделировать   организацию отбора бегуна на средние дистанции

2.2 Методы исследования:

-теоретические методы: Изучение и обобщение учебной и научной литературы с целью осознания актуальности данной темы.

- метод  теоретического моделирования 

2.3 Организация исследования.

На первом этапе  написания курсовой  работы были проанализированы литературные источники  по основным   закономеростям   развития  детского организма с целью выявления критериев отбора и ориентации в спорте.

На втором этапе  были определены основные методы и этапы отбора и ориентации, а также сформулированы принципы которые необходимо соблюдать при отборе.

На третьем  этапе была смоделирована методика отбора перспективных учеников для последующего совершенствования в беге на средние дистанции 

ГЛАВА III. Методика отбора бегунов на средние дистанции

3.1. Задачи :

- привлечение  максимального числа детей к спорту

- оценка соответствия  привлеченного контенгента требованиям  бега на средние дистанции

- оценка соревновательной деятельности спортсменов

- Проведение  учебно – тренировочных сборов  для комплектования сборных команд  по легкой атлетике 

  • Первый  этап отбора:
  • Педагогические тесты и наблюдения: бег 30 м; непрерывный бег 5 минут; бег на месте 10 секунд; челночный бег 3*10 м; прыжок в длину с места; прыжок в высоту с разбега любым способом; подтягиваня в висе; бросок набивного мяча.
  • Психологические методы: анкетирование с целью выявления задатков необходимых морально – волевых качеств
  • Медико –биологические мероприятия:
  • фиксирование морфологических показателей(рост, масса тела, длина рук и ног, соотношение пропорций);
  • фиксирование физиологических показателей( ЧСС в покое и после 20 присяданий, ЖЕЛ, степ – тест, оценка подвижности суставов)
  • заключение школьного врача о состоянии здоровья ребенка;
  • составление личной медицинской карты кандидата.
  • Социолологические методы: анкетирование ,опрос с целью выявления индивидуальных потребностей целей и мотивов в избранном виде спорта
  • Второй этап отбора:
  • Педагогические методы:

Информация о работе Отбор и ориентация спортсменов