Особенности проявления волевых усилий у спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Выявление волевых усилий у спортсменов различных видов спортивной деятельности.

Объект исследования. Тренировочный, соревновательный процесс спортсменов: единоборцев, легкоатлетов, лыжников, спортигровиков.

Предметом исследования являются волевые усилия спортсменов различных видов спорта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВОЛЯ
Общее представление о воле, произвольном управлении……………4
Физиологическая характеристика произвольного управления……..11
Сознательный характер произвольного управления спортивными действиями……………………………………………………………………..…..13

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………..….16

ГЛАВА 2. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА, ИХ ИЗМЕРЕНИЕ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

2.1. Способы измерения степени развития волевых качеств……….…….17

2.2. Факторы, способствующие или затрудняющие проявление волевых качеств………………………………………………………………………………27

2.3. Результаты исследований степени развитости волевых усилий у спортсменов различных видов спорта…………………………………………….31

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……........33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………………34

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ У СПОРТСМЕНОВ.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

      Решение проблемы силы воли, как было показано выше, связано с многоплановыми исследованиями: должны учитываться и социальные, и психологические, и психофизиологические факторы. Для разных волевых проявлений значимость этих факторов может быть различной. Настойчивость, например, больше всего определяется социальными факторами и мотивами. В проявлении смелости в повседневной жизни и в тренировочном процессе большая роль принадлежит психофизиологическим факторам, в том числе типологическим особенностям свойств нервной системы. Только комплексный подход позволит проанализировать проявление личностью волевых усилий в определенных ситуациях. Естественно, чем ближе к истине будет прогноз о развитии волевой сферы человека, тем большей будет уверенность в надежности его деятельности.

      2.3 Результаты исследований  степени развитости волевых усилий у спортсменов различных видов спорта

      Л.Ф. Егупов изучивший особенности деятельности взрослых и юных спортсменов, представителей различных видов спорта обнаружил  среди них значительное количество лиц со слабыми волевыми качествами (в среднем около 9%). Процент «слабых» в различных видах спорта неодинаков: их нет среди лыжников, гонщиков, но зато много среди пловцов и пятиборцев (22%), гимнастов (17%), спринтеров и прыгунов (14%). Лиц со слабыми волевыми качествами среди юных спортсменов, по его данным больше чем среди взрослых. Аналогичные данные получили А.А. Гужалковский. Его испытуемые были пловцы в возрасте 12 – 15 лет; среди них лиц со слабыми и очень слабыми волевыми качествами в общей сложности было около 70% - 80%.

      Следует считать установленным тот факт, что среди юных спортсменов и в массовом спорте значительное количество лиц со слабыми волевыми качествами. Явление это обычное, и очевидно слабость так же, как инертность и неуправляемость нервной системы, не является противопоказанием для успешной спортивной деятельности.

      Стили деятельности связанные с распределением сил на дистанции касаются более  общего вопроса – динамики работоспособности  спортсменов с различными волевыми качествами. Это видно из данных, полученных представителями игровых видов спорта – баскетболистах, волейболистах. Игровики с подвижностью нервных процессов и слабыми волевыми качествами эффективнее действуют в начале тайма или партии и хуже проводят концовки. Это связано с одной стороны с их более вырабатываемостью, а с другой – с меньшей возможностью сопротивляться усталости в конце тайма  или матча.

      Спортсмены  с сильными волевыми качествами, наоборот лучше проводят концовки таймов и  матчей и хуже - начало игры. Они медленнее  вырабатываются, но могут лучше мобилизоваться в конце игры.

      Стили деятельности, характеризующие предпочитаемую тактику ведения спортивных единоборств. В боксе, фехтовании, борьбе выделены атакующий, контратакующий, защитный стили  ведения спортивных поединков. Атакующий  стиль более прямолинейный в тактическом отношении, связанный с навязыванием сопернику своей тактики, с подавлением его инициативы, более присущ спортсменам с сильными волевыми качествами. Защитный стиль, выражающийся в использовании в основном защитных приемов, дальней стойке от стола в настольном теннисе, игре на задней линии без выходов к  сетке – в большом теннисе и т.п., в большей мере характерен для спортсменов со слабыми волевыми качествами; это означает, что у них имеется типологический комплекс, способствующий проявлению боязливости, нерешительности. Риску предпочитают они надежность действий, их точность.

      В художественной гимнастике выделены: артистический стиль – присущ гимнастам со слабыми волевыми качествами и связан с направленностью спортсменок  на выражение в движениях особенностей музыкального произведения, называемого им образа, технический стиль – характерен для гимнасток с сильными волевыми качествами; связан с направленностью на технический грамотное и виртуозное выражение движений.

      Выводы  по второй главе

      Каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру, которая частично может совпадать со структурными компонентами других волевых качеств, а в каких компонентах расходиться. Это говорит о том, что к пониманию структуры такого понятия, как «сила воли», нужно подходить дифференцированно. спортсмены, обладающие большой терпеливостью, могут и не обладать большой решительностью. Не правильно на основании ряда волевых качеств давать общую характеристику силы воли человека. Проявление одних волевых качеств не влечет за собой наличие и проявление других. Так, при сопоставлении терпеливости и настойчивости, эти качества могут находиться даже во взаимоисключающих отношениях.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Проявление  волевых качеств спортсменов  зависит от особенностей его спортивной деятельности. Процент «слабых» в различных видах спорта неодинаков. Каждый вид спорта представляет своеобразные характерные для этого вида спорта требования к волевым качествам спортсмена. Волевыми качествами следует считать: смелость, решительность, настойчивость, терпеливость. Установлено что низкая степень смелости (боязливость) связано с определенным комплексом типологических особенностей – слабой нервной системой, преобладанием торможения. Среди представителей видов спорта, связанных с сильными переживанием страха, почти нет спортсменов с этой типологией. Высокая решительность связана с подвижностью возбуждения и с преобладанием «внешнего» и «внутреннего» возбуждения. Большая терпеливость имеет связи с инертностью возбуждения.

      Изучение  проявления спортсменом волевых усилий имеет огромное значение для спортивной деятельности. Необходимо строить прогноз об успешности волевого регулирования деятельности спортсменом, исходя из специфики ее условий, предъявляющих требования к конкретным волевым проявлениям.

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.Л. Дулин. Баскетбол в школе. Ижевск. 1996г. – 400с.
  2. Адаптация детей школьного возраста к физической нагрузке: Межвуз.сб.науч.трудов.-Челябинск, 1981.-127с.
  3. Алферова Т.В. Возрастные особенности локальной мышечной деятельности у спортсменов/ Учеб.пособие.-ОГИФК, ЧГИФК,1986.-33с.
  4. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена.-М., 1977.-66с.
  5. В.И. Козловский. Подготовка футболистов. М.; 1997 – 173с.
  6. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки.-М.,1970.-140с.
  7. Головина Л.Л. Физиологические основы методики спортивной тренировки.-М., 1970.-140с.
  8. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников.-Минск, 1978.-135 с.
  9. Е.Н. Гогунов. Б.И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта. М.; 2002г. – 2888с.
  10. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорте. М.; 2002г. –480с.
  11. И.П. Волкова. Практикум по спортивной психологии. Санкт-Петербург: 2000г. – 310с.
  12. Казарян Ф.Г. Особенности возрастной динамики мышечной силы и проблема рационализации силовой подготовки в школьном возрасте: Автореф.дисс...доктора пед.наук/ГЦОЛИФК.-М.,1975.-53с.
  13. Коц Я.М. Основные физиологические принципы тренировки.-М., 1986.-98 с.
  14. Кунат Х. Влияние ежедневной физкультурно-спортивной деятельности на физическое, умственное и социальное развитие детей школьного возраста // Физкультура и спорт в жизнедеятельности дошкольников и учащейся молодежи.-Красноярск, 1987.-С.10-16
  15. Л.С. Хоменкова. Легкая атлетика. М.; 1963г. – 568с.
  16. Лупандина Н.А., Якубовская В.Г. Методика урока физической культуры в V-X классах.-М., 1986.-76с.
  17. М.Я Катуков. Психофизиология физического воспитания и спорта. М.; 1981г. – 322с.
  18. Матюшонок М.Т. и др. Физиология  и гигиена детей и подростков.-Минск, 1975.- 247 с.
  19. Морфофизиологические особенности подросткового возраста: Межвуз.сб.науч.трудов.-Горький, 1981.-67 с.
  20. Морфофункциональные особенности юных спортсменов/ Под ред. И.И.Бахрана, Р.Н.Дорохова.-М., 1986.- 80с.
  21. Н.И. Рейнвальд. Психология личности. М.; 1987 – 200с.
  22. Никитюк Б.А., Коган Б.И. Адаптация скелета спортсмена.-Киев, 1989.-97с.
  23. Проблемы возрастной физиологии: Сб.науч.трудов.-М., 1978.-194с.
  24. Психология/Под общ.ред. В.М. Мельникова.-М., 1987.-160с.
  25. Р.С. Немов. Психологическое консультирование. М.; 2001г. – 528с.
  26. Сирис П.З., Кабачков В.А. Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников.-М., 1978.-168с.
  27. Спортивная физиология/Под ред. Я.М.Коца.-М., 1986.-270 с.
  28. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ.культуры/Под общ.ред. Л.П. Матвеева и др.-М: Физкультура и спорт.-Т.1.-1976.-304с., ил.
  29. Тесты в спортивной практике/ Х.Бубэ, Г.Фэк, Х.Штюблер, Ф.Трогил.-М:Физкультура и спорт, 1968.-239с.
  30. Физиология спорта: Физиологические особенности спортивных упражнений скоростно-силового характера. Лекция для студентов-заочников/ГЦОЛИФК.-М.,1979.-23с.
  31. Физическая работоспособность и оздоровительные занятия на тренажерах/ В.И.Шалдин, В.Г.Камалетдинов, А.А.Кондояниди. - Челябинск-Уфа: УралГАФК, 1997.-30с.
  32. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов.-М: Физкультура и спорт, 1974.-167с.
  33. Фомин Н.А. Основы возрастной физиологии спорта: Учеб.пособие.-Челябинск: ЧГПИ, 1974.-Ч.2.-193с.
  34. Фомин Н.А. Физиология., 1982.-387с.
  35. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физические основы двигательной активности.-М., 1991.-275с.
  36. Хрестоматия. Спортивная психология. Санкт-Петербург 2002г. – 380с.
  37. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена.-М., 1983.-238с.
  38. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология.-М., 1985.-180с.
  39. Чаплыгин В.П. Социально-педагогическая эффективность занятий физкультурой и спортом школьников крупного города: Автореф.дисс...канд.пед.наук.-Минск, 1993.-23с.
  40. Чоговадзе А.В., Круглый М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. - М: Медицина, 1977.-48с.
  41. Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. Волейбол. Учеб. для институтов физической культуры. М. 1991г. 239с.

Информация о работе Особенности проявления волевых усилий у спортсменов