Особенности физического воспитания с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:35, реферат

Описание работы

Здоровье – это состояние полного социального биологического и психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные состояния и физические дефекты.
Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье включает: заболеваемость, инвалидность, физическое развитие, средняя продолжительность жизни.

Содержание

Введение
Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха
Особенности физического и функционального развития глухих детей
Урок – основная форма физического воспитания
Физическая помощь и страховка
Методика и организация проведения подвижных игр в школьном уроке
Подготовка к проведению игры
Методика организации играющих
Руководство процессом игр
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Особенности физического воспитания детей с нарушением слуха.docx

— 65.66 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

Методика  адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха

Особенности физического и функционального  развития глухих детей

Урок  – основная форма физического  воспитания

Физическая  помощь и страховка

Методика  и организация проведения подвижных  игр в школьном уроке

Подготовка  к проведению игры

Методика  организации играющих

Руководство процессом игр

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Заключение

Список  литературы 

 

      Введение 

     Здоровье  – это состояние полного социального  биологического и психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные состояния и физические дефекты.

     Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье включает: заболеваемость, инвалидность, физическое развитие, средняя продолжительность жизни.

     Здоровье  населения зависит от факторов: здоровый образ жизни 50%, влияние окружающей среды 18%, работа 14-18%.

     Физическое  воспитание ребенка с недостатками слуха также как и слышащих, является составной частью воспитания. Физическое воспитание служит задачей всестороннего развития детей. Человек должен быть развит не только в умственном, но и в физическом отношении. Чем более гармонично будет развиваться человек, тем с большим успехом он будет решать стоящие перед ним задачи. Огромную роль в укреплении здоровья детей играет физическое воспитание.

     Под физическим воспитанием подразумевается  система мероприятий, направленных на укрепление и развитие детского организма. Сюда относятся создания необходимых санитарно-гигиенических условий, занятия физической культурой и спортом, и ряд других мероприятий, способствующих охране и укреплению здоровья детей. При проведении мероприятий по физическому воспитанию глухих детей необходимо иметь в виду, что почти все они перенесли те или иные заболевания и в частности мозговые, в результате чего имеют глухоту.

     Очень важно знать, когда ребенок оглох: до появления у него речи или после того как овладел ею. Надо учитывать и степень глухоты, то есть абсолютно ли глухой ребенок или имеет те или иные остатки слуха, которые могут быть использованы в процессе обучения и воспитания.

     Учитывая  ряд особенностей в развитии глухих детей, мы должны уделить особое внимание индивидуальному подходу при изучении и обучении ребенка с недостатками слуха. Большая часть ответственности ложится на школу за воспитание таких детей также и потому, что она интернатного типа и ученик находится в ее стенах 8 и более лет. 

 

      Методика адаптивного физического  воспитания детей с нарушением слуха. 

     Анализ  научных исследований, педагогические наблюдения и проведенные обследования физического состояния неслышащих детей школьного возраста выявили  значительное отставание в показателях  скоростно-силовых качеств и различных  проявлениях координационных способностей.

     Упражнения  скоростно-силового характера (бег, прыжки, метания), в программе воспитания и обучения глухих детей школьного возраста занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить неслышащих детей правильно и уверенно выполнять эти движения в изменяющихся условиях повседневной жизни. Целесообразность использования упражнений скоростно-силовой направленности подтверждается двумя теоретическими положениями: 1) к базовым видам координационных способностей относятся те координационные проявления, которые необходимы при выполнении любых действий ( ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия); 2) повышение уровня одной физической способности влечение позитивные изменения других (положительный перенос»)

     Установлено что в школьном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у не слышащих детей происходит в те же периоды жизни, что и  у здоровых детей- с 7 до 9 лет. Это наиболее благоприятный возрастной период для развития всех физических качеств, не слышащих детей школьного возраста.

     Методика  скоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принцип  сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей. Для усиления коррекционного воздействия методика включает упражнения для развития равновесия, активизации психических процессов и нарушенной слуховой функции; упражнения выполняются под ритмичные удары, барабаны, бубны. Сначала звук воспринимается детьми слухозрительно, а потом только на слух. Основные методы- игровой и соревновательный- включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции, круговую форму организации занятий.

     В таблице №1(см.приложение 1) представлены средства коррекции и развития координационных способностей с помощью скоростно-силовых упражнений, коррекции равновесия и вестибулярной функции у глухих школьников.

     Для повышения эмоциональности и  поддержания интереса к физкультурным  занятиям одно из них проводиться  использованием круговой формы организации, которая воспринимается детьми как  игра, так как имеет сюжетную основу. Упражнения подбираются для комплексного развития физических качеств. Количество упражнений на станции, их интенсивность  и интервалы отдыха регулируются соответственно индивидуальным возможностям ребенка, (табл..№2). Время прохождения  всех станций 4-5 минут, отдых между  кругами 1-1,5 минуты, количество кругов 1-3. 

     Достаточно  большой перечень упражнений требует  систематизации. Наиболее эффективно и апробированным способом их распределения  является использование комплексов упражнений направленного воздействия: из трех занятий в неделю по 30 – 40 мин (в зависимости от возраста), два отвести развитию преимущество скоростно-силовых качеств, одно коррекции вестибулярных нарушений и развитию функций равновесия.

     Прыжковые упражнении выполняются в основной части занятия. Комплекс состоит из прыжков на двух ногах, боком (левым/правым) на двух ногах, на одной (левой/правой) на ноге, на двух ногах с усложнением задания ( составление кирпичиков рядом друг с другом или постановкой друг на друга), включение «горячих» кирпичиков, которых нельзя коснуться. Каждое упражнение выполняется после отдыха продолжительностью 20-30 сек. В таблице №3(см.приложение 3) представлены упражнения и их примерная дозировка для глухих детей.

     Для развития скоростно-силовых качеств  во второй половине основной части  занятия лучше использовать комплекс упражнений с набивными мечами весом 0,5-1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения, сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из и.п. стоя и сидя.

     На  начальном этапе для развития силы рук, в том числе мелкой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо создать облегченные условия, используя не мячи, а поролоновые кубики. Упражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимания кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание кубика нога вверх сидя и лежа, броски кубика из и.п. стоя (лицом, спиной), сидя(лицом, спиной, ногами), лежа(на груди ,спине), быстрый бег за кубиком из различных и.п. после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений. 

     Особенности физического и функционального  развития глухих детей 

     У учащихся в процессе учебных занятий  активно участвует в работе очень  небольшое количество мышц тела. Остальные  находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую  нагрузку. Мышцы спины или даже при наличии самого удобного сидения  испытывают значительное статическое  напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение, сидя и низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднение крово- и лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток.

     В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. В результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка. При этом у школьников отличается тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению позвоночника.

     Работоспособность у учащихся на протяжении урока не бывает постоянной. С целью предупреждения снижения работоспособности целесообразно  сократить периоды непрерывной  работы. Это позволит более рационально  организовать учебную деятельность и высвободить время для отдыха учащихся.

     Чередование учебных занятий и активного  отдыха, включающего физические упражнения в разных формах, способствует снятию утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности  учащихся.

     В первой половине учебного дня работоспособность  школьников постепенно повышается, достигая наиболее высоких показателей к 10-11 часам. Проведение гимнастики до учебных  занятий способствует достижению оптимального сочетания возбудимости и функциональной подвижности нервной системы, благодаря  чему ускоряется «вхождение» организма  школьников в работу. Эффективным  активным отдыхом является проведение физкультурных минут на общеобразовательных  уроках. Применение кратковременных  физических упражнений способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности, что в свою очередь позволяет гораздо более эффективно продолжать занятия.

     Исследования  показывают, что проведение физических упражнений и подвижных игр во время перемен способствует повышению  умственной работоспособности на следующих  уроках.

     Применение  кратковременного отдыха в форме  физкультурных минут на уроках и  физических упражнений на переменах  оказывает эффективное воздействие  в периоды относительно высокого и устойчивого состояния работоспособности. Во время ее существенного снижения следует организовывать продолжительный  активный отдых на открытом воздухе.

     Установлено, что с началом систематического обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается  на 50%, но потребность в движениях  еще удовлетворяется. По мере перехода из класса в класс уровень двигательной активности резко снижается. При  этом 82-85% дневного времени большинство  учащихся находится в статическом  положении. Произвольная двигательная активность у них составляет 16-19%, а на организованные формы физического  воспитания приходится лишь 1-3%.

     Уроки физической культуры лишь частично пополняют  недостаток движений – около 40% суточной потребности или 11% недельной. И если школьник дополнительно не будет  заниматься физическими упражнениями и спортом, это может повлечь за собой задержу в развитии моторики.

     Важное  значение имеет организация двигательной активности в режиме дня. В исследованиях Н.Т. Лебедевой показано, что у школьников, особенно у младших, наблюдается практически ежечасная потребность в движениях. Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультурных минут и игр на переменах позволяет в определенной мере удовлетворить эту потребность. Значительное повышение двигательной активности в утренние часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной работоспособности и удовлетворяется гимнастикой до учебных занятий, а также более продолжительными занятиями физическими упражнениями: активным отдыхом в середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях, активными прогулками на воздухе.

     При проведении занятий физическими  упражнениями в режиме учебного дня  можно выделить два направления: оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности, повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы и соответствующих ступеней комплекса ГТО.

Информация о работе Особенности физического воспитания с нарушением слуха