Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:24, курсовая работа
Цель работы. Выявление волевых усилий у спортсменов различных видов спортивной деятельности.
Объект исследования. Тренировочный, соревновательный процесс спортсменов: единоборцев, легкоатлетов, лыжников, спортигровиков.
Предметом исследования являются волевые усилия спортсменов различных видов спорта.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВОЛЯ
Общее представление о воле, произвольном управлении……………4
Физиологическая характеристика произвольного управления……..11
Сознательный характер произвольного управления спортивными действиями……………………………………………………………………..…..13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………..….16
ГЛАВА 2. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА, ИХ ИЗМЕРЕНИЕ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
2.1. Способы измерения степени развития волевых качеств……….…….17
2.2. Факторы, способствующие или затрудняющие проявление волевых качеств………………………………………………………………………………27
2.3. Результаты исследований степени развитости волевых усилий у спортсменов различных видов спорта…………………………………………….31
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……........33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………………34
Итак, терпеливость выражается в способности поддерживать с помощью дополнительного волевого усилия напряженность (интенсивность) работы на заданном уровне при возникновении внутренних условий, препятствующих этому (например, при утомлении, недостатке кислорода и т. п.). В психологии о терпеливости часто говорят как о длительности поддержания волевого усилия (В.К. Калин), о проявлении «силы против себя» (3. Мюллер), о специальной выдержке (К.Л. Бабаян). Однако волевое усилие в большей или меньшей мере присутствует при разных волевых проявлениях и может быть не только физическим, но и умственным (интеллектуальным).
Общепринятой
моделью изучения способности человека
к длительному удержанию
В
исследовании М. Н. Ильиной была предпринята
попытка вычленить из общего времени,
характеризующего выносливость, время,
связанное с проявлением
Конечно, чтобы использовать чувство усталости как исходную точку отсчета для измерения терпеливости, требуется определенный опыт испытуемых в анализе своих мышечных ощущений. У спортсменов, например, совпадение во времени объективных признаков утомления и чувства усталости гораздо чаще, чем у неспортсменов. Установлено, что у ряда испытуемых, особенно у детей, не удается сразу получить ответ о переживании усталости; требуются двух - трехразовая тренировка и разъяснения экспериментатора.
При проведении подобного исследования групповым методом и особенно методом соревнования наблюдаются некоторые особенности. Чешские психологи П. Слепичка и А. Рихтецки заметили, что при отрицательных взаимоотношениях между соревнующимися начало появления чувства усталости обозначается ими позже. Иногда это не преднамеренное стремление показать большую выносливость, а результат большего эмоционального возбуждения, что может отодвигать появление усталости.
Интересно сопоставление двух компонентов выносливости (времени до усталости и времени терпения) с типологическими особенностями нервной системы, и оно подтверждает правомерность такого разделения. Так, время до появления чувства усталости больше у лиц со слабой нервной системой, а время терпения больше у лиц с сильной нервной системой. Установлено так - же, что спортсмены, специализирующиеся в видах деятельности, требующих выносливости, обладают большим временем терпения в пробе со статическим усилием, чем специализирующиеся в скоростно-силовых видах спорта. Можно предполагать, что эти различия связаны не столько с фактором тренировки, сколько с естественным отбором лиц, обладающих высоко развитым качеством терпеливости, в виды спортивной деятельности, требующей выносливости.
Экспериментальная диагностика степени развития настойчивости. Настойчивость — это постоянно проявляемое стремление достичь цели, несмотря на трудности и неудачи. Ее измеряют несколькими тестами. Один из них — тест Торнтона, представляющий собой деформированный текст, в котором нарушена слитность написания слов; знаки препинания (точки, запятые) смещены и поставлены в середине предложений и слов, некоторые буквы или слова переставлены или пропущены. Задача испытуемого состоит в полном восстановлении текста. Измеряется время, за которое производится эта работа, и те трудности, с которыми сталкивается испытуемый. Оценка его настойчивости выводится из трех показателей: времени, затраченного на восстановление текста (чем оно больше, тем выше оценка), количества восстановленного текста (чем оно больше, тем оценка выше) и трудностей, которые преодолел испытуемый.
Однако этот тест не совсем адекватен своему назначению, так как результаты диагностики зависят от интеллектуальных возможностей испытуемых (Е.С. Махлах и И.А. Раппопорт). В связи с этим необходимо использовать такие методики, которые меньше всего были бы зависимыми от интеллектуальных умений, по крайней мере чтобы степень их сформированности не влияла бы на успешность выполнения теста. Например, решение в действительности неразрешимой задачи. Время, в течение которого испытуемый пытается решить задачу, может служить количественной мерой настойчивости.
С этой целью можно использовать известные задачи Косса. Испытуемые должны составить из кубиков модели, предъявленные на трех картинках. Две первые решаются довольно легко, на третьей же картинке предложена задача, которая не может быть решена (естественно, испытуемый этого не должен знать). Время, затраченное на решение третьей задачи, служит показателем настойчивости. Этой же цели может служить игра в пятнадцать (автор Самуэль Лорд). Пятнадцать шашек с написанными на них цифрами, от 1 до 15, размещены в квадратной коробочке в беспорядке. Требуется, пользуясь для передвижения шашек только одной пустой клеточкой, разместить шашки в возрастающем порядке. В зависимости от расположения шашек есть решаемые и нерешаемые варианты. Пока математики не доказали наличие нерешаемых вариантов, Америку и Европу охватила настоящая игорная лихорадка. Ажиотаж и настойчивость многих людей были поразительными. Я.И. Перельман рассказывает забавные истории о торговцах, забывавших открывать свои магазины, о почтовых чиновниках, целые ночи напролет простаивавших под уличным фонарем, отыскивая путь к решению. Никто не желал отказаться от поисков решения, так как все чувствовали уверенность в ожидающем их успехе: за решение некоторых неразрешимых задач объявлялись крупные денежные премии. Говорили, что штурманы из-за игры сажали на мель свои суда, машинисты проводили поезда мимо станций, фермеры забрасывали свои плуги.
Обязательным условием методики измерения настойчивости должна быть уверенность испытуемых, что все задачи решаемы.
Чтобы создать эту уверенность, сначала и даются легко решаемые задачи.
Проявление волевых качеств зависит от социальных факторов, влияющих на формирование нравственных черт характера. В этом плане примечательны слова, сказанные И.М. Сеченовым: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляют ни единого случая, где одна холодная, безличная воля могла бы совершить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-нибудь нравственный мотив, в форме ли страстной мысли или чувства. Другими словами, безличной, холодной воли мы не знаем».
Чувство долга, сознание необходимости совершить героический поступок во имя других, преодолеть, казалось бы, непреодолимую усталость — все это характеризует нравственно сформированную личность. Поэтому воспитательная работа является необходимым условием развития волевой сферы человека, формирования морального компонента воли. Воспитание чувства коллективизма, ответственного отношения к общему делу создает хорошие предпосылки для волевых проявлений. На значение коллектива и коллективистских настроений в воспитании воли указывали многие психологи: А.В. Веденов, А.Б. Запорожец, К.Н. Корнилов, В.А. Крутецкий и др. В психологических исследованиях, например, установлено, что групповой (командный) соревновательный мотив стимулирует проявление воли в большей мере, чем индивидуальный. Обращение педагогов, тренеров, товарищей к моральным и нравственным чувствам человека увеличивает его смелость и решительность.
Таким
образом, при воспитании спортсменов
и их морально- волевой подготовке
в первую очередь необходимо заботиться
о формировании целостной личности
с общественно развитыми
В то же время непродуманное, а порой и неправильное воспитание может способствовать развитию повышенной чувствительности к неблагоприятным эмоциональным состояниям и снижать волевую активность человека. Замечено, что наиболее устойчив и плохо подавляем страх у спортсменов с повышенной чувствительностью к опасности, развитой в детстве. Постоянное одергивание, грубый окрик, чрезмерное фиксирование внимания ребенка на его недостатках и опасностях предстоящей деятельности, поддразнивание и т.п. ведут к неуверенности, а через нее — к тревожности, нерешительности, боязни.
Проявление волевых качеств существенно зависит от возраста человека, причем наблюдается разновременность (гетерохронность) возрастной динамики. Так, смелость ярче всего проявляется в период полового созревания, особенно у лиц женского пола; терпеливость увеличивается после периода полового созревания — с 15 - 16 лет; наибольшая решительность в 8-11 лет.
О структуре волевых качеств. Как уже отмечалось, различные волевые качества связаны с моральными компонентами воли, которые можно рассматривать как общие волевые проявления. Однако, кроме социальных компонентов воли, можно говорить и о психофизиологических компонентах, в качестве которых выступают свойства нервной системы.
Установлено, что низкая степень смелости (боязливость) связана с определенным комплексом типологических особенностей — слабой нервной системой, преобладанием «внешнего» (на мотивационно -эмоциональном уровне) торможения, подвижностью внутреннего торможения (Н.Д. Скрябин). Среди представителей видов спорта, связанных с сильным переживанием страха, почти нет спортсменов с этой типологической триадой.
Высокая
решительность связана с
Большая
терпеливость имеет связи с инертностью
возбуждения, с преобладанием «внешнего»
торможения и «внутреннего» возбуждения,
с большой силой нервной
Таким образом, каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру, которая частично может совпадать со структурными компонентами других волевых качеств, а в каких- то компонентах расходиться. Это говорит о том, что к пониманию структуры такого понятия как «сила воли», нужно подходить дифференцированно. Люди, обладающие большей терпеливостью, могут и не обладать большей решительностью, так как два из четырех типологических признака у них противоположны тем, которые обуславливают высокую решительность. Даже сила нервной системы, которая некоторыми исследователями не совсем правомерно рассматривается как синоним силы воли, не имеет связи с решительностью, проявляемой в обычной неопасной ситуации.
Вряд ли правомерно на основании оценки ряда волевых качеств давать общую характеристику силы воли человека. Экспериментально доказано, что проявление одних волевых качеств не влечет за собой наличие и проявление других. Так, при сопоставлении терпеливости и настойчивости был сделан вывод, что, эти качества могут находиться даже во взаимоисключающих отношениях.
Изучение соотношений между смелостью и решительностью не подтвердило бытующее мнение, что смелый всегда и решительный. Тесные корреляционные связи между этими волевыми качествами обнаруживаются только в опасной ситуации. Однако и в этих случаях встречаются исключения: многие боязливые становятся решительными при необходимости выполнять упражнение: для них длительные переживания опасности и страха мучительно, поэтому они стараются быстрее уйти от этого состояния. В неопасной ситуации связи решительности со смелостью нет: решительными могут быть и боязливые, а нерешительными смелые.
Изучение проявления человеком волевых качеств имеет огромное значение для спортивной деятельности. Необходимо строить прогноз об успешности волевого регулирования деятельности спортсменом, исходя из специфики ее условий, предъявляющих требования к конкретным волевым проявлениям. Кроме того, необходимо учитывать степень сформированности у данного спортсмена общественно направленных мотивов. Не случайно в условиях командной борьбы тренеры заявляют в команду часто не самого сильного спортсмена, но «командника», особенно успешно выступающего за команду и порой хуже только за себя, в личных соревнованиях.
Информация о работе Особенности проявления волевых усилий у спортсменов