Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:24, курсовая работа
Цель работы. Выявление волевых усилий у спортсменов различных видов спортивной деятельности.
Объект исследования. Тренировочный, соревновательный процесс спортсменов: единоборцев, легкоатлетов, лыжников, спортигровиков.
Предметом исследования являются волевые усилия спортсменов различных видов спорта.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВОЛЯ
Общее представление о воле, произвольном управлении……………4
Физиологическая характеристика произвольного управления……..11
Сознательный характер произвольного управления спортивными действиями……………………………………………………………………..…..13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………..….16
ГЛАВА 2. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА, ИХ ИЗМЕРЕНИЕ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
2.1. Способы измерения степени развития волевых качеств……….…….17
2.2. Факторы, способствующие или затрудняющие проявление волевых качеств………………………………………………………………………………27
2.3. Результаты исследований степени развитости волевых усилий у спортсменов различных видов спорта…………………………………………….31
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……........33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………………34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СИБАЙСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра
спортивных дисциплин
Выполнил:
студент 3 курса ЕМФ
ОСОБЕННОСТИ
ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ
УСИЛИЙ У СПОРТСМЕНОВ
Научный
руководитель:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
ГЛАВА 1. ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВОЛЯ
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………..….16
ГЛАВА 2. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА, ИХ ИЗМЕРЕНИЕ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
2.1. Способы измерения степени развития волевых качеств……….…….17
2.2.
Факторы, способствующие или
2.3.
Результаты исследований
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………………34
Актуальность. Если раньше (15-20 лет назад) в крупных соревнованиях (чемпионаты мира, олимпийские игры) побеждали спортсмены, на голову превосходящие соперников в физическом отношении, в уровне технической и тактической подготовки, то в настоящее время спортсмены международного класса многих стран не отличаются существенным образом друг от друга ни в физической силе, ни в других отношениях. Сейчас в спорте, как правило, побеждает тот спортсмен , который сумеет к моменту старта обуздать свои нервы, сохранить нервно-психическую свежесть, рационально и грамотно распределить силы, навязать противнику хитроумную тактическую борьбу и проявить сильную волю.
Другими словами, совершенный спорт в отличие от спорта вчерашнего все более и более из борьбы мускулов превращается в борьбу умов и нервов.
Цель работы. Выявление волевых усилий у спортсменов различных видов спортивной деятельности.
Объект исследования. Тренировочный, соревновательный процесс спортсменов: единоборцев, легкоатлетов, лыжников, спортигровиков.
Предметом исследования являются волевые усилия спортсменов различных видов спорта.
Задачи. В ходе исследования преследуется несколько задач:
Гипотеза. Вид спортивной деятельности, которым занимается спортсмен, повлиял бы на проявление его волевых качеств.
Методика исследования. Изучение, анализ литературных источников.
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВОЛЯ
К явлениям движения деятельности относятся феномен воли сознательного преодоления человеком трудностей на пути осуществления действий. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо направляет усилия, чтобы преодолеть барьер, т.е. осуществляет особые действия выходящие за границы его изначальных побуждений и целей; это особое действие заключается в изменении самого побуждения к действию. Человек намеренно привлекает дополнительные мотивы действования, иначе говоря, строит новый мотив. Важную роль в построении новых мотивов играет воображение человека, предвидение и идеальное «проигрывание» тех или иных возможных последствий активности.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций – побудительной и тормозной, и в них себя проявляет.
Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличии от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т.д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища или, например, испытывая состояние раздражения позволяет себе грубить окружающим и т.д.).
Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Человек способен тормозить побуждение мотивов и выполнения действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать «нет!» побуждениям, осуществление которых могло бы поставить под удар ценности более высокого порядка. Регулирование побуждением было бы не возможно без торможения. Примеры тормозной функции воли могли бы быть взяты как из области высочайших проявлений человеческого духа (способность выдерживать жесточайшие пытки в плену, чтобы не выдать своих), так и из сферы повседневной жизни (способность сдерживать свои чувства, не давая выход агрессии во взаимоотношениях с коллегами, способность довести до конца начатое дело, устояв перед соблазном все бросить и заняться чем то более привлекательным и т.д.).
Волевые
проявления человека в значительной
мере проявляются тем, кому человек
склонен приписывать
Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и способностям, называется локализацией контроля (в психологической литературе используется термин «локус контроля», от лат. locus – местоположение и фр. controle - проверка). Есть люди, которые склонны объяснять причины своего поведения и своего деяния внешними факторами (судьбой, обстоятельствами, случаем и т.д.). Тогда говорят о внешней (экстернальной) локализации контроля. Относящиеся к этой категории школьники найдут любые объяснения полученной неудовлетворительной оценке («Задание было неправильно написано на доске», «Мне наверно подсказали и сбили меня с толку», «К родителям пришли гости и помешали мне сделать уроки», «Этого правила мы не походили» и т.д.). Исследования показали, что склонность к экстернальной локализации контроля связано с такими личностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление вновь и вновь откладывать осуществление своих намерений и т.д.
Если индивид, как правило, принимает на себя ответственность за свои деяния, объясняя их, исходя из своих способностей, характера и т.д., то есть основания полагать что у него преобладает внутренняя (интернальная) локализация контроля.
Получивший «двойку» учащийся, для которого характерна внутренняя локализация контроля, объяснит это либо тем, что задание ему не интересно, либо забывчивостью, либо отвлечением внимания и т.д. Выявлено, что люди, которым присуща внутренняя локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы. Интернальная или экстернальная локализация контроля волевого действия, имеющего как положительные, так и отрицательные социальные последствия, являются устойчивыми качествами человека, формирующимися в процессе воспитания и самовоспитания.
Важнейшие
звенья волевого акта – принятие решения
и исполнения – нередко вызывают
особое эмоциональное состояние, которое
описывается как волевое
В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Вотлевое усилие, вызванное чувством долга, мобилизует человека на продолжение внешних и внутренних трудностей (нежелания отвлекаться от интересной книги, соблюдать режим и т.д.).
Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой.
Внешние препятствие требует волевого усилия в том случае, когда оно переживается как внутренняя трудность, внутренний барьер, который необходимо преодолеть.
Приведем простой пример. Если отмерить на полу один метр и попробовать перешагнуть через это препятствие, то никаких трудностей эта задача не составит, никаких волевых усилий это потребуется. Но в условиях альпинистского восхождения ледниковая трещина такой же ширины выступает уже как серьезнейшее препятствие и преодолевается не без усилий. В обоих случаях движение, казалось бы, сходное – надо лишь широко шагнуть. Трудность в том, что в горах этому шагу предшествует борьба мотивов – чувство самосохранения борется со стремлением оказать помощь товарищу, желанием выполнить взятое обязательство. Победит первое – и человек трусливо попятится от трещины, одержит верх второе – и препятствие будет преодолено, хотя быть может, для этого понадобится значительное волевое усилие.
Воля как сознательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающей сильной волей, умеет преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость и выносливость и т.д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Диапазон проявления слабовольности столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.
Абулия – это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение или исполнять его. Отчетливо понимая необходимость выполнить распоряжение врача, больной страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него «полевое» поведение, т.е. управляемое стимулами, появившемся в «поле». (Человек перемещающийся по комнате без видимой цели, входит в дверь только потому что она оказалась открытой, хотя никаких намерений у него входить в дверь не было и делать ему в другом помещении нечего.)
Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга – наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.
Абулия и апраксия – сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, не мозговой патологией, а определенными условиями воспитания; коррекция безволия возможна, как правило, лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.
Информация о работе Особенности проявления волевых усилий у спортсменов